Сущность и история становления стиля рококо

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является раскрытие особенностей искусства рококо как самостоятельного стилевого явления.
Задачи реферата:
- определить сущность стиля рококо;
- охарактеризовать историю становления стиля рококо;
- рассмотреть проявления стиля рококо в разных видах искусства.

Работа содержит 1 файл

искусство рококо.docx

— 74.51 Кб (Скачать)

Всем этим аристократический  стиль во многом способствовал демократической  эпохе Просвещения. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства (в живописи - главным образом в колорите, недаром так любили в эту эпоху венецианцев и Рубенса). Ломаные ритмы изысканного менуэта, композиционные хитросплетения комедий Бомарше, особый жанр романа в письмах, живописные «галантные празднества» и «паутушеские сцены» имеют между собой нечто общее, что позволяет им в целом создать образ Определенной эпохи.

С культурно-исторической точки  зрения искусство рококо, проникнутое  духом интимности, стремлением к  комфорту и личному удобству, было связано с кризисом абсолютизма, позднее приведшим к Великой  Французской революции.

Таким образом, рококо - это не только произведения искусства. Это стиль жизни. Жизнь этого времени превращалась в утонченный маскарад, в «сады любви», о которых граф де Сегюр писал: «Без сожаления о прошедшем, без опасения за будущее мы весело шли по цветущему лугу, под которым скрывалась пропасть...»12

Так ощущал себя человек того времени. Его жизнь - это некое нагромождение быстротечных мигов, поглощаемых роковым жерлом небытия. Перед ним всегда витал призрак гибельной пустоты, хотя безусловная программа рококо утверждала жизнерадостную стихию бесконечного праздника и беззаботного наслаждения.

Этой демонстративной легкости стиля более соответствовали  яркие, ликующие импровизации Фрагонара, в которых всегда безраздельно царили восхитительная Венера и изящная  пастораль13.

Формула искусства рококо - не только стихия упоительного наслаждения и игры фантазии, часто пронизанной иллюзорностью, иронией, отрицающими все серьезное в жизни. Одновременно интеллектуальный скепсис рококо трансформировался в независимость мысли, в художественный эксперимент и утверждение удовольствия как главной стороны жизни. При этом интимное, камерное, личное затмевало пафос героического и величественного, торжествовавший не столь давно в культуре классицизма. Все это теперь кажется пресным и старомодным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стиль рококо в искусстве

Особенно наглядно новые  вкусы демонстрировало прикладное искусство и интерьеры стиля  рококо. Изящные костюмы аристократов, мебель с инкрустацией, посуда, фарфор, просто бытовые безделицы не только обретали причудливые формы, изобретательные  украшения, но и сами превращались в  украшение будуара. Хрустальные  люстры дополняли впечатление праздника. Тогда появились и новые виды мебели с гнутыми ножками: канапе и шезлонг. Расточительная роскошь, феерическое разнообразие мотивов, тяга к экзотике - все должно было уводить от материального, обыденного, ограниченного реального мира.

При этом мастер-мебельщик, создавая извилистые изгибы своего столика, не забывал превратить его в максимально  удобный предмет. Он мог служить  и небольшим мольбертом, и просто по назначению - за ним можно было писать и читать, не вставая с постели. Новые типы изящной мебели, отвечающей всем обиходным надобностям и капризам, появились именно тогда и до сих пор не исчезают из репертуара современных мастеров. Все, что окружало человека, при этом окрашивалось беспечным настроением, обретало легкие, светлые, игривые тона.

Камины, бронза, фарфор, статуэтки, платья создавались с помощью  игры сложных изогнутых линий  и бесконечных арабесок. Главными мотивами становились цветочные  гирлянды, фигурки амуров, ажурные  орнаменты. Игривые, иногда насмешливые, дразнящие — они служили для  услады глаз. Так рождался культ  изящной детали, любование малой  формой. Искусство стало сближаться с бытом, его особенностью стала  не героическая исключительность, а  обычная человеческая норма. В этом, как ни странно, большая заслуга  рококо. Кроме того, все предметы изумляли необычайно высоким мастерством  исполнения.

В искусстве малых форм на художественной сцене появляются новые фигуры, создатели прелестных нимф и нежных амуров, чьи работы завоевывают необычайную популярность публики. Но превосходит всех поразительно многогранный и неожиданный в  поворотах своей судьбы Фальконе. Интимная лирика, юмор, артистизм исполнения превращают его «Грозящих амуров»  и «Купальщиц» в незаурядные  творения стиля. Их можно увидеть  теперь не только в музеях Франции, но и в Эрмитаже, в Музее изобразительных  искусств им. А.С. Пушкина14.

Ему принадлежат целые  серии детских фигурок, воспроизводившиеся тогда большими тиражами в бисквите (неглазурованный матовый белый  фарфор). Однако Фальконе не ограничился, как известно, подобными работами. Его дерзкие эксперименты увели  его в дальнейшем от рококо в сторону  масштабной, монументальной скульптуры, апофеозом которой стал петербургский «Медный всадник».

Фарфор и статуэтки  в стиле рококо, изготовленные  в скульптурной мастерской при Севрской фарфоровой мануфактуре, создавали также и другие мастера.

Шаловливые «Амуры, борющиеся  за сердце» из собрания ГМИИ - типичная работа Жана Батиста Пигаля. Пленительная и нежная «Речная нимфа» из терракоты принадлежит Клоду Мишелю Клодиону15. Такие грациозные, прелестные, услаждающие глаз безделушки во множестве заполняли интерьеры домов французских аристократов. Мифологические темы были лишь поводом запечатлеть пикантную наготу изящной красавицы или забавную эротическую сценку. Все они ориентировались на потребности частного человека, эстетизацию его быта и создание особой эротической атмосферы будуара.

    1. Архитектура

В отличие от всех предшествовавших ему стилей французской архитектуры, рококо не был придворным искусством. Архитектура в стиле рококо представляет собой воздушность и игривость, целесообразность и симметричность в данном стиле уходит на второй план, на первом, воплощение капризов в интерьере и декоративной эффектности.

Большинство построек рококо - это  частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции  их называли "отелями") и загородные дворцы. Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая  частную жизнь владельцев дома. Комнаты  отелей часто имели криволинейные  очертания; они не располагались  анфиладой, как было принято в  особняках XVII века, а образовывали весьма изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал - так называемый салон. Комнаты  были гораздо меньше, чем залы дворцов  эпохи классицизма, и с более низкими потолками. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. Интерьеры построек рококо оформлялись скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности  почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны  то удлиняются, то укорачиваются и  скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями  и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков16.

В эпоху рококо был создан один из самых красивых городских ансамблей  Франции - ансамбль трех площадей в  городе Нанси в Лотарингии, построенный  в 1752-55 гг. по заказу Станислава I, герцога  Лотарингского. Автором этого проекта  был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763)17.

Ярким образцом французского рококо стал знаменитый Овальный салон в  парижском отеле Субиз, созданный около 1732 г. Жерменом Бофраном и Шарлем Жозефом Натуаром. Это своего рода апофеоз фантазии и театрализованной игры форм. Никогда еще убранство парадных залов не обретало столь изящный и грациозный образ.

Мастера рококо, отдавая должное  в первую очередь декору интерьеров, одновременно придавали им и более  интимный, камерный характер. Но они  практически не затрагивали архитектурную  композицию фасадов и конструктивную сторону старой архитектуры. Таков  известный дворец Сан-Суси в Потсдаме, возведенный Георгом Кнобельсдорфом в 1745–1747 гг. Эта резиденция прусского короля — одноэтажный, совсем небольшой дворец с невысоким куполом, обильно украшенный фигурами кариатид и атлантов. Размещенные по фасаду между окнами, они придают дворцу необычайно нарядный вид. Капризная игра форм, легкость, декоративность умножают впечатление архитектурного образа. Но главным все же становится живописный, капризный и уютный интерьер, в котором даже парадные залы уподобляются будуару. Отсюда исчезло все массивное, строгое и серьезное. В оформлении комнат появляются криволинейные, иногда асимметричные формы.

Выдающимся сооружением рококо стал прелестный дворец Амалиенбург в Нимфенбургском парке, построенный в 1734–1739 гг. под Мюнхеном талантливым французским архитектором Франсуа Кювилье. Очень скромное по размерам сооружение, можно сказать, парковый павильон для интимного уединения создан в строгом французском вкусе. На этот раз очень скупой декор фасада составляют рустованные стены, дополнением к которым служат изогнутые карнизы и круглые ниши с бюстами.

Зато интерьеры Амалиенбурга представляют совсем иное зрелище. На смену более темным цветам и пышной, тяжелой позолоте барокко приходят светлые тона - нежно-розовые, голубые, зеленые, с большим количеством белых деталей. К тому же архитектор дворца так насытил все его пространство декором, покрыв сплошным ковром лепных украшений стены и часть потолка, что кажется, будто стены находятся в каком-то непрерывном, беспокойном движении18.

Здесь же большие зеркала, создающие  игру призрачных отражений, живописные панно в позолоченных рамах сложного рисунка. Усиливают впечатление  изящной роскоши вычурные асимметричные картуши на наличниках дверей.

Неудержимая игра фантазии в отделке  интерьеров рококо поражает. Здесь  слышатся пряный аромат любовной игры, фривольные забавы их обитателей, кажется, здесь царят Вакх и Венера. В  планировке особняков теперь все  подчиняется удобствам. Жилая часть  нередко отделяется от парадной, появляются дополнительные коридоры для изолирования помещений. В их декоре обычно используются лепные узоры, завитки, рокайли, маски-головки амуров, всевозможные рельефы и живописные панно (десюдепорты).

Таково изысканное убранство Малого Трианона, выстроенного в Версале  зодчим Жаком Габриелем в 1763–1769 гг. и рождающего иллюзию беспечного рафинированного мирка. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, причудливые завитки в интерьере  впечатляют своей расточительной роскошью, легкостью и сказочным изобилием  и контрастируют с относительно строгим внешним видом здания19.

Как правило, такие дворцы были окружены живописными парками, где можно  было побродить, наслаждаясь свежестью  затейливых фонтанов, ароматом благоухающих цветов и пением «райских» птиц. Кажется, здесь все предназначалось для блаженства и услады души.

Интересно, что стиль рококо был  весьма популярен в Центральной  Европе вплоть до конца XVIII века, тогда  как во Франции интерес к нему ослабел уже к концу 1760-х гг. На смену аристократической эстетике шел новый, буржуазный, более упрощенный художественный вкус. К этому времени  стиль будуаров стал восприниматься как символ легковесности, и его  начинает вытеснять торжественный неоклассицизм.

Вместе с рококо эффектно уходила  старая дворянская эпоха, создавшая  свой неподражаемый мир утонченной изысканности.

    1. Живопись

Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько  блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа  Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара)20. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.

Информация о работе Сущность и история становления стиля рококо