Русский народный костюм и его интерпретация в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы основана на повышении интереса к народному костюму со стороны современных модельеров-дизайнеров.
Цель: Изучить теоретические основы возникновения костюма, его структуру на примере русского национального костюма, а также рассмотреть роль народного костюма в конструировании современной одежды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА 5
1.1. История и структура русского национального костюма. 5
1.2. Некоторые понятия и определения 9
1.3. Основные формы и виды костюма 11
1.3.1.Мужской костюм 12
1.3.2 Женский костюм 16
1.4.Костюм как оберег, магический предмет у русского народа 21
ГЛАВА 2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 25
2.1. Роль народного костюма в современном мире. 25
2.2. Творческие изменения традиций русского народного костюма 27
2.3. Элементы русского народного костюма и его использование в современной индустрии моды. 32
2.3.1.Ткани 32
2.3.2. Орнамент 33
2.3.3. Вышивка 35
2.3.3. Цвет в костюме. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 698.50 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   «УДМУРТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ» 
 
 
 

Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное                           художественное творчество»

    Специализация:  «Театральное творчество» 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Русский  народный костюм

и его интерпретация в современном мире»

по дисциплине: «Социально-культурная деятельность» 
 
 
 
 
 

                                                                 Выполнила: студентка группы 3ТТ

                                                                                                  Ардашева А.Д. 

                                                  Руководитель: Демус О.И. 

                                            Оценка: ____________ 
 
 
 
 
 
 

Ижевск, 2009

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

          Народы разных стран и всех частей света создавали и создают свои виды одежды, формируя из них костюмы определенного типа, в которых выражен национальный вкус и понимание красоты.

        Слово «костюм» пришло в Россию из Франции в 18 веке после петровских реформ. Но само понятие костюма еще с 12 века обозначалось на Руси старославянским словом «одеяние»1. В настоящее время понятие «костюм» – означает устойчивые формы одежды определенного народа, сословия, эпохи.

         В последние годы у многих народов возрос интерес к своим национальным традициям. Многие начали понимать, что народная культура это их достояние и ценность.  Только в национальных традиционных, произведениях искусства хранится вся красота, любовь и память народа. Нельзя забывать о том, что, забыв сегодня традиции предков, их невозможно будет уже вернуть.

      В последнее время появляется множество музеев, в которых хранятся экспонаты, собранные профессионалами и энтузиастами, в том числе и образцы традиционной одежды.

         С течением времени изначальные  формы всех народных костюмов менялись, что в итоге привело к появлению множества родственных вариантов одного и того же костюма. Нет ничего удивительного в том, что среди столь пестрого разнообразия всевозможных предметов одежды было утеряно главное – смысл предназначения элементов любого национального костюма. Вышивка и покрой блузы, платья или рубашки сегодня может восприниматься как декоративный элемент, в то время как раньше в них можно было понять конкретное зашифрованное предназначение, а люди, наряжавшиеся в тот или иной костюм, преследовали при этом вполне определенную цель. Даже различное ношение головного убора имели каждый свой глубокий смысл. В любых серьгах или ожерелье мог скрываться особый символ, корнями восходивший к незапамятным временам. Несмотря на то, что их первоначальное предназначение может быть давно позабыто, люди самых разных континентов и стран время от времени по-прежнему продолжают одеваться в традиционные одежды своего народа, особенно в дни религиозных или иных праздников, по выходным дням.

        Костюм, будь то национальный или современный городской, сам по себе просто предмет повседневного быта. Но, изучая историю его возникновения и развития, изначальное значение, обряды, традиции, связанные с ним, приходишь к выводу о том, что это целая история, жизнь и вечность, которую хоть самую малую часть нужно знать каждому человеку.

    Источником  творческих идей многих современных  модельеров-дизайнеров является народный костюм. Способы использования народного костюма в дизайне современной одежды могут быть самыми различными. В чем заключена столь притягательная сила народного костюма? Эстетичность, а также функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и все это относится к любому народному костюму любой национальности. Во второй половине ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании одежды. Появляются даже фольклорный, этнический стили. Народный костюм становится объектом пристального изучения.

    Актуальность темы курсовой работы основана на повышении интереса к народному костюму со стороны современных модельеров-дизайнеров.

    Цель: Изучить теоретические основы возникновения костюма, его структуру на примере русского национального костюма, а также рассмотреть роль народного костюма в конструировании современной одежды. 

    ГЛАВА 1. Особенности русского национального костюма

1.1. История и структура русского национального костюма.

    История костюма – составная часть материальной и духовной культуры. Костюм содержит в себе различные виды прикладного искусства – ткачества, кружевоплетения, ювелирного дела, вышивки, орнамента и др. Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. Почти каждое значительное событие в истории человечества вызвал в нем перемены. Появление одежды в жизни человека имеет двоякую функцию: с одной стороны он возник как предмет, защищающий тело человека от окружающей среды, с другой – обладает своим идейно-образным содержанием, обусловленным многообразием функций одежды, мировоззрением народа.

         Зримая знаковая структура костюма  включает материал, крой, силуэт, колористику,  орнаментику, способы ношения  и комплектования деталей костюма,  а также грим и прическу владельца костюма. Эти знаки вызывают образные ассоциации и эмоции, отражают половые и возрастные особенности, социальное, имущественное, семейное положение и место проживания человека, его магические, религиозные, эстетическое и этические представления.

         Еще на ранних этапах развития человеческого общества всем народам было свойственно стремление к красоте. До наших дней дошли образцы национального костюма, из поколения в поколение передающие навыки и особенности ремесла. При этом формы и конструкции, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональности, не претерпевали особых изменений.

         Народный костюм представляет  собой художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом. Всем известно, что история возникновения одежды таится где-то в глубокой первобытной древности. Изначально, чтоб защитить свое тело от окружающей среды и от насекомых, предки людей прикрывали себя листьями различных растений, размазывались грязью и глиной, со временем научились оборачиваться в шкуры животных.

          Человек развивался, развивались культуры и цивилизации. Люди открывали все новое, начинали жить в других условиях и, конечно, одеваться стали по-иному.

         С появлением основных видов  простых тканей на свет родился  и типичный костюм западноевропейского  крестьянина. Основным предметом  одежды и мужчин и женщин  была обыкновенная туника, или  хитон, с рукавами или без  них. Существовало два вида этой одежды - короткая, называвшаяся дорической туникой, и длинная, известная как ионическая туника. Короткие разновидности туники, отличавшиеся друг от друга стилем и фактурой, пользовались большей популярностью у мужчин. У тех, кто занимался сельским хозяйством, покрой туники был самым простым. С развитием цивилизации различия между крестьянами и элитой в манере одеваться стали более заметными.

         Женщины наряжались в длинные  ионические туники из холстины  с поясом, называвшимся зона. Это платье специально делалось очень длинным, как так для дополнительного эффекта часть ткани вытягивалась из-за пояса и напускалась на него сверху. Длинное платье у женщин и короткий дорический стиль одежды мужчин и по сей день остаются основной формой национального костюма большинства европейских крестьян.

    С течением времени мужская туника сохранилась, но под нее начали надевать разнообразные «рейтузы», короткие или длинные брюки и так далее. Нижняя часть ноги или штанины часто обматывалась полосками материи, и со временем эти обмотки превратились в одно целое со шнурками сапог или ботинок. Обувь и штаны как бы связывались друг с другом в один единый предмет одежды. Следующим шагом в развитии костюма служило то, что научились заправлять тунику в штаны, которая, таким образом, превратилась в рубаху.  Обыденная крестьянская одежда женщины в течении многих веков представляла собой длинное цельнокроеное платье. Так продолжалось вплоть  до 15 века, когда силуэты женской одежды стали меняться под влиянием появившегося тогда корсажа, или лифа. Кроме того, Европейские женщины надели на себя передники. Однако все эти изменения происходили крайне медленно, и прошло еще немало лет, прежде чем корсаж вошел в повсеместное употребление. Сперва его надевали поверх основного платья. Первые корсажи, или лифы, были очень простыми по крою, с прямой или заостренной книзу линией по талии. Особое внимание уделялось шнуровке на груди. «Зрительное разделение женской фигуры на две части с помощью корсажа со временем привело к тому, что платье превратилось в отдельные блузку и юбку». Корсаж претерпел значительные изменения, к нему добавились бретельки, а покрой и силуэт усовершенствовались. Он стал основной деталью большинства европейских женских костюмов, и даже внутри одной и той же страны или области можно встретить сразу несколько его различных вариантов. Также претерпела изменения блузка, вырез и длина рукавов которой стали определяться климатом, модой и религиозными ограничениями.

         Мода высших слоев общества менялась чуть ли не каждый день, однако простые крестьяне не спешили расставаться со своими привычными костюмами. Во многих странах существовали даже специальные законы «о нарядах» для простых людей. Эти законы, которые часто вводили насильно, определяли, какие ткани следовало использовать крестьянам для пошива одежды, какова должна быть длина тех или иных деталей костюма и в какие цвета их можно было окрашивать. Кроме того, строго ограничивались любые вольности в узорах и вышивке, равно как и использование кружев. Не поощрялось ношение ювелирных украшений, нарядных пряжек, застежек и пуговиц, а также пышные и затейливые прически.

      Церковь боялась того, что простые люди захотят выделиться из толпы и могут перейти все границы дозволенного и перенять «неприличие» моды, поэтому вводила такие строгости и ограничения.

        Власть же желала, чтобы в ход  для изготовления тканей шли  в первую очередь местные материалы.  Классовые различия в то время  имели большое значение для  жизни общества. Они старательно  подчеркивались, и потому правящая элита не желала, чтобы низшие слои копировали ее манеру одеваться. Французская революция сломала вековые устои, и большинство подобных законов было отменено. Различные деревни и области стали соперничать друг с другом в портняжном искусстве, изобретались новые модели и способы носить ленты и платья, оригинальные наряды и узоры. Словом, простой люд принялся учиться красиво одеваться.

          Вместе с этим, начало появляться  множество новых тканей и фасонов,  старые традиции сохранились,  но не избежали влияния новых идей.

          В национальных костюмах любого  народа особенно заметна разница  между рабочей одеждой и платьем,  приберегаемым для выходных дней  и торжественных случаев. Наряды, надеваемые в дни религиозных  праздников, аккуратно хранились и передавались от поколения к поколению, и часто одним своим видом напоминают о знаменитых событиях и традициях, корнями уходящих в седую старину. Ведь были времена, когда люди искренне полагали, что звериные шкуры и маски, а также иные торжественные костюмы несут в себе заряды высшей энергии животных или даже пронизаны духом самих богов.8

1.2. Некоторые понятия и определения

    Народный  костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически и грима. В искусстве традиционного костюма органично соединяются различные виды декоративного творчества и используются разнообразные материалы.

Информация о работе Русский народный костюм и его интерпретация в современном мире