Роль мистецтва в формуванні емоційно - цілісного ставлення до дійсності

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Разглядеть красоту в окружающем мире способен только проникновенный взгляд. Как научить понимать другого, если души не развивать? Воздействовать надо на эмоции, чувства человека, и это дает только искусство. Без развития чувств мы рискуем воспитать технократов. Пример - высокотехнологичная Япония, где человеческий фактор парадоксальным образом стал тормозом технического прогресса. И что же спасает японцев? Спасает сакура – цветущая японская вишня, то есть красота. А еще точнее – умение любить красоту. Искусство индивидуально, оно идет от обратного: созидательность вырастает из страсти к самореализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные принципы воздействия музыки на человека……………………………………………. 4
2. Эмоции искусства ………………………….. 28
3. Эмоции в музыке……………………………. 32
3.1 Роль эмоций в восприятии…………….... 34
3.2 Моделирование эмоций………………..... 39
4. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека……………………………………………. 46
4.1 Эмоции……………………………………. 47
4.2 Функции эмоций…………………………. 51
4.3 О позитивных и негативных эмоциях…... 58
4.4 Роль эмоций в восприятии………………. 59
Выводы……………………………………….… 65
Литература…………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

12

чередования основных метрических  долей и в абсолютной длительности ритмических единиц, построений и  всего произведения в целом.”  Важнейшей характеристикой темпа  ¾ по мнению Е.В. Назайкинского ¾ “считается частота метрической пульсации, обозначаемая числом ударов в минуту.” Темп воспринимается в диапазоне от 5-10 и до 700-900 ударов в минуту.

 

Если темп сохраняется неизменным от начала и до конца музыкального произведения он оказывается периодической структурой, синхронизирующей все остальные музыкальные элементы. Однако, темпы иногда замедляются и ускоряются, что нарушает их периодичность. Е. В. Назайкинский провел серию экспериментов, изучающих замедления и ускорения темпа. Он пришел к выводу, что музыканты осуществляют изменения темпа не равномерно. “Изменения темпа при замедлении и ускорении склонны к кратности, что связанно с кратностью соотношений музыкальных длительностей”. Фактически эти процессы осуществляются по музыкальным длительностям, таким как тридцатьвторые, шестнадцатые и восьмые. Музыкальные же длительности зависят от темпа. Они являются как бы внутренней пульсацией. Следовательно, при замедления и ускорениях принципы периодичности и синхронности не теряются. Вся ритмическая организация произведения зависит от темпа.

      Е.В. Назайкинский доказывает, что на восприятие темпа и ритма оказывает влияние биоритм дыхания. Это

                                                                                               13

же обнаруживали Р.И. Зарицкая и А.М. Невинская.

Метр ¾ это ритмическая  форма, служащая мерой, в соответствии с которой музыка делится на метрические  единицы ¾ такты. Несколько другое определение приводит Е.В. Назайкинский: “Метр ¾ это система организации ритмического движения, основанная на закономерном чередовании опорных и не опорных долей времени и проявляющихся в акцентной пульсации и в кратности длительностей”.

 

Во всех наиболее популярных произведениях, принадлежащих к разным стилям, метр неизменен. Согласно теории в каждом такте есть сильные и слабые доли. Сильной долей является первая после тактовой черты. “Сильная доля может подчеркиваться различными музыкальными средствами: ритмической остановкой, вступлением новой гармонии, динамическим акцентом, глубоким басом, мелодической вершиной, исполнительским штрихом. Регулярность Сильной доли ¾ одно из организующих начал музыкальной формы.” Сильные доли повторяются в каждом такте, создавая тем самым определенную периодическую структуру. “Слабая доля ¾ в тактовой системе метрически неопорная доля, например 2-я и 3-я в трехдольном такте, 2-я и 4-я в четырехдольном. Служит непрерывности метрической пульсации, оттеняет сильную и относительно сильную доли”.

Метр, сильные и слабые доли оказывают  значительное влияние на музыку. Вальс отличается от марша именно метром. Одним из основных отличий

14

классической музыки от джаза является акцентирование слабых долей в последнем. В Чикагском  стиле джазовой музыки, а так же рок-энд-роле и ритм-энд-блюзе постоянно акцентируются вторые и четвертые доли, что не приемлемо для классической европейской музыки.

 

Другим музыкальным понятием, подтверждающим вышеописанные три принципа, является ритмичность. “Ритмичными признаются движения, вызывающие своего рода резонанс, ¾ сопереживание движению, выражающееся в желании воспроизвести его”.

 

В античной музыке существовали такие  понятия как Арсис и тезис. Согласно с эти понятиями основными  ритмическими функциями является напряжение и разрешение. Периодический характер этих явлений придает музыке некоторую завершенность и закруглённость.

 

“Ритмическое впечатление  может возникать от целой композиции благодаря смене напряжения (восходящие фазы, завязки) разрешением (нисходящей фазой, развязкой, каденцией ¾ “падением”). Однако, собственно ритмическими (в отличие от композиционных) обычно называют более мелкие членения, воспринимаемые непосредственно и сопоставимые по величине с такими физиологическими периодичностями, как дыхание и пульс ¾ прообразами двух типов различных ритмических структур. Для дыхательного

                                                                                         15

(респираторного) ритма характерно  ясное членение на периоды  и их фазы (вдох ¾ выдох)”.

Такое понятие современной  теории музыки, как ритмическое деление так же подтверждает принципы цикличности музыки. “Ритмическое деление ¾ это деление нотных длительностей на равные части”. В тактовой нотации основные величины ¾ дроби типа 1/2 от них образовываются основные длительности: половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и т.д. Иногда встречаются соотношения 1/3, 1/5, 1/7 и т. д. Любые ритмические структуры составлены из определенных длительностей, задающих этим структурам периодически равномерную пульсацию, зависящую от темпа произведения.

 

Одно из основных музыкальных понятий  ¾ это форма. Форма определяет количество повторений музыкальных  мотивов, предложений, периодов и частей. Основными формообразующими средствами в классической музыке являются метр, мотивная структура, модуляция и тематическое развитие. Из этих четырех параметров только один не является цикличным (модуляция). Именно повторение мотивов определяет развитие формы. Возможны следующие “виды повторений мотивов: точное, перемещение по аккорду, в другой гармонии, секвенция, варьирование, обращение, уменьшение, увеличение и др.” Тематическое развитие невозможно без повторения тем. Относительно же цикличности метра уже говорилось ранее.

 

16

На наличие в музыкальных  формах строго синхронизированных циклических  элементов указывал так же Б.В. Асафьев в своей книге “Музыкальная форма как процесс”. Он же указывал на обязательное присутствие в музыке изменений, зависящих по темпу, метру, ритму, мелодии или гармонии от основных циклических структур.

 

Цикличные структуры можно обнаружить не только в самой организации музыкального материала, но и в музыкальных звуках и гармонии. Любой музыкальный звук представляет собой равномерные колебания воздуха, имеющие неизменную частоту. Таким образом, сами по себе музыкальные звуки являются периодическими структурами. Эти звуковые периоды синхронизированы определённым образом. Их синхронность определяет строй. В европейской музыкальной системе обычно используется темперированный строй. Этот строй не является идеальным, но, тем не менее, в настоящее время он активно используется во всех странах мира. В тех государствах, которые имеют национальный музыкальный строй, темперированный строй используется для создания эстрадной музыки.

 

Следует так же заметить, что для  восприятия равномерно повторяющихся элементов не требуется идеальная точность их фаз. Эти периоды могут немного отклоняться от математически точного цикличного ритма, так как восприятие музыки людьми имеет, так

                                                                                         17

называемую, зонность, то есть человек воспринимает одинаково  немного различающиеся ритмы, темпы, звуки и т.д. Н.А. Гарбузов в ходе многочисленных экспериментов обнаружил  зонные свойства человеческого слуха. По его мнению, зонную природу имеет темп и ритм, динамический слух, тембровый слух, звуковысотный слух.

 

Циклические структуры  можно обнаружить и в мелодии. В мелодии обычно присутствует темп (о периодичности темпа говорилось ранее), метр с акцентами на сильные  и слабые доли, музыкальные звуки, которые сами по себе представляют равномерные колебания воздуха, повторяющиеся акценты и артикуляция. Многие мелодии содержат в составе своей музыкальной ткани секвенции. Секвенции повторяют небольшие музыкальные образования, сохраняя ритмический рисунок и фактуру. Многие развлекательные и популярные мелодии состоят из секвенций. Помимо секвенций в мелодиях встречаются многочисленные повторяющиеся ноты и мотивы. Почти невозможно найти мелодий, не имеющих повторяющиеся ноты. В этих повторениях часто можно увидеть определенные закономерности. На этой особенности построена теория профессора колумбийского университета Дж. Шиллингера. Он анализировал многочисленные музыкальные произведения композиторов прошлого. Он нашел общие для всех великих музыкальных произведений принципы и систематизировал их. “Таким образом, он развил

18

систему точных технических  приемов и методов для написания  музыки в любом стиле и для  любой звуковой и оркестровой  комбинации. Сочинение музыки свелось  к математическим формулам, музыкальные произведения оказалось возможным создавать при помощи новооткрытых формул, систематизированных моделей, диаграмм и логарифмической линейки.” Дж. Шиллингер мог сконструировать музыкальные композиции на основе колебаний кривой деловой активности, взятой из “Нью-Йорк Таймс”. В 1940 году он опубликовал свои теории в небольшой книге под названием “Калейдофон”, а после его смерти (в 1943) в 1946 вышел двухтомник, обобщающий все его разработки. В 1932 году у Джозефа Шилленгера начал заниматься изучением данной теории американский композитор Джорж Гершвин. С некоторыми перерывами эти занятия продолжались четыре года. Существует мнение, что именно под влиянием теории Дж. Шилингера Дж. Гершвин создал оперу “Порги и Бесс”.

 

Согласно теории Дж. Шилленгера, мелодию можно создать из нескольких равномерно повторяющихся нот. Выбираются несколько звуков и периоды их повторения. Затем на расчерченном в клетку листе бумаги выстраиваются по горизонтали данные периоды, а по вертикали ноты (например, если нота “до” имеет период три, а “ре” два то “до” записывается через каждые три клетки, а “ре” через каждые две). Каждая клетка приравнивается определенному интервалу, например, восьмой или шестнадцатой. Если звуки оказываются

                                                                                         19

совпадающими по ритму, то один из них убирается. В результате получается приемлемо звучащая одноголосная мелодия. У Дж. Шиллингера есть множество  более сложных приемов, но все  они сводятся к повторяющимся звукам. Теория Дж. Шилленгера является ещё одним подтверждением наличия периодичности в мелодиях, так как он охватил своим исследованием огромное количество мелодий.

 

Подтверждение трем вышеописанным  свойствам музыки мы обнаруживаем так  же в теории индийской музыки. Согласно представлениям индийских музыкантов “простая последовательность временных единиц еще не является музыкальным ритмом” “Линейный” ритм ¾ это тот ритм, который имеет лишь поступательное движение и исключает возвраты. Простейшим примером может быть тиканье часов или стук колес поезда. “Когда ритмическое переживание организуется таким образом, что у человека возникает ощущение возвращения к началу, структура становится повторяющейся или цикличной, как только движение по кругу приводит к постоянному возвращению к исходной точке. Простейшей аналогией может являться неделя. Очевидно, что время течет вперед ¾ в линейном порядке, но дни недели, накладываются на эту прямую линию, создают периодические повторения. Следовательно, допустимо сказать, что неделя представляет собой циклическую временную модель. Именно на такой концепции тотального цикла базируется ритмическая

организация в индийской  классической музыке”.

20

 

Причем такая организация  ритмических структур характерна для  традиционной и для классической индийской музыки. Временные единицы называются акшара в карнатской музыке и матра в традиции Хиндустани. Они организованны в определенные секции (кханда, лагху и т.д.), которые, складываясь, образуют тала (звуковой цикл)

 

В индийской музыкальной традиции существует, так же как и в европейской, понятие темп. Он обозначается термином Лайя. В практике индийской музыки темп относительно произволен и никогда не устанавливается при помощи метронома. Изменения темпа происходят редко. Если же переход от одного темпа к другому все-таки происходит, то этот процесс подчиняется строгим временным пропорциям.

 

Из мелких ритмических фигур в индийской музыке образуются более крупные, и все эти структуры обязательно объединяются в ритмический цикл, который называется тала. “Важнейшей закономерностью тала является то, что при его образовании обязательно соблюдается принцип цикличности”.

 

Для ритмических рисунков индийской музыки характерны пропорции  кратные числам 2, 3, 4 и реже 5, 7.

 

Ритмический цикл тала оказывает существенное

                                                                                         21

влияние на мелодическую линию. Начало цикла является важнейшей  точкой данного цикла. “Как бы далеко ни уводили исполнителя течение  импровизации и вариационное развитие, от него ожидают возвращения к этой точке”.

 

Согласно с теорией  индийской музыки, цикличность присутствует также и в мелодических образованиях. Б. Чайтанья Дева пишет: “Если выстроить  группу тонов в восходящем (или  исходящем) порядке, можно заметить, что через определенные регулярные промежутки обнаруживаются тождество или повторение этих тонов. Это похоже на движение дней от прошлого к будущему, через настоящее, где каждый восьмой день ¾ воскресенье; эти повторения образуют цикличность”.

 

Аналогичных мнений относительно индийской музыки придерживаются Л.С. Синявер, М.П. Бабкина, Н. Менон и Х.А. Поплей.

 

Вышесказанное свидетельствует  о действительности принципа периодичности  для ритма индийской музыки.

 

Следует так же заметить, что в индийской музыке, так же как и в музыке других народов, используются звуковысотные инструменты, то есть инструменты, создающие равномерные колебания воздуха. Звук определенной частоты уже сам по себе представляет собой периодическую структуру. В индийской музыке используются многочисленные звуковысотные духовые

22

инструменты такие как: карна, комбу, шанкх, рансингха, пунги, мохори, нагасварам, шенаи, кузах, алгоза и другие. Многочисленные звуковысотные  струнные инструменты: сантур, сварамандал, тата вадья, вана вина, рудра вина, каркари вина, апагхатила, сарасвати вина, пена, годха вина, гопи янтра (этот инструмент можно считать и струнным и ударным одновременно), эктар, тамбура, джантар, сарод, ситар, камайча, банам, саранги и др. В Индии существуют также звуковысотные ударные инструменты ¾ это табла и байян.

Информация о работе Роль мистецтва в формуванні емоційно - цілісного ставлення до дійсності