Шпоры по МХК

Автор: k*****@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 19:17, шпаргалка

Описание работы

1.Возраждение(Я.ван эйк,П.Брэйгель,А.Дьюрер,Г.Гальбейн младшый). Нидерландское Возрождение в живописи начинается с «Гент-ского алтаря» братьев Губерта (умер в 1426 г.) и Яна (около 1390—1441) ван Эйков, законченного Яном ван Эйком в 1432 г. Гентский алтарь (Гент, церковь св. Бавона) представляет собой двухъярусный складень, на 12 досках которого (в раскрытом виде) представлено 12 сцен. Вверху изображен Христос на троне с предсто¬ящими Марией и Иоанном, поющими и музицирующими ангелами и Адамом и Евой; внизу на пяти досках — сцена «Поклонения агнцу». Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («Человек с гвоздикой»; «Человек в тюрбане», 1433; портрет жены художника Маргариты ван Эйк, 1439). Вместо активного действия, характерного для портретов итальянского Воз¬рождения, ван Эйк выдвигает созерцательность как качество, оп¬ределяющее место человека в мире, помогающее постичь красоту его бесконечного многообразия. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, твор¬чество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30—1569).

Содержание

1.Возраждение(Я.ван эйк,П.Брэйгель,А.Дьюрер,Г.Гальбейн младшый).
2.Тв-во И.Босха.
3.Искусство Итальянского барокко.
4.Фламандская живопись 17 века.
5.Искусство Голландии.
6.Живопись Испании.
7.Класицизм в искусстве Франции
8.Рококко.
9. Зап.-Европ. театр 18 – 19 ст. (Бомаршэ, Шылер, Гетэ, Гюго)
10. Муз.искусство Зап.Европы 19 в. (Шуман, Шапен, Лист, Верди)
11. Руссское изораз.искусство 1-ой пол. 19 в.
12.Тв-во П.Федотова.
13. Передвиж.Худ.Выст.
14. Репин Илья Ефимович
15.Тв-во В.Сурикова.
16.Театр искусств России 18-19веков
17.Муз.иск.объедин.»могуч кучка»
18. Русское искусство к.19 – н. 20 в. (архитектура, живопись)
19.Русская живопись авангарда
20.МХАТ Второй Московский художественный академический театр
21. Россий театр 20в(на таганке,идр.)
22. Бел. Изобр.искусство 14 – 16 в.
23. Бел. Театр до 16 в.
24. Советское изобраз.искусство 20 в. (Петров-Водкин, Дайнека, Маор, Мухина)
25. Сов. муз.искусство (Прокофьев, Шастокович Рахманинов, Стравински)
26.Основн явления бел искусства 20в

Работа содержит 1 файл

МХК.docx

— 60.34 Кб (Скачать)

10. Муз.искусство Зап.Европы 19 в. (Шуман, Шапен, Лист, Верди).Класицизм уступает место романтизму. Буржуазный строй, сменивший феод.-абсолютист. режим, отличался беспощадыми формами эксплуатации народных масс. В муз. творчестве господствующее значение приобретает тема «лирической исповеди». Расцвет нац.муз. школ. Опера становится определяющим моментом муз.искусства. Расцвет получили романс, камерная фортепианная миниатюра, инструментально-танцевальная миниатюра.Роберт Шуман открывает новые музыкальные жанры и формы, новые мелодические интонации и т.д. Создает новый жанр – программный цикл фортепианных миниатюр («Бабочки», «Карнавал», «Любовь поэта», «Мирты» …). Его произведениям характерны возвышанный строй чувств, удивительная гармония поэзии и музыки, трепетность, красота.Фридрих Шопен --  музыкальный стиль отличался редким единством. Творческий путь делится на след. периоды:  ранний варшавский период; 40-е годы; самые последние годы. Как в миниатюрах так и в произведениях крупного плана можно проследить : новое, романтическое, свободное появляется в сочитании со строгим. В рамках фортепианной музыки он сумел обозначить особенности его жанров: мозурки, вальса, баллады,полонезы, фантазия, ноктюрны.Джузеппе Верди ( «Моэстро итальянской революции») – пламеннй вдохновитель революционных масс, нац.герой. Более 30 опер. Их отличает широкое дыхание,рельефность очертаний. Вершина творчества опера «Риголетто». Премьера  состоялась в 1851 г. («Тровиата», «Аида», и др.) 
 

11. Руссское изораз.искусство 1-ой пол. 19 в. В нач. 19 в. Универсальный стиль классицизма дополнялся романтическим мироощущением .О.Кипренский создал галерею образов участников отеч.войны 1812г. (Опенин, Чаплиц). Кипренский – портретист ,стремившийся запечатлить человека прежде всего привлекательным, каким он может идолжен состояться.В.Тропинин – существенно раздвинул границы портретной живописи, запечатлил портреты современников, типические образы русской жизни бытовые сцены. В детских портретах («Мальчик с жалейкой», «Девочка с горшком роз») передан хрупкий внутренний мир ребенка. В «Девушке с горшком роз» -- идеал красоты мещанского сословия соединяется со скромностью и добропорядочностью.Венецианов – родоначальник созерцательного и бесконфликтного бытового жанра. Обращаясь к жизни народа, открыл красоту русских деревень, прелесть русской весны и лета, привлекательность русских деревенских девушек в нац.сарафанах. «На пашне.Весна» -- лучшая из его картин – широкое свежевспаханное поле, два-три деревца, весенняя легкость, женщина идет едва касаясь земли.Брюллов – блестящий рисовальщик, акварелист, портретист, ист.живописец. Огромное полотно «Последний день Помпеи». Реальное событие античной истории ( гибель города, извержения Везувия). В картине главенствует тема рока, необратимости судьбы. Много народных портретов: «Портрет княжны Е.Салтыковой». Автопортрет – итог творческих исканий, где запечатлины познавательные признаки блестящего художника. 

12.Тв-во  П.Федотова. (1815-1852), выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Художник Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры.( Завтрак аристократа, 1851, Свежий кавалер, 1848, Сватовство майора, 1848, Разборчивая невеста, 1847. Федотов мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. . Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование, изредка посещаемый приятелями, иногда кроткий, иногда буйный. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование, изредка посещаемый приятелями, иногда кроткий, иногда буйный. Хоронили художника 18 ноября 1852 года, и большая толпа почитателей шла за его гробом. После Федотова картин осталось немного. Картина "Вдовушка" представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру. Хотя полотно "Вдовушка" и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. 
 

13. Передвиж.Худ.Выст.Художники-передвижники стали символом русской живописи 19 века. товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Искусство русских художников как никогда было близко и понятно народным массам. В рядах передвижников - звезды русской живописи - Суриков, Репин, Левитан, Нестеров, Серов и др. Идея создания Товарищества обещала многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию.  Цель: создать организацию, руководимую самими художниками — членами коллектива, объединенными общностью идейных и творческих устремлений.  Наиболее характерная черта творчества передвижников — особое богатство и многогранность исканий во всех жанрах живописи, чрезвычайное многообразие тем, сюжетов и образов, подсказанных современностью. Развитие жанра однофигурной картины — социального портрета. Обогащается галерея типов крестьян. Создаются образы разночинной интеллигенции, борцов за народное счастье, первые образы российского пролетариата. Особенно характерны эти поиски для Ярошенко. Расцвет картины-новеллы. В этой области выступают и старшие передвижники и многие из вновь вступивших в Товарищество — и бытописатели деревни и бытописатели города. Наиболее яркой фигурой по широкому диапазону тем и образов становится на несколько десятилетий Вл.Маковский. Параллельно продолжалась работа над монументальными сюжетными композициями, в которых действуют не одиночные фигуры или группы, а народные массы.  Представлениями о том, что народ, его судьбы, нужды и запросы, должны стать главным содержанием искусства.

Развитие  и расцвет деятельности Товарищества падает на 70-е и 80-е годы.. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14. Репин Илья Ефимович (1844, г. Чугуев Харьковской губ. - 1930, Куоккала, Финляндия) - художник. Род. в семье военного поселянина. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1855 занимался в топографической школе, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. Учился у художника-иконописца И.М. Бунакова, выполняя заказы на иконы и росписи церквей; писал портреты родных. Скопив денег, в 1863 уехал в Петербург и после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников сдал экзамены в Академию художеств, где занимался ок. 10 лет, написав в ее стенах принесшую ему известность картину "Бурлаки на Волге". За программную работу "Воскрешение дочери Иаира" Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. Вернувшись в Россию в 1876, примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок, став одним из вождей реалистической школы живописи. Над чем бы ни работал Репин - сказочный "Садко в подводном царстве", революционный "Арест пропагандиста", исторический "Иван Грозный и сын его Иван", вольные "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", психологические портреты "Протодьякон", "Мусоргский", - его творчество глубоко социально. Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им "Пенаты". После Великой Октябрьской революции "Пенаты" оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Делегация советских художников, среди которых был и ученик Репина И. И. Бродский, навестила его. Репин мечтал вернуться на родину. Однако сил оставалось все меньше. Здоровье шло на убыль.В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. 
 

15.Тв-во  В.Сурикова. Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников.Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 — там же).(«Утро стрелецкой казни» Боярская дочь, Пейзаж с фигурой брата, Пейзаж с фигурой брата. Музеи с работами художника:Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей Красноярск. Дом-музей Сурикова, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева ,Харьков. Харьковский музей изобразительных искусст. 
 

16.Театр  искусств России 18-19веков.В нач.XIX в. сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «министерством двора его Императорского Величества». В подчинении двора было 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в Москве-Большой и Малый. Вехой в истории Малого театра является творчество великого русского актера-реформатора М.С.Щепкина. «Он первым создал правду на русской сцене, первым стал нетеатрален на театре» Запросы и эстетические взгляды актера выходили за пределы «цеховых» интересов, отсюда его тесное сближение с московской интеллигенцией, писателями, театралами, критиками, имеющими влияние на московский театр: В.Г.Белинским, А.И.Герценым, Н.В.Гоголем, А.С.Пушкиным.  Некоторые произведения написал Пушкин в зрелом возвр., были созд. для театра.                                    5 пьес-«Борис Годунов» и 4 «маленькие трагедии». «Б.Годунов»- как произведение политич. Не было пропущено, и только в 1831г. Его удалось напечатать. Было поставлено в Ленинградском театре драмы. Позже были поставлены «Моя трагедия» -осн. тема психолог., чел. души.  «Моцарт и Сольери» -гл тема трагедии зависть как страсть, доводящ. чел.до преступлен. В основе сюжета легенда о Моцарте и Сольери.  «Пир во время чумы»- изобр чел душу в ее крайнем напряжении – страх смерти. 3пути преодол этот страх:религия, алкоголь, любовь, смотреть смерти прямо в глаза. Гоголь-пьеса «Ревизор» было поставлено в Александрийском театре «Женитьба» «Игроки» «Ревизор» ставили и за границей. Островский- увлекался театром с юношеских лет.Одна его комммедия «Свои люди, сочтемся!» Написано 50 пьес «Бедность не порок», «Беспреданница», «Волки и овцы», «Гроза» Его пьса разнообраз в жанровом отношении. Показ образ простого чел, живущего своим трудом, развив тему маленьких людей, раскрыв трагедию русской женщины. В центре пьес-народ. 
 

17.Муз.иск.объедин.»могуч  кучка».В 60 г. 19в русск музыка пережила пору своего расцвета.Появл. целая плеада выдающ композитор, к-е отразили в своемтворчестве жизнь русск общества. В эти годы возникла группа «Могучая кучуа» Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог — критик В. В. Стасов. В «Могучую кучку» входили: М. А. Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков.  Для русской музыкальной культуры первой половины XIX хар внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился во второй половине столетия.     Николай Андреевич Римский – Корсаков  по произведениям русских писателей. Наиболее известны – «Псковитянка»   «Майская ночь» опера – сказка «Снегурочка» (по пьесе Островского ), опера – балет «Млада» «Ночь перед Рождеством» (по Гоголю )  опера – былина «Садко».  Обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» (по пьесе Пушкина) – одно из глубоких произведений автора. В опере сказка «О царе Салтане» (по Пушкину ) композитор прибегает к стилизации под народный жанр.Он написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов.   Александр Порфирьевич Бородин автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний ,камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера «Князь Игорь»стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и лирикой. Модест Петрович Мусоргский- один из крупн русск композ 19в. В его муз нашли отраж остр соц конфликт русск действ 60-70г. «Хованщина»-волнение во всех слоях рус общ, накануне Реформ Петра1, недопис муз драма «Пугачевщина» Опера «Борис Годунов» получ новую жизнь в народной муз драме . В основе оперы-мысль о непримиримости противоречий между народом и самодержывием.По сюжету трагедии и оперы царь виноват в смерти наследника пристола царевича Дмитрия. Чайковский-    жизнь его непрерыв настойч труд. Осн идея творч-протест и страстная борьба против темных сил жизни, препятст счастью чел. Возник оперы, симфонии, камерные сочинен. Лирич светл «Первая симфониЯ» «зимние грезы» опера «Кузнец Вакула»  И симфонич произв «,Ромео и Дж», «Буря»по Шекспиру. В конце жизни наиб трагич произв. опера« Пиковая дама» «6 симфония» балет «Спящая красавица» опера «Иоланта»Жизнь-непримирим борьба со смертью. 

18. Русское искусство  к.19 – н. 20 в. (архитектура,  живопись)С кризисом народнического движения в 90-е годы «аналит.метод реализма 19в.», как его называют отечественной науке, себя изживает. Многие из художников-передвижников испытовал творческий упадок. Сложные жизненные процессы обуславливали многообразие форм худ.жизни этих лет. Все виды искусства, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм. На рубеже веков сложился стиль  -- модерн – это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств. Одним из самых крупных художников, новатором русской живописи на рубеже веков явился В.А.Серов. Его «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» -- целый этап в русской живописи. «Мир искусства» -- организация, возникшая в Петербурге в 1898 г. и обьединившая мастеров самой высокой художественной культуры.  Входил А.Я.Головин – один из крупных худ. театра 1-ой четверти 20 в., Остроумова, Лебедева и др. 
 

19.Русская  живопись авангарда. Термин «авангард», обозн новаторские явления. Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве .   В конце 19 – начале 20 вв. русская официальная живопись оставалась в академических рамках.  Заслуживают внимания два момента: первый –что образ простого человека (народ), становится абсолютным центром русского искусства и литературы ; второй – это обостряющийся до предела интерес к инновациям искусстве. Васи́лий Васи́льевич Канди́нский— русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Из семьи купцов, каторжан. «Синий всадник»  «Озеро”  «Двое на лошади» «Интерьер (моя столовая) «   «Пестрый ансамбль»                       Па́вел Никола́евич Фило́нов— русский художник, теоретик искусства, поэт. «Мужчина и женщина», Акварель, тушь, перо, кисть на бумаге « Портрет Евдокии Глебовой (сестра художника)» Масло на бумаге «Лошади» Акварель, тушь, перо на бумаге. Казими́р Севери́нович Мале́вич— русский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма — направления в абстрактном искусстве. Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост». «Чёрный супрематический квадрат». Самое знаменитое живописное произведение Малевича «Чёрный квадрат» манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест». «Красный квадрат» «Скачет красная конница» «Супрематическая композиция» 
 

20.МХАТ Второй Московский художественный академический театр Располагался в бывшем театре Незлобина (Театральная площадь, 2/7). Возник в 1924 из 1-й Студии МХТ. В 1924—28 им руководил М.А. Чехов, стремившийся к театру больших художественных обобщений, мечтавший о новой актёрской технике. Первый спектакль — «Гамлет» У. Шекспира (режиссёры В.С. Смышляев, В.Н. Татаринов, А.И. Чебан). В этот период поставлены: «Блоха» Н.С. Лескова (1925, режиссёры А.Д. Дикий, В.В. Готовцев), «Дело» А.В. Сухово-Кобылина (1927, режиссёр Б.М. Сушкевич), «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого (1927, режиссёры Татаринов, Чебан), «Петербург» А. Белого (1925, режиссёры С.Г. Бирман, Татаринов, Чебан), «Закат» И.Э. Бабеля (1928, режиссёр Сушкевич) и др. Большинство постановок осуществлялось под руководством М.А. Чехова. Внутри театра шла борьба за влияние. Возникший в 1926 конфликт между коллективом и 8 его членами (среди них — Дикий, О.И. Пыжова, Л.А. Волков) закончился уходом этой группы в 1927 в другие театры. Весной 1928 возник конфликт между Сушкевичем и Чеховым, который подал заявление об уходе из театра и летом уехал в Германию. С 1928 во главе театра стал И.Н. Берсенев. Основу репертуара составили советские пьесы: «Чудак» А.Н. Афиногенова (1929, режиссёры Берсенев, Чебан), «Часовщик и курица» И.А. Кочерги (1934, режиссёры Берсенев, Бирман), «Начало жизни» Л.С. Первомайского (1936, режиссёр Бирман) и др. Ставил театр и классику: «Тень освободителя» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1931, режиссёр Сушкевич), «Униженные и оскорблённые» по Ф.М. Достоевскому (1932, режиссёры Берсенев, Бирман), «Двенадцатая ночь» Шекспира (1933, режиссёры С.В. Гиацинтова, Готовцев), «Испанский священник» Д. Флетчера (1935, режиссёр Бирман). В феврале 1936 театр был закрыт. Часть актёров возвратилась во МХАТ, остальные разошлись по другим театрам 
 
 

Информация о работе Шпоры по МХК