Ассамблея народов Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

В декабре 1992 года на форуме народов Казахстана, посвященного первой годовщине независимости страны Глава государства Н.А. Назарбаев высказал идею о создании Ассамблеи народов Казахстана.

Работа содержит 1 файл

Ассамблея народов Казахстана.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

   Реальное  состояние дел в республике ставит на повестку дня приоритет построения нового тождества на принципах демократии. В Стратегии Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период выдвигается задача «формирования казахстанской идентичности путем консолидации этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли государственного языка и культуры казахского народа». Иными словами, на государствообразующий этнос возлагается задача построения такой модели общества, которая давала бы возможность и в дальнейшем сохранять уникальную этносоциальную структуру страны и лелеять мир многообразия в единстве. С другой стороны, парадигма «четкого политического самоопределения личности через осознанный выбор своей Родины», предложенная Н. А. Назарбаевым, знаменует собой окончательный отход от тоталитарной практики советизма.

   Строительство открытого гражданского общества требует  интеграционных усилий этнокультурных объединений в обеспечении гармонических  межэтнических отношений в Казахстане. Ассамблея народов Казахстана в состоянии принять на себя и этот вызов времени. Гарантией же от падения в национальную ограниченность служит сам характер казахского народа.

   Мировой опыт не смог предложить готовых рецептов для тех, кто вдруг оказался «некоренным». Когда в западных республиках советской империи все явственнее стало проявляться «деление на чистых и нечистых», стало очевидно, что и европейские модели в улаживании межэтнических напряженностей далеки от совершенства. Казахстанский же образ мышления был просто не в состоянии воспринимать иноплеменников через понятия иммигрантов или иностранной рабочей силы, настолько сильно прижился обычай тамырластыћ, иначе говоря, истинного товарищества, неотягощенного пропагандистским официозом.

   Тем не менее, политизация национального вопроса не минула и Казахстан. Пограничные состояния межнациональных отношений, хотя и не поддерживаемые большинством граждан, начинали довлеть при решении почти любой проблемы, с которой сталкивалось молодое государство, лишенное какого-либо опыта самостоятельного плавания. На фоне наращивания процессов демократизации с постсоветской спецификой вопрос о правах граждан разных национальностей для многих стал уже не декларативным, а вполне реальным. В связи с этим Президент республики Н. А. Назарбаев предупреждал: «Способность этноса к образованию государства проявляется прежде всего в его желании и умении жить в согласии с представителями остальных национальностей, постоянно поддерживать такую атмосферу, чтобы все живущие в республике считали Казахстан своей родиной. Иная позиция ведет к тупику».

   С началом  деятельности национально-культурных центров и Ассамблеи народов  Казахстана национальные меньшинства  республики (а многие из них —  впервые после 70-летней советской  эпохи) получили реальную возможность  возрождения своего языка, традиций, обучения и воспитания детей на родном языке, развития связей с исторической родиной и зарубежной диаспорой, причем при государственном патронате.

   Достаточно  взглянуть на проблему казахского языка. Прежняя регламентация пресловутого русско-казахского двуязычия уже не могла работать в посттоталитарных условиях. Императивы нового времени ставили задачу придания казахскому языку большего наполнения, который за годы советского правления был функционально ограничен лишь в сферах бытового общения и классического искусства. Своеобразие же государственного строительства в республике выразилось в том, что национальный суверенитет казахов получил свое развитие в едином контексте государственной самоидентификации всего народа Казахстана как гражданской общности.

   Однако, с другой стороны, на территории республики к концу ХХ столетия проживало  более 100 национальностей — представителей других народов, совокупной численностью в семь миллионов человек, то есть почти без малого половины населения. Это те люди, которые уже сделали осознанный выбор казахстанского гражданства и связали свою судьбу и судьбу своих близких с казахской землей. Квинтэссенцией государственной политики в данном случае должна была выступить способность лидеров страны отличать культурфилософский подтекст подхода к строительству казахстанского общества от политических сиюминутных интересов отдельных слоев населения. Необходимо было выработать некий алгоритм, который в простой и не утяжеленной манере дал бы народу понять главное — в республике нет и не будет причин для противостояния по этническому признаку, а власть обязана оградить хрупкий межнациональный консенсус от безответственного политиканства.

   И такая  формула была найдена: Казахстан  — это общность граждан разных национальностей, а не новая этническая общность. Интеграция наших народов основана на сохранении этнической уникальности нашей страны. Формирование принципиально новой модели этносоциальной структуры общества востребовало к жизни и создание каких-то новых социальных институтов, способных адекватно реагировать на запросы всего спектра полиэтнического социума республики. Объясняется это тем, что возрождение этничности и поиск своей идентичности сами по себе являются частью модернизации и взятые вместе ведут к процессам демократизации как в политической, так и в социальной структурах.

   Сегодня казахстанская модель межнационального и межконфессионального согласия стала  реальностью и отвечает требованиям  развития мирового сообщества. Она  — феномен современной культуры Евразии, у нее есть будущее, а это — весомое основание для вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира.  

   Цели  и задачи стратегии

   Настоящая стратегия Ассамблеи народов  Казахстана представляет собой систематизированную  совокупность базовых и руководящих ориентиров ее деятельности в сфере межэтнических отношений на ближайшую перспективу  и построена на следующих принципах:

   - приоритета интересов народа  и государства;

   - верховенства закона и равенства  прав и свобод человека и  гражданина,  независимо от его расы, национальности,  языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;

   - общественной стабильности как  основы справедливого решения  национального вопроса, предотвращения  и предупреждения действий, выступлений и высказываний, способных дискредитировать Республику Казахстан, а также препятствующих нормальному функционированию Ассамблеи народов Казахстана;

   - всестороннего развития национальных  культур, языков и традиций  казахстанского народа;

   - предупреждения деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, разжигание социальной, национальной, родовой и религиозной розни, ненависти или вражды;

   - поддержки соотечественников, проживающих  в зарубежных странах, в вопросах  сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления их связей с исторической Родиной, содействия в защите прав и интересов граждан Казахстана за ее пределами;

   - расширения интеграционных отношений  с международными организациями  и институтами гражданского общества зарубежных стран.

   Целью настоящей стратегии  является повышение  роли Ассамблеи народов  Казахстана в реализации задач Стратегии  «Казахстан-2030», укреплении стабильности и согласия в обществе и процессе формирования казахстанского народа, его сильной государственности, открытого гражданского общества.

   Задачами  стратегии являются:

   - формирование  казахстанской идентичности путем  консолидации этносов Казахстана  на основе гражданской и духовно-культурной  общности при стержневой роли  государственного языка и культуры казахского народа;

   - обеспечение эффективного взаимодействия  государственных органов и институтов  гражданского общества в сфере  межэтнических отношений;

   - интеграция усилий этнокультурных  объединений в обеспечении гармоничных  межэтнических отношений в Казахстане;

   - формирование системы упреждающих  механизмов по профилактике негативный  тенденций в области межэтнических  отношений и нейтрализации возможных  угроз, недопущение политизации  этнического фактора;

   - совершенствование деятельности Ассамблеи народов Казахстана по реализации государственной политики в области межэтнических отношений и повышение ее роли в демократизации политической системы, решении актуальных задач общественного развития.

   Решение данных задач необходимо реализовать путем корректировки основных направлений деятельности Ассамблеи народов Казахстана в соответствии с потребностями общества и государства на новом этапе развития. При этом необходимо объединение организационных, интеллектуальных и иных ресурсов общества и государства в целях реализации государственной политики в области межэтнических отношений.

   Исходя  из этого, основные усилия будут направлены на кардинальное улучшение работы существующих и создание новых структур Ассамблеи  народов Казахстана.

                 Механизм реализации и ресурсное обеспечение стратегии

   В целях  реализации стратегии  на основании ее положений будут разработаны и реализованы ежегодные планы действий Ассамблеи.

   Конкретные  мероприятия по реализации стратегии  определяются ежегодными планами действий, которые разрабатываются рабочим органом Ассамблеи и утверждаются председателем Ассамблеи. Соответствующие планы мероприятий разрабатываются на уровне малых ассамблей и утверждаются председателями малых ассамблей.

   Реализация  настоящей стратегии предусмотрена за счет бюджетных средств республики, областей, г.г. Астаны и Алматы, средств национально-культурных объединений, финансовых ресурсов международных организаций, грантов и других финансовых источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

   Также целесообразно рассмотреть возможность  создания фонда, который будет участвовать  в финансировании отдельных проектов Ассамблеи в рамках реализации настоящей  стратегии.

   Ожидаемые результаты от реализации стратегии

   Результатами  реализации указанных основных направлений деятельности Ассамблеи должны стать:

   в области обеспечения гражданского мира и согласия, внутриполитической стабильности:

   - формирование казахстанской идентичности  на основе гармонизации межэтнических  отношений, укрепление казахстанского патриотизма, духовно-культурной общности казахстанцев, создание системы воспитания казахстанского патриотизма в каждом последующем поколении молодежи;

   - проведение согласованной работы  государственных органов в реализации  политики государства в области межэтнических отношений;

   - повышение эффективности работы  Ассамблеи по реализации государственных  интересов в сфере межэтнических  отношений;

   - создание системы упреждения  и раннего выявления негативных  тенденций и угроз на основе  проведения этномониторинга и деятельности аналитической структуры Ассамблеи;

   - повышение качества и эффективности  информационно-идеологической работы  по вопросам межэтнических отношений,  эффективного противодействия влиянию  идей экстремизма, нетерпимости  и радикализма;

   - в области межэтнических отношений;

   - гармонизация межэтнических отношений,  укрепление толерантности и доверия  в отношениях между казахстанскими  этносами;

   - дальнейшее развитие культур  и языков казахстанских этносов,  интегрирующее  их вокруг государственного языка и культуры казахского народа, обеспечение условий для формирования духовно-культурной общности казахстанцев;

   - превращение государственного языка  в неотъемлемый элемент внутренней  культуры представителя каждого казахстанского этноса;

   - формирование полиязычия,  при котором государственный и официальный языки приобретают реальные перспективы для дальнейшего развития как средства межэтнического общения;

Информация о работе Ассамблея народов Казахстана