Роль мистецтва в формуванні емоційно - цілісного ставлення до дійсності

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Разглядеть красоту в окружающем мире способен только проникновенный взгляд. Как научить понимать другого, если души не развивать? Воздействовать надо на эмоции, чувства человека, и это дает только искусство. Без развития чувств мы рискуем воспитать технократов. Пример - высокотехнологичная Япония, где человеческий фактор парадоксальным образом стал тормозом технического прогресса. И что же спасает японцев? Спасает сакура – цветущая японская вишня, то есть красота. А еще точнее – умение любить красоту. Искусство индивидуально, оно идет от обратного: созидательность вырастает из страсти к самореализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные принципы воздействия музыки на человека……………………………………………. 4
2. Эмоции искусства ………………………….. 28
3. Эмоции в музыке……………………………. 32
3.1 Роль эмоций в восприятии…………….... 34
3.2 Моделирование эмоций………………..... 39
4. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека……………………………………………. 46
4.1 Эмоции……………………………………. 47
4.2 Функции эмоций…………………………. 51
4.3 О позитивных и негативных эмоциях…... 58
4.4 Роль эмоций в восприятии………………. 59
Выводы……………………………………….… 65
Литература…………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

                                                                                         55

Переключательная функция  эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных  условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

 

По-видимому, можно говорить и о коммуникативной функции  эмоций. Мимические и пантомимические  движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать  их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Известно, что между  эмоциями существует полярность. Например, радость и печаль, гнев и страх, интерес отвращение, стыд и презрение. Согласно Ч.Дарвину, противоположные эмоции (например, антипатии и симпатии) могут выражаться противоположными движениями.

 

          Современные исследователи согласны  с Ч.Дарвином в том, что мимика  возникла в эволюционном процессе, и выполняет важную адаптивную функцию. В ходе эволюции мимические сигналы развились в

56

систему, позволяющую  передавать информацию о «намерениях» или состоянии индивида и таким  образом повышающую бдительность другого  существа в окружающей его среде.

 

Существуют генетические заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не   совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

 

Коммуникативная функция  эмоций предполагает наличие не только специального нейрофизиологического  механизма, обуславливающего осуществление внешнего проявления эмоций, но и механизма, позволяющего читать смысл этих выразительных движений. Не все проявления эмоций одинаково легко индентифицируются. Легче распознается   ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). По ряду данных, наибольшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Идентификация эмоций

                                                                                         57

возрастает вследствие научения.

 

 

 

    4.3 О позитивных и негативных эмоциях.

 

Большинство ученых, как  и обычные люди, неспециалисты, делят  эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация  эмоций в целом правильна (и полезна), и всё - таки понятия  «положительное», «позитивное» и «негативное» в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх, и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще –защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в её основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами, - такие случаи описаны Лоренцем как пример «воинствующего

58

энтузиазма».

 

Вместо того, чтобы  говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет относить ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих этологических и экологических факторов. Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх (например, боязнь антибиотиков, авиаперелётов) чаще всего действительно имеют вредные последствия. Но такая «позитивная» эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности – от сексуального насилия до художественного творчества.

 

 4.4 Роль эмоций в восприятии

 

Нужно признать особую роль эмоционального начала, которое является непременной стороной содержания музыкального произведения и непременной стороной его воздействия.

 

Один из ведущих исследователей эмоциональной сферы личности Изард К.Э даёт следующее определение

                                                                                         59

понятию: «Эмоция - особая форма психического отражения, которая  в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия». Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоций. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивида объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребности субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

 

Эмоции охватывают широкий  круг явлений. Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различия являются разная степень связи субъективных переживаний с

60

возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно  связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния  обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, и поэтому они обозначаются как эмоции.

 

 Другая причина,  по которой эмоции противопоставляются  общим ощущением, состоит в  нерегулярном их возникновении.  Эмоции часто возникают спонтанно  и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.

 

В искусстве жизненное  содержание невозможно выразить внеэмоциональным путем, как невозможно таким путем  воспринять заключенное в художественном произведении жизненное богатство.

 

Известный исследователь  процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил  свои выводы в следующих двух тезисах:

                                                                                         61

1)внеэмоциональным путем  нельзя постичь содержание музыки;

 

2)восприятие музыки  идет через эмоции, но эмоциями  не кончается: через них мы  познаем мир.

 

Распространяя эти вопросы  на все искусства, Б.М.Теплов высказывал мысль о том, что мы имеем здесь дело не только с разным (имел в виду конкретно - чувствительное отражение фактов, явлений, событий жизни), но также эмоциональным познанием действительности. Он писал: «Понять художественное произведение - значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается». Учёный имел в виду, что конечным результатом восприятия художественного произведения должно быть осознание его идей.

 

Музыкальное переживание  трактуется Б.М.Тепловым как осмысленное, содержательное переживание, предполагающее понимание языка искусства и содержание самого произведения. В связи с этим ученый детально останавливается на эстетической проблематике в музыке.

 

В своих трудах Б.М. Теплов приводит

62

многочисленные высказывания композиторов и писателей (П.Чайковского, Ф.Шопена, П.Тургенева, Л.Толстого, М.Горького), аргументируя исключительно важную роль эмоций и чувств в качестве предметного содержания музыки, доказывая возможность отражения качественного многообразия эмоций в музыке.

 

Однако спецификой переживания, по Б.М.Теплову, является не постижение «значения» путем интеллектуального обобщения, а эмоциональное познание, в котором чувственный компонент играет ведущую роль.

 

В фундаментальной монографии по проблемам психологии музыкальных  способностей Б.М. Тепловым на экспериментальном материале подтверждены высказанные идеи о музыкальном переживании, подчеркивается, что языком музыки является переживание музыки как выражение некоторого содержания. Способность эмоционально отзываться на музыку, согласно его теории, является центром музыкальности, в структуре которой синтетически слиты эмоциональные и слуховые моменты.

 

Используя категории  «переживание» и «чувство» по отношению ко всем структурным сопоставляющим музыки (ладовое чувство, музыкально-ритмическая  способность, музыкально-слуховые представления), а также к элементарным проявлениям слуха (чувство высоты, чувство интервалов), Б.М. Теплов подчеркивает

                                                                                         63

эмоциональную природу  всех музыкальных способностей, связывая, например, ладовое чувство непосредственно с эмоциональным переживаним

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64

Выводы

 

Нами дан обзор основных проблем психологии восприятия музыки и искусства сквозь призму анализа  психологических закономерностей одного из видов музыкальной деятельности – восприятия музыки.

 

          Спектр восприятия музыки широк  по диапазону – от простого  любования живым звучанием до  глубокого проникновения в музыкальные  смыслы, обогащающего сознание личности  слушателя, а также помогающего переводу этих впечатлений в социальное действие.

 

          Традиционное определение музыкального  восприятия включает в себя  способность переживать чувства  и настроения, выражаемые композитором  в музыкальном произведении, и  получать от этого эстетическое удовольствие. Проблема музыкального восприятия связана не только с выявлением особенностей музыки, её языка, но и с углублением наших представлений о природе человека , его способностей.

 

В музыкознании нет ни одной проблемы, которая бы не интересовала психологию. Также, при исследовании музыки и музыкальной деятельности невозможно обойтись без применения психологических знаний. Таким образом, музыкознание во взаимодействии с психологией представляет нам возможность расширить границы познания человеческой личности.

                                                                                         65

Литература:

1. .Е.П.Печерська. Уроки музики в початкових класах. Київ.

  “Либідь”. 2001 р., с.5-20

2.Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко. Методимузыкального воспитания  в школе. Москва. «Просвещение». 1989 г., с.68-91.

3. Праксина О.А. “Методика музыкального воспитания в школе”. М.: «Просвещение» 1983р.

4. Печерська Е.П. “Уроки музики в початкових класах” – К.: “Либідь” 2001р.

5. Ростовський О.Я. “Методика викладання музики в початковій школі”. – Навчально-методичний посібник. Тернопіль, Навчальна книга – Богдан 2001р.

6. Ростовський О.Я. “Педагогіка музичного сприймання” – К.: 1997р.

7. Гадалова І.М. “Музика та співи методика викладання”. Навчальний посібник 1ч. – К.: 1996р.

8. Сухомлинський В.О Народження громадянина //Вибрані твори: В5т. – К.: Радянська школа, 1997.-Т.

9. Кабалевський Д.Б. Воспитание  ума и сердце: Книжка для учителя.  – М.: Просвещение, 1984р. 

10.  Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

Информация о работе Роль мистецтва в формуванні емоційно - цілісного ставлення до дійсності