Театр в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:49, доклад

Описание работы

Театр (греч. θέατρον - место для зрелищ) — форма исполнительского искусства, основным средством выразительности которого является актёр, который через действие и использование разных театральных приёмов и форм существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. Актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком.

Работа содержит 1 файл

театр в россии.docx

— 49.27 Кб (Скачать)

    В Москве русское сценическое искусство  началось в 1756 году с открытия театра при Московском университете, который  возглавил М. М. Херасков. Но труппа не могла быть постоянной — закончившие  учебу студенты одновременно заканчивали  и актерскую деятельность на университетской  сцене.

      В 1757 году в Петербурге открылась  итальянская опера известного  антрепренера Локателли, в 1759 году он же открыл театр в Москве, который просуществовал недолго — до 1762 г. 

    Театр при Екатерине II

    При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было три: итальянская оперная, балетная и русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления  немецкая труппа.

    В 1762 году была образована французская  драматическая труппа.

      В 1766 году был издан «Стат всем принадлежащим к театру людям». Общая сумма ассигнований на театр достигала 138410 руб., в том числе на русский театр 10500 руб., тогда как на содержание французской труппы было назначено вдвое больше. Театральное ведомство при Екатерине II страдало постоянным дефицитом.

      В 1783 году впервые были установлены  «пробы» (дебюты) для артистов. Тогда  же стали давать платные спектакли  для публики в городских театрах.  Важной мерой была отмена казенной  театральной монополии.

    Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно часто любительские спектакли  в Эрмитажном театре. Большое распространение  получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко принимали участие  малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь  учрежденного Новодевичьего (Смольного) монастыря.

    В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская  опера известного Локателли. В 1759 году там был заведён публичный русский театр, но он просуществовал недолго. Особенно оживлено театральное дело в Москве было в 1762 году по случаю коронования Екатерины II. После первого московского театра при Московском университете постоянно действующая антреприза началась в Москве с открытием в 1766 так называемого Российского театра, который возглавил полковник Н. С. Титов. Для его спектаклей императрица Екатерина II предоставила помещение московского придворного театра — Головинский Оперный дом. С 1 марта 1769 Титов отказался от руководства театром, и в июле антреприза перешла к Дж. Бельмонти и Дж. Чинти, которые для спектаклей сняли дом графа Р. И. Воронцова на улице Знаменке (так называемый Знаменский театр).

    Во  время чумы 1771 года Бельмонти умер, а Чинти исчез, и основным владельцем московской антрепризы стал князь П. В. Урусов, принявший к себе в товарищество в августе 1776 английского антрепренера и механика Михаила Егоровича Медокса. В феврале 1780 Знаменский театр сгорел, и вскоре Урусов вышел из антрепризы, содержателем которой остался Медокс, построивший Петровский театр. Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных. Однако к XIX веку Михаил Егорович Медокс разорился, и все его театральные предприятия перешли в государственную казну.

    Наряду  с развитием императорских театров  при Екатерине II значительно увеличивалось  количество дворовых крепостных театров  в помещичьих усадьбах. При Екатерине II славились театры Румянцева, Волконского, графа Шереметева, у которогобыло четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино).

    В 1790-х гг. в Москве насчитывалось  около 15 частных театров, при 160 актёрах  и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие помещичьи  труппы бывали и в провинции. Так, в конце XVIII столетия особенно славились труппы графа Волкенштейна, Сумарокова, князя Юсупова, князя Щербатова и другие.

      Из провинциальных городов постоянный театр был основан в 1786 в Тамбове,  в 1787 - в Воронеже и Твери, в 1798 - в Нижнем Новгороде, в 1812 - в Харькове.

    В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности  и общности приемов, тона и стиля  игры. Эта была школа европейская, точнее - французская. Первыми образцами, которым пришлось следовать первой русской труппе, были иноземные театры тогдашнего Петербурга, в особенности французская труппа Сериньи, состоявшая, по свидетельству современников, из весьма талантливых артистов. Близость этой труппы и репертуар первых лет, состоявший из пьес Сумарокова и переводов комедий Мольера, Детуша и Реньяра, ещё более обобщил артистическую физиономию обеих трупп, французской и русской.

    Во  главе художественной части образованного  русского театра был поставлен Дмитревский, который усвоил стиль и манеру игры лучших из европейских трагиков того времени и в тех же правилах воспитал целую плеяду современных ему русских актёров. Крутицкий, Гамбуров, Сандунов, Плавильщиков, А. Каратыгин, А. С. Яковлев, Семёнова и другие были талантливыми учениками, последователями и преемниками направления Дмитревского, то есть французской школы сценической игры.

    Принадлежность значительной части актёров к числу крепостных (ещё в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп) не могла содействовать возвышению общественного положения актёров. Попав в императорские театры, крепостные стали освобождаться от крепостной зависимости. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин.

    Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное  значение, но это сознание в её время  было только теоретическим; на самом  деле театр оставался благонравным развлечением. Всё же театр явился в России первым проводником народности (Лукин, Аблесимов, Фонвизин).

    Первой  в истории русской драматургии  социально-политической комедией стала  пьеса Дениса Ивановича Фонвизина  «Недоросль», где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев 18 столетия в России.  

    XIX век и начало XX века

    В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые  произошло разделение на драматическую  и музыкальную труппы, музыкальная  в свою очередь разделилась на оперную и балетную.

    Идея  такого разделения принадлежала Катерино Кавосу, который сам же возглавил оперу в Санкт-Петербурге. В Москве, хотя такое разделение официально произошло, музыкальная и драматическая части еще долго были объединены единой сценой — до самого открытия в 1824 году новой драматической сцены, со временем получившей название Малого театра. Малый и Большой московские театры получили свои названия не сразу, поначалу их так называли исключительно по сравнительным характеристикам, лишь со временем они обрели официальный статус. Однако, несмотря на разделение трупп, обе сцены еще долго были фактически неразрывны из-за общего руководства, администрации, общей костюмерной и иных необходимых театральных атрибутов.

    Постепенно  количество театров, входящих в управление императорской театральной конторой, увеличивалось. Это были петербургские  и московские государственные театры, труппы которых размещались в  Большом и Малом театре (Москва), в Мариинском, Александринском, Эрмитажном театре, Большом Каменном в (Петербурге). Актеры и все остальные работники императорских театров принадлежали не к одной труппе, а ко всем театрам и распоряжались ими чиновники конторы по своему усмотрению, потому легко назначались и переназначались на разные сцены. Чиновники императорской конторы не обеспокоивались ни семьями, ни иными вопросами подчиненных им артистов. Чиновники ведали и репертуарной частью, от них зависело принимать или нет к постановке пьесу или музыкальный спектакль. Это не давало свободы творчеству, и потому все большее место в истории русского театра занимали частные труппы.

    Вся последующая история русского театра была историей господства западноевропейского, преимущественно французского, драматического искусства. Такое положение вещей  продолжалось почти сто лет. Французская  школа игры породила немалое количество сценических художников. Свойственная ей красота внешних приемов, отделка мельчайших подробностей игры, продуманность стиля исполнения вместе с глубоким уважением к искусству поставили лучших русских актёров наряду с крупными артистическими силами Запада. Были эпохи в истории русского театра, беспримерные по числу замечательных дарований, находившихся одновременно на сцене. Таково было время Щепкина, Шумского, Мочалова, Садовского, Самарина, П. Степанова, С. Васильева и Е. Н. Васильевой, Никифорова, Медведевой, Мартынова, Сосницкого, сестер Веры и Надежды Самойловых и их брата Василия Самойлова, а также до того их родителей Василия Михайловича и Софьи Васильевны Самойловых и других артистов, работавших на московской и петербургской сценах.

    Русский театр, оказавшийся прекрасным учеником и принявший в себя основы западно-европейской культуры, стал искать собственные пути развития, ни в коем случае при этом не отстраняясь от своих учителей — деятелей западно-европейской культуры. Происходило зарождение русской интеллигенции.

    Это время характеризуется поднятием  русского музыкального искусства —  стало появляться много русских  самобытных музыкантов, композиторов, вокалистов, танцоров и балетмейстеров, особенного успеха достигла русская  опера. В музыке появилось свое русское  направление, в развитии которого не последнюю роль сыграли композиторы, поставившие во главу угла музыкальных произведений не столько музыкальную красоту, услаждающую слух, а тему, сюжет музыкального произведения.

    Первым  русским театральным историографом  стал Пимен Николаевич Арапов, подготовивший  к изданию энциклопедическую  «Летопись русского театра», куда вошла  вся история русского театра от 1673 до 26 ноября 1825 года.

    В России появилась театральная и  музыкальная критика (один из ярчайших представителей ее — Владимир Васильевич Стасов).

    В Санкт-Петербурге в 1808 году начинает выходить первый русский театральный журнал на русском языке — «Драматический вестник. Второй русский театральный  журнал, как и положено по традиции времени, стал выпускаться в Москве в 1811 г. — назывался «Журнал драматический». И уже через несколько лет количество различной театральной прессы насчитывалось несколько десятков, и все они выходили в Петербурге и Москве.

    На  театральной сцене, наряду с произведениями классической европейской драмы, занимали свое место отечественные произведения. Серьезные драмы выдающихся русских  литераторов Пушкина, Лермонтова, Гоголя, а также произведения менее значимых литераторов (Хмельницкий; Потехин; Ленский; Тарновский), отнюдь не теснили произведения европейских драматургов, а становились в единый ряд с ними. Легкие французские водевили не сходили с русских театральных подмостков, но охотно соседствовали с водевилями русских авторов.

    В XIX веке русский театр постепенно становится выразителем исключительно  российских социально-общественных идей. Новые поколения драматургов, режиссеров, актеров уже целиком сосредотачиваются  на истории и социальных явлениях России.

    Игра  актеров еще оставалась искусственной и мало соответствовала нынешним представлениям о театральной культуре. Однако время потребовало реформ в этой области.

    Большая роль в становлении реалистического  русского театра отведена творчеству Александра Николаевича Островского. Новаторские театральные идеи Островского  находили свое воплощение в первую очередь в императорских Малом (Москва) и Александринском (Петербург) театрах, а с императорских сцен переходили в частные антрепризы, работавшие в провинции.

    С появлением Островского своеобразные его создания нашли себе превосходных исполнителей и истолкователей в  среде блестящей актёрской плеяды, способной понять, усвоить и воспроизвести  самые разнородные типы.

    Однако  все театральные новаторства  после Островского в русском  императорском театре закончились. Чиновная контора, в подчинении которой  находились императорские театры, боялась  любых изменений. Все новаторства в драматических императорских театрах были строжайше запрещены — роли переходили от одних актеров к следующим поколениям безо всяких изменений. А новые спектакли ставились в установленных разрешенных рамках.

    Вскоре  после Февральской революции  Дирекция императорских театров  была преобразована в Дирекцию государственных  театров (директор Фёдор Батюшков), которая существовала до ноября 1917 года. 

    Частные театры

    Наряду  с развитием императорских театров  в XIX веке широкое распространение  получили частные театры. Руководили ими, как правило, профессиональные актеры и режиссеры, получившие образование  в театральных училищах, входящих в систему императорских театров, но ищущие свой путь в искусстве, ушедшие  от казенного направления императорских  театров, в которых долгое время  не дозволялось никаких новаторств, а роли переходили от одних актеров  к приходящим молодым в точно  таких же исполнительских трактовках. 

Информация о работе Театр в России