Ассамблея народов Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

В декабре 1992 года на форуме народов Казахстана, посвященного первой годовщине независимости страны Глава государства Н.А. Назарбаев высказал идею о создании Ассамблеи народов Казахстана.

Работа содержит 1 файл

Ассамблея народов Казахстана.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

   История создания Ассамблеи  народов Казахстана

   В декабре 1992 года на форуме народов Казахстана, посвященного первой годовщине независимости  страны Глава государства Н.А. Назарбаев  высказал идею о создании Ассамблеи  народов Казахстана.

   1 марта  1995 года Президентом был подписан Указ «Об образовании Ассамблеи народов Казахстана». С этого времени она функционирует как консультативно – совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. В соответствии с этим Указом во многих регионах страны была образована сеть Малой Ассамблеи народов Казахстана. Она заняла подобающее место в общей системе демократических институтов, обрела опыт по консолидации общества, выступает как один из ключевых инструментов гражданской интеграции населения.

   За 11 лет  Малая Ассамблея претерпела качественные и количественные изменения. Сегодня в регионах функционируют порядка 80 национально- культурный центр, являющиеся инициаторами  и участниками многих общественно-значимых и культурных мероприятий. В состав Малой Ассамблеи входят руководители и лидеры национально-культурных центров, объединений и ассоциаций, представляющие более 100 национальностей. Малая Ассамблея народов Казахстана проводит целенаправленную политику укрепления межнациональных отношений, политической стабильности, экономического благополучия.

            Активное участие национально  - культурные центры принимают  в подготовке и проведении  государственных праздников, наряду  с ними широко отмечаются и  народные, а также юбилейные и  другие даты в истории диаспор. 

   Одним из приоритетных направлений в деятельности Ассамблеи является воспитание подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма, формирование полиэтнической личности. Для разностороннего интернационального воспитания в учреждениях образования области созданы Детские Ассамблеи. Их главная задача - научить детей жить вместе, мыслить и действовать в пространстве многих культур.

   В них интенсивно изучаются национальные языки, в средних общеобразовательных школах открыты классы по изучению дунганского, курдского, турецкого, корейского, уйгурского, как родных языков. Представители немецкой, карачаево – балкарской, польской, китайской диаспор имеют возможность обучаться родному языку в действующих воскресных школах. Увеличивается число детей разных национальностей в школах с казахским языком обучения, что говорит о серьезном отношении к развитию и функционированию государственного языка.

   Проводится  большая благотворительная работа, направленная на оказание адресной помощи малообеспеченным гражданам, многодетным  семьям, детям из детских домов – интернатов.

   Члены Малой Ассамблеи народов Казахстана активно влияют на формирование духовно  – нравственного облика нашего многонационального общества, культивируют высокие гуманистические  идеи дружбы, межнационального единства и консолидации общества, решают стоящие перед ними проблемы. Все диаспоры с уверенностью и оптимизмом трудятся во имя будущего нашего суверенного государства.

   Ассамблея народов Казахстана является своеобразным общественным договором, призванным интенсифицировать гармонизацию межэтнических отношений на паритетных началах. Выступая всецело законнорожденным продуктом гражданской, а не этнической системы общегосударственного самоопределения, АНК явилась своеобразной площадкой, на которую этнические группы могут ретранслировать свои интересы, продвигать своих представителей в политическую систему в соответствии с рекомендациями Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ.

   Правоспособность  данного объединения собирать под  единый шанырак наиболее влиятельных людей, не по должности, а по значимости в общинной иерархии, позволила в устоявшейся манере толерантности аксакалов урегулировать порой наиболее щепетильные вопросы казахстанского общежития.

   В последующем  создание малых ассамблей при  областных акиматах во многом способствовало решению конкретных проблем. Оперативно решались вопросы размещения неграждан республики, бежавших от войны, малый бизнес находил здесь защиту от чиновничьего произвола, а этнически организованные преступные группировки вообще перестали существовать, поскольку становились изгоями в кругу своих же соплеменников.

   Президент Н. А. Назарбаев справедливо указывает, что «Ассамблея по-настоящему «познакомила»  народы Казахстана между собой, показала все лучшее, что есть в каждом из нас, объяснила, что мы не такие уж и разные».

   Авторитет этой организации выразился в  том, что за прошедшее десятилетие, как отмечалось в Послании народу Казахстана, не было случая, когда при  принятии важных решений обошли вниманием  мнение ассамблеи или не приняли бы в расчет ее позицию. Однако если на первоначальном этапе ассамблея взяла на себя задачу разрешения тех или иных конфликтных ситуаций, то современный, во многом благоприятный климат стабильности определяет местоположение этой структуры уже в иных ипостасях.      

     Анализ современного состояния межэтнических отношений в Казахстане и основные проблемы, требующие государственного внимания в сфере национальной политики.

   На  исторической земле казахов накоплен богатый и уникальный опыт мирного  сосуществования народов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий в одном государстве. Это наследие определяет корни нашего единства и помогает яснее увидеть свое будущее.

   Внутриполитическая  обстановка в Казахстане на сегодняшний  день характеризуется в целом  как стабильная. Различные этнические группы оценивают межэтнические отношения в регионах их проживания как положительные и доброжелательные.

   Как и само казахстанское общество, межэтническое  взаимодействие в стране за последние  годы претерпело значительные изменения. В ходе проведения экономических и политических реформ сформированы новые социальные группы, в обществе утверждаются свободомыслие и толерантность. Демократизация общества обеспечила условия для возрождения и развития культуры и языков народов Казахстана. Это развитие происходит на основе гражданской общности всех казахстанских этносов, что способствует гармонизации межэтнических отношений.

   Вместе  с тем имеется ряд объективных  факторов, отрицательно влияющих на состояние  межэтнических отношений: невысокий уровень жизни, безработица и наличие преступности, недостаточная правовая культура, проявление тенденции этнической самоизоляции.

   В современном мире идет противоречивый процесс взаимного общения народов, расширяются контакты между ними. Вместе с тем в отдельных регионах мира имеет место неприятие иных культурных и цивилизованных критериев. Ни один прогрессивно настроенный и стремящийся к справедливости человек не может быть удовлетворен таким положением.

   В последнее время появились и  такие новые внешние факторы, влияющие  на состояние межэтнических отношений, как:

   - вероятность геополитического раскола  по этноконфессиональному признаку, а также снижение толерантности  массового сознания;

   - возникновение  угрозы военно-политической дестабилизации  в регионе, возможности гуманитарных катастроф и появление неконтролируемого потока

   беженцев;

   - противоправная  деятельность экстремистских, террористических  и радикальных групп под прикрытием  религиозных идей;

   -  распространение масс-культуры и чуждых казахстанскому менталитету нравов через зарубежные средства массовой информации, религиозные объединения, не соблюдающие законодательство страны;

   - рост транснациональной преступности;

   -          политизация конфессий и этноориентированных организаций.

   Указанные факторы могут оказать  дестабилизирующее влияние на состояние межэтнических отношений. Поэтому государственным органам, Ассамблее народов Казахстана необходимо проводить целенаправленную  и упреждающую работу по:

   - формированию и укреплению казахстанской  идентичности на основе гражданской общности, казахстанского патриотизма, духовно-культурного взаимодействия и гармонизации межэтнических отношений;

   - вовлечению и активизации всех  слоев общества в процесс поэтапной  и последовательной демократизации, становления и развития гражданского общества;

   - нейтрализации  воздействия внешних угроз и  влияний на состояние межэтнических  отношений в Казахстане.

   Задачи, которые ставились перед Ассамблеей народов Казахстана в период ее создания, на сегодняшний день в целом выполнены. В стране обеспечено равенство всех этносов, возрождение и развитие их языков и культуры. В основном завершены рыночные реформы в экономической сфере, проведена демократизация политической системы.

   В настоящее время необходим новый  взгляд на место и роль Ассамблеи народов Казахстана в обществе и государстве, на решение тех задач, которые являются  результатом как нашего внутреннего развития, так и воздействия внешних факторов.

   Разрешение  любых вопросов государственного масштаба и значения требует  особого упорства и настойчивости с учетом предвидения перспектив геополитического развития, исторической важности и научной обоснованности в интересах независимого пути развития государства.

   Определяя свои приоритетные направления, Ассамблея  народов Казахстана ставит перед собой ответственные цели и задачи: укрепление возрожденной государственности, защиту прав и свобод человека, интересов народа и государства, переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям цивилизованного мирового сообщества. Решение этих вопросов должно носить системный и превентивный характер.

   С учетом вышеуказанных факторов и  важности своей роли в обществе Ассамблея  должна активно участвовать в  реализации государственной национальной политики. При этом новые цели и  задачи Ассамблеи определяются в соответствии со стратегическими приоритетами государства в области внутренней и внешней политики и возлагают большую ответственность на каждого члена Ассамблеи.

   Данный  подход лежит в русле общей  стратегии государства по всемирному укреплению гражданского общества и постепенному вовлечению его членов в процесс государственной политики. 
 
 

           Стратегия Ассамблеи народов Казахстана  «формирования казахстанской идентичности путем консолидации этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли государственного языка и культуры казахского народа».

   Демократизация  — чрезвычайно сложный и продолжительный  процесс, в котором активное участие  должны принимать все граждане страны. Во многом решению этой задачи способствует Ассамблея народов Казахстана, уникальный институт эпохи независимого развития Казахстана, воплотивший в себе новые формы совершенствования общественных отношений на основе участия всех без исключения этнических групп в строительстве нового государства.   

   Проблема  межнациональных отношений в  Казахстане уходит корнями глубоко  в историю. Во многом это связано  с тем, как происходил процесс  формирования населения республики. Но как бы там ни было, не каждый сегодня  сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: «Кто же мы такие — казахстанцы?». Требуются время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации.

   Безусловно, нынешнее положение дел в тонкой сфере межэтнических взаимоотношений, самочувствие этнических групп в нашей республике не идет ни в какое сравнение с ситуацией во многих постсоветских республиках. Однако говорить о том, что национальный вопрос окончательно решен, еще рано. Да и можно ли вообще полностью его решить? На протяжении всей истории человечества это никому не удавалось. Но, поскольку стратегической задачей страны определено достижение единства многочисленных национальных групп населения, необходимо на каждом этапе подвергать анализу эффективность реализации национальной политики государством и обществом.

   Сегодня Казахстан, как и другие страны Содружества, переживает ответственный этап государствообразования. Перед этническими меньшинствами  во всей полноте встала проблема самоидентификации. Решать ее можно по-разному. И тем  не менее значительная часть представителей этнических меньшинств осознает себя гражданами нового независимого государства и намерена решать свои проблемы только в его рамках.

Информация о работе Ассамблея народов Казахстана