Ассамблея народа Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:58, реферат

Описание работы

Конфликтологические теории в социологии, если начинать отсчет от Г.Зиммеля, имеют более чем столетнюю исто-рию. Но пока на практике зачастую не удается как предупреждать или эффективно регулировать постоянно возни-кающие конфликтные ситуации, так и составлять соответствующие обоснованные прогнозы. Социальная жизнь в зна-чительной мере есть социальная стихия. Возможно, конфликтность связана с изначальной агрессивностью человече-ского вида, как это полагали

Работа содержит 1 файл

срс 7.docx

— 41.81 Кб (Скачать)

 

В данном проекте на основе сообщений с мест анализируется  конфликтогенный "фон" той или иной территории, то есть по существу те аргументы, которые могут быть использованы в националистической пропаганде (46 конфликто-генных факторов). На наш взгляд, не столько сами по себе негативные, с точки зрения группы, социальные, экономи-ческие, политические, экологические и прочие процессы, а в первую очередь их динамика, то есть скорость измене-ний, дают наилучшие основания для роста конфликтных настроений и для успехов националистической пропаганды. Это хорошо известно на примере резкого повышения конфликтогенного потенциала территории в результате быстро-го изменения ее этнодемографической структуры, связанного с интенсивными миграционными процессами. В наибо-лее обобщенном виде основные доводы, которые оправдывают в массовом сознании возможность перехода от мира к войне, латентно присутствуют в следующей типологии вооруженных конфликтов:

 

"1. Территориальные конфликты:  а) приграничного характера; б)  вооруженные столкновения в споре  за обладание конкретной территорией. 2. Межэтнические, межобщинные, межплеменные, межконфессиональные конфликты ("войны непохожести" - "мы-они", "войны старшинства"). 3. Экономические войны - перешедшие в стадию воору-женного противостояния и столкновения конфликты в борьбе за сферы экономического влияния, рынки сбыта, пути транзита, в т.ч. межгосударственные, региональные, транснациональные мафиозные "разборки". 4. Гражданские вой-ны - борьба классов, социальных и политических группировок за власть, за доминирование в обществе, восстание против диктатуры, определенного политического режима. 5. Сепаратистские войны - результат "суверенизации" но-вообразований, стремления выйти из-под контроля "метрополии" ("неоколониализм"). 6. Идеологические войны (войны инакомыслия: коммунистического-капиталистического, коммунистического-фашистского, геноцид по расо-вым, национальным, конфессиональным основаниям). 7. "Неистовые движения" - войны с неопределенной мотива-цией, серии террористических и диверсионных актов устрашающего характера, войны псевдореволюционных группи-ровок по принципу "против всех". 8. "Войны национальных интересов" (защита своих политико-экономических ин-тересов державами-гегемонами в различных точках земного шара под видом защиты демократических ценностей и поддержания мирового порядка). 9. Войны (операции) по поддержанию мира (ОПМ) - защита демократическими странами, региональными союзами либо всем мировым сообществом политико-экономических интересов и демокра-тических ценностей, соотвествующих общепринятым стандартам мирового порядка. 10.Войны-казусы - локальные, как правило, краткосрочные, умышленные либо непреднамеренные столкновения принадлежащих различным странам военных подразделений и объектов, находящихся в режиме боевого дежурства, плавания, полета, пограничного дозо-ра и т.п." [Насиновский, с. 13-14; подробнее о типологии межэтнических конфликтов см.: Перепелкин, 1997 (2)].

 

Заключая этот раздел, следует  задаться таким вопросом: возможно ли манипулирование межэтническим  конфликтом извне? Кажется, что логика нашей статьи позволяет дать на него положительный ответ. Для управления межэтниче-ским конфликтом есть несколько "опорных точек": социально-психологическое состояние общества (степень разви-тия этноцентризма, наличие негативных этнических стереотипов и этнофобий); наличие и авторитетность национали-стических движений и объединений; имеющаяся и возможная ресурсная база; уровень и формы этнополитической мобилизации группы; существование аргументов в пользу невозможности дальнейшего мирного сосуществования в рамках более широкого общества. Понятно, что этот "рычаг" может быть использован как для нагнетания уровня на-пряженности, так и для снижения конфликтного противостояния. Последнее замечание позволяет перейти к заключи-тельной части нашей работы.

 

4. "Субъектность" межгрупповых отношений как фактор разрешения конфликтных ситуаций

 

Описанный нами идеально-типический механизм эскалации конфликта связан с повышением степени "субъектности" этнических групп и, соотвественно, межгрупповых отношений. Этим термином мы обозначаем растущий уровень психологической, политической, экономической, культурной, информационной унификации группы в ее дистанциро-ванности от "чужаков"; существенное уменьшение "проницаемости" социальных границ; дрейф групповых мораль-ных норм по сформулированному В.И.Лениным принципу: "морально все то, что служит делу пролетариата" (читай - достижению групповой цели). По существу на поздней стадии конфликта мы уже можем наблюдать скорее не группу как совокупность самостоятельно мыслящих индивидов, а в первую очередь коллективного индивида, или единого "субъекта" (по крайней мере это относится к активной части группы). Следовательно, на поздних стадиях конфликта межгрупповое взаимодействие уподобляется межперсональным взаимоотношениям.

 

Если этот вывод верен, то способы разрешения межгрупповых конфликтных ситуаций гомологичны тем, которые ис-пользуются при предотвращении межличностных конфликтов. Значительная их часть широко используется в мировой практике. Напомним некоторые из них.

 

Часто конфликтующие стороны  просто предоставляются сами себе, и конфликт затухает по мере исчерпания ресур-сов. В результате может возникнуть новая конфигурация отношений между сторонами конфликта, но может и сохра-ниться status quo. Это не самый лучший путь, и в первую очередь потому, что любой локальный конфликт имеет по-тенциал для расширения в региональном и более широком масштабе. Поэтому чаще всего используются силовые ме-тоды принуждения к миру - в рамках возможностей отдельного государства или с привлечением международных ми-ротворческих сил.

 

Но разъединение сторон - также не самый лучший способ купирования  конфликта, так как сохраняются  все конфлик-тогенные факторы, и противостояние может быть возобновлено в любое время. Поэтому разъединение сторон обычно сопровождается инициацией переговорного процесса. Это достаточно распространенная форма антиконфликтного действия, имеющая ряд весьма эффективных процедур [напр.: Фишер, Юри, 1992]. Она гомологична судебному про-цессу, при котором тяжба рассматривается независимым экспертом (судьей). Ведь еще из работ Г.Зиммеля известно, что в любом конфликте принимает участие и "третья сторона", которая выступает в качестве арбитра. Недостаточ-ность этой формы антиконфликтного действия заключается в том, что "третья сторона", учитывая нынешние полити-ческие реалии, скорее всего будет стремиться извлечь из конфликта собственные выгоды. Такую роль недавно сыграл, например, Североатлантический альянс (представляющий в первую очередь интересы США) в албано-сербском кон-фликте. В результате у проигравшей стороны остается моральное обоснование для возобновления конфликтных дей-ствий.

 

Если придерживаться гомологии  между межгрупповым конфликтом на его  завершающей стадии и межиндивидуаль-ным противостоянием, то следует скорее ориентироваться на такие формы, как деятельность психоаналитиков (снятие внутриличностного конфликта) и деловую игру (формирование общих интересов и целей). В предыдущем выпуске данного Бюллетеня были предложены две возможные формы снятия конфликтной напряженности, гомологичные психоанализу и деловой игре - это развитие диалога между конфликтующими сторонами [см.: Сондерс, Чуфрин, Имомов,1999] и включение их в интеграционный процесс [Перепелкин, 1999 (2)]. В обоих случаях не только прогова-риваются (а тем самым как бы вытесняются из "подсознания") взаимные обиды и претензии, но выявляется круг об-щих интересов, разрабатываются коллективные цели и способы их реализации. Тем самым коллективные "субъекты" противостояния переходят на новый этап взаимоотношений, в котором националистическая (или религиозно-фундаменталистская) идеология и политическая мобилизация группы вытесняются на обочину жизни, а межэтниче-ские границы становятся проницаемыми для взаимообмена.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

 

Бедин В.И., Генова Н.М., Перепелкин Л.С., Соколовский С.В. Этническая конфликтология: Учебное пособие. М., 1995.

 

Бедин В.И., Генова Н.М., Перепелкин Л.С., Соколовский С.В. (2) Этническая социология: Учебное пособие. М., 1995.

 

Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация: Сб. работ. М., 1989.

 

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

 

Денисов В.В. Социология насилия (критика современных буржазных концепций). М., 1975.


Информация о работе Ассамблея народа Казахстана