Русский народный костюм и его интерпретация в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы основана на повышении интереса к народному костюму со стороны современных модельеров-дизайнеров.
Цель: Изучить теоретические основы возникновения костюма, его структуру на примере русского национального костюма, а также рассмотреть роль народного костюма в конструировании современной одежды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА 5
1.1. История и структура русского национального костюма. 5
1.2. Некоторые понятия и определения 9
1.3. Основные формы и виды костюма 11
1.3.1.Мужской костюм 12
1.3.2 Женский костюм 16
1.4.Костюм как оберег, магический предмет у русского народа 21
ГЛАВА 2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 25
2.1. Роль народного костюма в современном мире. 25
2.2. Творческие изменения традиций русского народного костюма 27
2.3. Элементы русского народного костюма и его использование в современной индустрии моды. 32
2.3.1.Ткани 32
2.3.2. Орнамент 33
2.3.3. Вышивка 35
2.3.3. Цвет в костюме. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 698.50 Кб (Скачать)

В русской вышивке  наряду с мотивами, восходящими к  древним славянским культурам (ромб -- символ Солнца в вышивке центральных  районов, геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посередине в вышивке северных районов), уже в начале XIX в. появляются изображения барсов, орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые, например, в вышивку на Севере и в центральных районах. Во второй половине XIX в. в результате закрытия помещичьих и монастырских мастерских возникли вышивальные промыслы, которые получили большое распространение в следующем столетии, сыграв важную роль в сохранении народных традиций в культуре XX в. Особое значение в народном костюме придавали цвету как средству наибольшей выразительности.

2.3.3. Цвет в костюме.

У разных народов  существовали различные обозначения и названия цвета. Нередко встречаются такие названия, как веселые и грустные, свежие и тусклые, что часто соответствует настроению человека. В традиционной одежде встречаются практически все основные цвета, известные по шкале цветовосприятия: белый, красный, черный, зеленый, желтый, голубой, коричневый, фиолетовый, розовый, оранжевый, серый.

Известно, что  эмоционально-психологическое воздействие цвета на человека проявляется в различном воздействии на органы чувств (возбуждающем, успокаивающем, угнетающем). Человек воспринимает цвета как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плоские, легкие и тяжелые. Теплые цвета зрительно увеличивают объем и поверхность одежды, а холодные - уменьшают их.

Через цветовую гамму выражалась возрастная принадлежность одежды: для детей - нежные, светлые  пастельные цвета; для подростков яркие, контрастные; для взрослых - сложные цветовые сочетания от ярких до пастельных; для людей пожилого возраста, стариков - спокойная, зачастую темная цветовая гамма.

Цвет, таким образом, играл существенную роль в народной одежде, сообщая определенную информацию о носителе данного костюма. При  этом различие в цвете костюма воспринималось гораздо легче, чем изменения в крое или ткани, особенно на расстоянии. Цвет одежды как бы предупреждал собеседников, с кем они имеют дело и какую позицию нужно занять в отношении этой особы. Такую задачу в народной культуре выполняли очень многие цвета, а сообщаемая ими информация была столь существенна, что носитель костюма однозначно занимал определенное место в общественной иерархии. Так, цвет одежды мог выступать как символ национальной и региональной принадлежности или как определитель возраста и пола, цвет выполнял престижную функцию или маркировал гражданское состояние носителя костюма. Несомненна и магическая функция цвета одежды или украшения, входящего в комплекс одежды.

Для декоративного  оформления народного костюма кроме цветового компонента было характерно сочетание различных материалов и фактур (текстиль, кожа, кружево, металл, кость и т. д. 

Использование народного костюма  в современном  мире.

 Создание  модного костюма – одна из  главных задач индустрии мод как направления специализации сервиса. Главное в создании образа − это новизна решений, а новизну мы обычно рассматриваем как одну из существенных сторон моды. Но, как гласит пословица, новое − это хорошо забытое старое.

Известно, что  к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая модную одежду.

Талант художника  определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.

Особый интерес  к народному костюму проявляется  в настоящее время. При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма, с учетом развития искусства, науки, промышленности, новых форм быта. Так, русские народные рубахи, сарафаны, душегреи, казакины используются для создания современных блуз, платьев, курток, полупальто.

Неповторимое  национальное своеобразие современным  изделиям придает использование  элементов народной вышивки, играют роль и другие приёмы декорирования. Обеспеченность населения разнообразной одеждой зависит от правильности выбора материалов, от оригинальности конструкции, соответствующих назначению одежды, сезону и возрастным особенностям человека.

Применение элементов  русского народного костюма в  современной одежде представляет большое  научное и практическое значение, которое требует необходимых знаний и умений. Поэтому наши экспериментальные исследования по совмещению двух стилевых направлений представляют большой интерес.

Основным методом  исследования является анализ модели, созданный на основе народного костюма, а также метод сравнительного анализа.

Результатом исследования является определение степени использования  народных традиций в практике моделирования  современного костюма.

К элементам  и особенностям русского народного  костюма, можно отнести следующее:

а) статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов, массивность, как правило, нарастающая книзу, подчеркнута обувью - плетёнными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами - туфлями, которые иногда надевались на семь - восемь пар толстых шерстяных чулок;

б) преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях;

в) использование  домотканой, а позднее фабричной  ткани, отделка  вышивкой, кружевом, шитьём, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счет использования контрастных цветов;

г) большое значение головного убора в решении  композиции костюма. [2].

Все эти черты  народного костюма составляют содержание понятия «народные мотивы». Народные мотивы − это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей.

Основным элементом  русского народного костюма в  исследовании была взята вышивка. Русская  вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок  других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометрические формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, деревья или цветущие кустарники. Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани.

В задачи вышивки  не входит добиться реалистических изображений. Основную роль играет сам предмет, который  благодаря вышивке приобретает  художественную ценность.

Живой интерес  к изучению и современному переосмыслению русского народного костюма проявляла Н. Ламанова − замечательный художник, работавший в области бытового и театрального костюма. Она утверждала, что основные формы народной одежды всегда мудры − их простота и целесообразность должны быть использованы в современном костюме.

Народные мотивы в современную одежду, как считает В. Зайцев, следует привносить чрезвычайно тактично, бережно, осторожно. Чтобы оно не кричали и не выглядели надуманными. Необходимо, видимо, извлекать то рациональное зерно, которое присутствовало и всегда присутствует в национальном костюме, − его художественную выразительность и функциональность. Не бездумно копировать те или иные элементы, а творчески перерабатывать их и приспосабливать к современным условиям

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Модельное агентство Николая  Терюхина.

За 12 лет агентство  стало официальным представителем Международного скаутского центра Noah International Enterprises в Архангельске, приобрели огромный опыт в модельном бизнесе и зарекомендовали себя как лучшее агентство города. Основатель агентства Николай Борисович Терюхин - художник-модельер, лауреат и дипломант различных всероссийских конкурсов и фестивалей моды, автор более 70 коллекций. В 2005 году Николай Терюхин принял участие в "Днях российской моды в Париже", после чего был принят в "Ассоциацию русских художников в Париже". 
Николай Терюхин – автор более 70 коллекций. Показы коллекций состоялись в российских городах: Сочи, Екатеринбурге, Ярославле, Вологде, Архангельске, Москве, а так же в городе Олоу (Финляндия – 1999, 2000 гг.). В 2005 году Николай Терюхин принял участие в днях российской моды в Париже, где показывал коллекции «Городской романс», «Откудова экой фасон?», «Пестрядинная артель» после этого был принят в «Ассоциацию русских художников в Париже».8 
Народный костюм является образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента, раскрывает нам многие тайны и законы красоты народного искусства. Использование народных мотивов в современной моде приводит к созданию интересных моделей в этническом стиле.  
Николай Терюхин использует традиционный материал, характерный для северного народного костюма: ситец, сатин, лён, парча, холст, бязь, павлово-посадские шерстяные платки, а так же современные ткани: джинсовая, габардин, декорированные кружевом, атласными ленами, искусственным жемчугом, вставками из жаккардовой тесьмы имитирующими элемент северного костюма – вышивку, браное ткачество. А так же блёстки, стеклярус, бисер, стеклянные и металлические пуговицы, бусины. 
Этническому костюму модельера присуще использование полихромных цветовых сочетаний, многослойность компонентов костюма, включение традиционных орнаментальных мотивов в текстиле. в работах широко используется лоскутный стиль как при создании целых ансамблей, так и отдельных элементов костюма: манжеты, воротники, карманы самых разнообразных форм, аксессуары, шляпки, шапочки, гетры, нарукавники. в этой технике модельер сотрудничает с мастерами: Г. Б. и Д. И. Зубовыми (лоскутное шитьё), Л. В. Усачёва (вязание).  
В изделиях используются постижёрные изделия (автор – О. В. Шабанова), имитирующие женский северный головной убор – кокошник.Несмотря на большое количество сногсшибательных фантазийных коллекций, этнические традиции стали определяющими в творчестве модельера и принесли заслуженный успех, как у зрителей, так и на профессиональных российских и международных конкурсах и фестивалях моды.
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Колдовская сила русского костюма очень велика. Однажды, заглянув в эту сокровищницу, ты осознаешь её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращается в эстетическое. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

    Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе. 
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма. 
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. 
Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народных обычаях и образах XIX-XХ веков».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Женские головные уборы 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сарафан

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рубахи 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1."Русский  костюм 1750-1917" ,в пяти выпусках, под редакцией В.Рындина,Москва,ВТО,1960 г.,том 1-3.

    2."Иллюстрированная энциклопедия моды",Прага, Издательство Артия,1966г

    3."Краткая  Энциклопедия Домашнего Хозяйства",Москва,"Советская энциклопедия",1984г.,стр.369

    4.Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975г.

    5. Пармон Ф.М. «Композиция костюма», Москва, 1997г.

    6.Пармон Ф.М. «Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества», Москва, 1994г.

    7. Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975г.

    8. Темерин С.М. «Национальные традиции и современный костюм», «Журнал мод», 1964г.

    9.Сидоренко В. И. «История стилей в искусстве и костюме», Ростов Н/Д; Феникс, 2004 - 480 с.

    10.С. П. Исенко «Русский народный костюм и его сценическое воплощение».  

        М., ИПО Профиздат, Издательство МГУК, 1999 г.

    11. М. Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма». Изд. «Молодая гвардия»,

    1988 г.  

Информация о работе Русский народный костюм и его интерпретация в современном мире