Театр в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:49, доклад

Описание работы

Театр (греч. θέατρον - место для зрелищ) — форма исполнительского искусства, основным средством выразительности которого является актёр, который через действие и использование разных театральных приёмов и форм существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. Актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком.

Работа содержит 1 файл

театр в россии.docx

— 49.27 Кб (Скачать)

    Театр (греч. θέατρον - место для зрелищ) — форма исполнительского искусства, основным средством выразительности которого является актёр, который через действие и использование  разных театральных приёмов и форм существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. Актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком.  

    Театр до XVII века.

    Русский театр зародился в глубочайшей древности. Почвой для появления его первоначальных элементов была производственная деятельность наших далеких предков-славян. Большую роль в развитии элементов театра в сложную систему народного драматического творчества сыграли многочисленные обряды и народные праздники.

    Русские средневековые актёры скоморохи  известны с XI столетия. Среди них  были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных. Это  были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое  и показывали свои таланты. Они стали  строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и  приема зрителей - балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки - как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки.

    Из  театральных атрибутов скоморохи  использовали кукол, маски, райки, первые музыкальные инструменты. Однако балаганы ещё долгое время продолжали существовать как места для ярмарочных представлений. Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми - это были представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв общества. Поэтому само слово «балаган» приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. 

    Театр XVII века.

    Впервые царский театр в России принадлежал  царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 до 1676. Начало его связано с  именем боярина Артамона Сергеевича Матвеева, который первым подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон сам взялся за осуществление предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов, но и сочинил пьесу на библейский сюжет об Эсфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса получила название «Артаксерксово действо», была написана на родном языке автора — немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.

    17 октября 1672 года прошло открытие  долгожданного театра и первое  представление. На этом важном  событии присутствовали сам царь  и все его ближние бояре.  Представление длилось 10 часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен.

    Театр называли в то время «позорищем» (дословно - зрелищем).

    Однако  со смертью царя Алексея Михайловича, случившейся 29 января 1676 года, умер и  первый русский царский театр. 

    Крепостной  театр и актеры

    Явившись  на первых порах забавой двора, театр  тогда же получил распространение  и среди близко стоявшего ко двору  боярства. Уже при Алексее Михайловиче  боярин Матвеев устроил в своем  доме театр вроде царского. Его примеру последовали и другие бояре (Милославский, князья Як.Одоевский, В.В.Голицын, Т.И.Арсеньева)

      В Петербурге уже во времена  Елизаветы существовали театры в доме графа Ягужинского и графа Петра Шереметева. Этот обычай богатых вельмож заводить у себя постоянные домашние театры сохранялся очень долго.

    Домашние  театры при дворе и у знатных  бояр способствовали появлению на сцене женщин.

    Крепостной  театр дал ряд превосходных артистов.

    П.И. Ковалева-Жемчугова - крепостная Шереметевых - была изумительной певицей и выдающейся драматической актрисой. Ее игра, полная задушевной грусти и неотразимого обаяния, привлекла всеобщее внимание, когда девушке не было еще 14 лет. По свидетельству современников, особенно ей удавались образы страдающих героинь, переживания которых очень хорошо были знакомы крепостной актрисе.

    Другая  замечательная актриса - танцовщица Т.В. Шлыкова-Гранатова. Она блестяще исполняла главные партии почти во всех балетах, которые ставились на сцене театра, с успехом пела в операх и выступала в драматических спектаклях.

      В антрактах высокопоставленные гости разглядывали картины, гравюры, скульптуры, размещенные в галереях и фойе.

    Спектакли обставлялись пышно и богато. Особенно хорошо была поставлена «машинерия» театра - устройство сцены, приспособления для различных зрительных, световых, звуковых и прочих эффектов.

    Репертуар театров составляли произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри, Никколо Пиччини, Джованни Паизиелло, Моцарта, а также литературные драмы французских классицистов (Жан-Жак Руссо, Дени Дидро). Однако уже появлялись и русские авторы. Одна из ролей, в которых блистала Жемчугова — Зельмира в опере «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» композитора О. А. Козловского, сочиненной на основе сюжета отечественной истории.

    

    Гастрольные иностранные антрепризы

    Иноземные гастролеры, приезжая в Россию, несли  с собой не только профессиональное мастерство — они становились  источниками развития духовной мысли, социального и творческого развития. В России актёрские труппы, как  и актёры и музыканты-одиночки, часто обретали вторую родину, нуждающуюся в их творчестве. Итальянские, немецкие и французские труппы широко были распространены в XVII веке.

    Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее  с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Петр I уже  сам приглашал иностранные театры, понимая значение просвещенных и  культурных европейцев для развития России. Прежде всего он обратил театр из придворного в народный.

    Пётр  желал сделать театр выразителем  своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган Куншт (Иоганн Кунст) затруднился выполнить заказанную Петром по случаю победы его комедию, и Пётр должен был обратиться к Заиконоспасской академии, где процветала занесённая из Киева духовная драма и мистерия.

    В 1702 Петр отправил бывшего „комедиянта“, венгерца Ягана Сплавского, в Данциг для создания там труппы. Сплавский привез в Москву девять комедиантов под управлением Кунста. Иоганн Кунст стал первым антрепренером русского театра.

    Он  прибыл в Москву с труппой из девяти человек, приглашенный устроить в Москве театральные представления. По контракту он обязывался «царскому величеству всеми вымыслами потехами угодить». Кунсту отданы были в научение актерному делу двенадцать русских молодых людей, выбранных из разных приказов.

    Пётр  был недоволен современным ему  репертуаром. По словам Берхгольца, он требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши, а не из Германии.

    После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной  любительницы театра, театральное дело в России стало падать, что объясняется  равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины I и Петра II: дворцовые спектакли стали  весьма редким явлением. В Славяно-греко-латинской  академии продолжались представления  классических драм, которые получили и дальнейшее развитие.

    Со  вступлением на престол императрицы  Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперой или немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига, а стало пробовать силы на русской комедии и хлопотало об устройстве постоянного театра во дворцовых покоях. Помещение, приспособленное для этой цели, стало носить название «комедии» и находилось в новом Зимнем дворце Петербурга.

    В дворцовых спектаклях принимала  участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, Ермаков, Струговщиков и другие; есть основание предполагать, что в придворных спектаклях принимали участие кадеты вновь учреждённого Шляхетного корпуса.

    Много работал в России итальянский  композитор Джованни Паизиелло, прибывший в Россию в 1776 г. по приглашению Екатерины II и назначенный ею придворным композитором. 

    И в XIX веке приветствовалась и продолжалась деятельность иностранных гастролеров, многие из которых оставались в России навсегда, становясь подданными Российской империи.

    Итальянский музыкант Катерино Кавос, приехавший в Россию с труппой под руководством антрепренера Антонио Казасси, вскоре вошедшей в состав императорских театров, стал по сути настоящим родителем русской оперы. Ему принадлежит авторство первых оперных произведений, основанных на русской истории. Его произведения соответствовали стилю opera comique, но в них уже сквозила тема важных исторических вех. Именно Катерино Кавос первым сочинил оперу о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина.

    Значительное  влияние на развитие российской музыкальной  культуры оказал ирландский композитор Джон Филд, воспитавший ряд русских музыкантов, среди которых М.Глинка, А.Верстовский, А.Гурилев, Н.Девитте, Шарль (Карл) Майер, А.И.Дюбюк — французский дворянин, ставший подданным России; а сын Джона Филда Леон Леонов стал знаменитым русским певцом, первым исполнителем партий в операх ученика своего отца М.И.Глинки — партии Собинина в «Жизни за царя» и Финна в «Руслан и Людмила».

    В России пели великие европейские  мастера вокала Луиджи Лаблаш, Камилло Эверарди, ученики которого воспитали ряд своих учеников-вокалистов, которые тоже стали педагогами новых поколений русских певцов; выступали немецкие и французские артисты, балетмейстеры (Шарль Дидло, Морис Петипа) и другие.

    Многие  труппы иностранных комедиантов, поначалу приезжая в Россию как частные  антрепризы, приглашались и становились придворными, существующими за казенный счет. 

    Императорские театры

    Особое  положение среди русских театров  занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора. Начало Императорским театрам, как и  официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета  Петровна издала указ об учреждении в  Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного  театра, кроме русской драматической  труппы, вошли балет, камерная и бальная  музыка, итальянская опера, французская  и немецкая труппы. 

    XVIII век. 

    Театр при Елизавете Петровне

    В царствование Елизаветы Петровны музыкальное  и театральное дело очень выросло  и стало на ноги. Никогда до тех  пор Петербург не представлял  такого изобилия и разнообразия зрелищ. Совместно с иностранными труппами стали выступать русские артисты. Так, с 1751 в Зимнем дворце в составе  Петербургской придводной итальянской труппы выступала Елизавета Белоградская, считающаяся первой профессиональной певицей России.

    Наряду  с иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов образовался  театр в Шляхетском корпусе, где  в 1749 году впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова «Хорев», а в Ярославле организовался первый русский профессиональный театр Фёдора Волкова. Вскоре труппа вошла в состав образовавшихся по повелению императрицы Императорских театров.

    30 августа 1756 положено начало структуре  Императорских театров России: состоялся  указ об учреждении русского  театра в Петербурге (ныне Александринский  театр). В состав труппы вступили  ярославцы — двое Волковы, Дмитревский и Попов. Под структурой Императорских театров стали постепенно как создаваться новые театры, так и объединяться уже существовавшие до того антрепризы.

    Именно  тогда на русскую сцену вышли  профессиональные актрисы на исполнение женских ролей, до того женские роли исполнялись мужчинами. На публичном  театре женские роли впервые стали  исполняться женщинами в 1757 году, вслед за учреждением постоянного  русского театра. Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга  Ананьины и Мусина-Пушкина, а также Михайлова и Троепольская.

Информация о работе Театр в России