Сущность и история становления стиля рококо

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является раскрытие особенностей искусства рококо как самостоятельного стилевого явления.
Задачи реферата:
- определить сущность стиля рококо;
- охарактеризовать историю становления стиля рококо;
- рассмотреть проявления стиля рококо в разных видах искусства.

Работа содержит 1 файл

искусство рококо.docx

— 74.51 Кб (Скачать)

Художникам рококо были присущи  тонкая культура цвета, умение строить  композицию слитными декоративными  пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась  роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый  живописец Антуан Ватто21, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность. Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие живописцы. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен, и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.

Скульптура рококо во Франции менее  значительна и своеобразна, чем  живопись. Большое распространение  в искусстве рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие  скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан  Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера)22. Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

    1. Декоративно - прикладное искусство

Стиль рококо выразился блестящим  образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств. с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий. Благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.

В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих  Бётгер открыл секрет изготовления фарфора. И нашел подходящую для этого глину. В Мeйсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер23. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.

Посуда, которая использовалась не только для сервировки стола, но и  для украшения интерьера комнаты, тоже становилась тонкой и изящной. Стекло тоже немного облагородилось. Не только вазы, бокалы, фужеры, но и статуэтки, сюжетные миниатюры, которые устанавливали на консольные столы, украшали интерьер. Структура стекла позволяла не только играть бликами свечного пламени, но и заставляла статуэтку оживать, "двигаться" в отблесках пронизывавшего ее пламени. На посуде, как и на стенах, вырисовывался все тот же мотив, который отображал картины быта, сцены охоты, сельские картины, доставшиеся в наследство от барокко. При этом расписываемая поверхность делалась матовой и пастельной, чтобы на не более эффектно выделялся красно-коричневый или золотой рисунок.

Это время принесло и новый способ золочения стеклянной посуды. Для  этого специально делались фужеры и  бокалы с двойными стенками, в промежутке между ними устанавливалась золотая  или серебряная с позолотой пластина с заранее выгравированным рисунком или орнаментом. В качестве орнамента  достаточно часто использовались различные  переплетения ветвей лаврового дерева, пальмовых ветвей, сказочные, витиевато  загнутые листья диковинных растений.

Очень ценился хрусталь, но предпочтение отдавалось только поташному, славившемуся особой прозрачностью. Кроме того, эта разновидность хрусталя отличалась большой прочностью и плотностью, которая позволяла делать даже самую тонкую глубокую гравировку24.

Из серебряной посуды остались только дутые чайники и вытянутые  кофейники с ребристой поверхностью. Иногда из металла делались и табакерки, их поверхность после чеканки  расписывалась эмалевыми красками.

Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт -изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза».

Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль  Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.

В колористической гамме рококо всегда и повсюду присутствует золото. В основном его использовали, чтобы  выделить важные детали и элементы оформления: те же завитки, раковины, рамки  филенок. Если денег на сусальное  золото не хватало, выручала желто-золотистая краска. Для фонов интерьеров характерны были пастельные тона: голубые, зеленые, розовые, желтые, кремовые, беловатые  и цвет слоновой кости. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Использовались и более насыщенные цвета: фиолетово-синий, зеленый и розовый "помпадур" - цвет севрского фарфора, который  встречается и в гобеленах.

Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий. Мебель стиля  рококо изящная, небольшая по размерам, со скругленными углами и удобная  для пользования. Характерные изогнутые  ножки, спинки и подлокотники, диваны обильно украшенные резьбой и бронзовыми накладками в виде гирлянд цветов, растений, раковин, составляющих своеобразный рисунок орнамента. Большая часть кресел, стульев и других сидений становятся мягкими, для их обивки применяется тончайшие и дорогие ткани. Входит в моду специализированная мебель, например, дамские секретеры; кофейные столики и столики для завтрака в постели; письменные и швейные столы. Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки. Для отдыха широко используются небольшие диваны, спинки которых высоко подняты. Деревянные части предметов окрашены в светлые тона - белый, голубой, фисташковый, - покрыты лаком или позолотой. Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов25.

Материалы изготовления в основном - липа, орех, красное дерево, вишня, пальмовое дерево, легко поддающиеся  мелкой и тонкой резьбе.

Наиболее распространенным предметом  мебели в европейской обстановке начала XVIII века был стол. А вернее сказать, множество разновидностей столов и столиков: туалетные, рукодельные, столы-серванты, столы-консоли, ломберные  и пр. Во Франции в это время  появились маленькие изящные  столы-бобики, получившие свое название из-за формы столешницы, которая  напоминала бобовое зерно, и служившие  для письма, чаепития, рукоделия и т.д. Однако никакой другой вид столика нельзя было сравнить по популярности с пристенным - столом-консолью.

Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям  искусства 18 в. по изысканности, красоте  асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Основными принципами этого стиля  в искусстве был уход от жизни  в мир фантазии, игры, мифических сюжетов. Господствует грациозный, прихотливый  орнаментальный ритм.

Для декора рококо характерны текучие  асимметричные изгибы, намеренно  антиклассичные, вдохновленные китайскими и индийскими первоисточниками. Так называемые "причудливые" узоры сочетают необычные изображения удлиненных бутонов, зонтиков и насекомых. Китайские элементы в виде фигурок и зданий фигурируют в рисунках тканей этого периода. Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность. Большая часть фона обычно не украшается, рисунок становится как бы прозрачным, живописно и часто асимметрично покрывающим ткань. Модным мотивом становятся цветущие китайские деревья, хрупкие стволы которых украшают ленточки в постоянном движении и цветочные охапки, падающие на них. Появление этих связок вызвано влиянием художника и декоратора стиля рококо Жана-Батиста Пиллемана26. Он напечатал более двухсот гравюр, иллюстрировавших китайские орнаменты, в частности цветы в китайском стиле, которые служили для печатных шелков и ситцев. Цветочные мотивы развиваются в сторону натурализма, соединяют разнообразные цветки, виноградные лозы, деревья, вазы, шелковые ленты или сцены с фигурами. К концу периода рококо "индийский" мотив вводит из расписных и печатных хлопковых тканей рисунки лепестков цветов, обрамленных папоротником, узор индийского "древа жизни".

Внутри дом всегда украшался  настенной живописью, достаточно часто  встречалась и роспись потолков, продолжавшая сюжетную линию стен. Конусообразный или овальный свод отделялся  стукковым орнаментом, но более легким, чем в барокко. Да и сама комната строилась в форме вытянутого овала или круга, углы могли присутствовать только в кабинетных комнатах и в будуаре, хотя и это встречалось достаточно редко. Стены помещений украшались не фресками, а шпалерными развесками - коврами с диковинными узорами, расшитыми по шелку или атласу. Такая вышивка в то время либо делалась на заказ под определенные размеры, либо покупалась уже готовая, но при этом приходилось ее обрезать под имевшиеся рамки. Только в эпоху рококо использовали настенные консоли, которые делали из стукко или фарфора. Эти два материала позволяли вылепить невысокий рельеф, который очень быстро принимал нужную форму и схватывался. В качестве основных орнаментов использовались восточные мотивы с изображением пальм, заморских животных и птиц, картин из жизни туземцев.

В отделке полов в одинаковой степени присутствовали и каменная мозаика, и паркет, которые всегда гармонировали с остальным витиеватым убранством комнат.

Из всего выше сказанного можно  сделать вывод, что вся декоративность рококо укладывается в три компонента:

1) цвет помещения,

2) мебель исторических форм,

3) стильные аксессуары.

2.4. Музыка и литература

Совершенные музыкальные образцы  Рококо мы находим в творчестве Франсуа  Куперена и Жана-Филиппа Рамо (1683 - 1764). В Германии элементы рококо обнаруживаются в музыке Телемана, но его творчество можно рассматривать также и в русле Барокко.

О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи  с этим стилем? Многое проясняет, во-первых, то обстоятельство, что стиль Рококо возник в период завершения эпохи  Барокко; во-вторых, что он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой  жесткости музыкальных форм Барокко. Протест - это, пожалуй, слишком сильно сказано о стиле, менее всего  демонстрирующем какую бы то ни было силу; скорее это каприз - неприятие  формальной жесткости барочных конструкций  и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм Барокко (кстати, и  в других видах искусств тоже). Это  будет особенно очевидно, если для  примера взять такую музыкальную  форму, как фуга. Барочный Бах развил ее до высшего совершенства и предельной сложности («Искусство фуги»; формальное мастерство доведено здесь до той  степени совершенства, когда Баху удается написать, среди прочих, две фуги для двух клавиров, в которых партия второго клавира является зеркальным отражением партии первого клавира, а вся вторая фуга - зеркальным отражением первой)27.

Интересы композитора рококо лежат  в совершенно иной сфере. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции  Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух этих музыкантов. Вероятно, это произошло также в силу различия их эстетических позиций: в Дрездене 1717 года, где должен был состояться этот турнир, господствовал стиль Барокко. Именно в это время (1709 – 1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит жемчужину саксонского Барокко знаменитый дворец Цвингер, где теперь расположена Дрезденская галерея. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере28.

Для музыки рококо характерны миниатюрность  форм, ясность гармонических проследований, главенство мелодии над гармонией, гипертрофированная роль орнаментики.

Информация о работе Сущность и история становления стиля рококо