Роль искусства в жизни общества,его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

.Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Работа содержит 1 файл

Понятие и сущность культурологии.docx

— 56.50 Кб (Скачать)

Ценностная (аксиологическая) функция отражает культуру как систему ценностей. Культура формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству судят о степени культурности того или иного человека.

Культуре как  явлению свойственны некоторые  характерные черты:

- культуре характерна  деятельная природа; она представляет  собой постоянный процесс создания  нового и (или) попытку приобщения  к новому;

- избыточность  как черта проявляется в неспособности  отдельным человеком усвоить  весь набор содержания культуры;

- знаковость  как черта культуры обнаруживается  в реализации ее по средствам  знаков, символов и условностей;

- нормативность  как черта культуры проявляется  в том, что культура всегда  выдвигает определенные нормы,  правила, определяющие суть прекрасного  и безобразного, добра и зла.  Эти нормы могут со временем  существенно меняться.

1.3  Структура культуры

Учение о структуре  культуры, ее организационно-функциональном строении называется морфологией культуры. Сегодня существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям.

Базисные элементы культуры существуют в двух видах  – материальном и духовном. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они  тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения  к собственному телу, физическая культура. Совокупность нематериальных элементов образуют духовную культуру: нормы, правила, законы, ритуалы, мифы, символы, знания, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Для знаний, например, таким посредником являются книги.

Духовная культура является многослойным образованием и  включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.

Существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или  духовной области. Они представляют собой « вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это  такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.

Культурные универсалии  – это нормы, ценности, правила, традиции, которые свойственны всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Некоторые исследователи выделяют более семидесяти универсалий, среди них: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, танцы, образование, семья, законы, медицина, число, личное имя и др.

Принято подразделять культуру по ее носителям. В зависимости  от этого выделяют мировую и национальные культуры. Мировая культура – это  синтез достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура выступает как синтез культур  различных социальных слоев и  групп соответствующего общества. Своеобразие  национальной культуры проявляется  как в духовной (язык, литература, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, традиции труда) сферах жизни и деятельности.

Совокупность  ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Однако, поскольку  общество распадается на множество  групп (национальных, социальных, демографических, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная  культура. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Есть молодежная субкультура, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая  не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится  в конфликте с доминирующими  ценностями, носит название контркультуры.

В зависимости  от того, кто создает культуру и  каков ее уровень, различают три  формы – элитарную, народную и  массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными  творцами. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской. Она включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Ее продукция  предназначена для употребления массами. Она доступна и понятна  всем, независимо от уровня образования, возраста и национальности. Вкусы  ее гомогенизированы. Механизм распространения  массовой культуры напрямую связан со средствами массовой коммуникации и  рынком. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной – она всегда авторская. Массовая культура не имеет традиций. Вкусы ее столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды.

Выделяют обыденную  и специализированную культуру. Такое  деление оправдано, так как основные функции человеческой жизнедеятельности  возникли в недрах обыденной культуры, но со временем выделились в специализированные профессии. При этом основные функции  обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни  индивида.

Разные виды классификации структуры культуры нуждаются еще в развитии и  дополнении. Однако, уже выявленное продвигает наши представления о сущности культуры и развенчивает некоторые мифы о сугубой духовности всего, что заявляется термином «культура».

Литература:

Культурология. Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 1995.

Культурология. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996.

Культурология: Словарь. – М., 1994

Кравченко А.И. Культурология. Словарь. – М., 2001.

Левяш И.Я. Культурология. – Мн., 1999.

Тема: Основные культурологические концепции

Содержание

1. Просветительские  концепции культуры

2. Концепция  культуры XIX-XX вв. позитивного направления

3. Концепции  культуры интуитивистского направления

4. Развитие представлений  о культуре в России

5. Список литературы

1. Просветительские  концепции культуры

Представление о культуре формировалось в процессе развития европейской теоретической  мысли, истоки которой берут начало в эпоху Просвещения. Если первоначально  термин "культура" согласовывался с чем-то вполне конкретным, на что  было направлено культивирование (например, культура земли, культура души), то в  эпоху Просвещения он стал употребляться  для обозначения достигнутого уровня общественного состояния человечества.

Первым ввел понятие "культура" в новом  отвлеченном значении немецкий правовед С.Пуфендор (1632-1694). Под культурой он понимал совокупность того, что создано общественной деятельностью человека и существует благодаря ему. Под влиянием выдающихся мыслителей эпохи, таких как Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Гердер, учение о культуре превращается в дисциплину о становлении и деятельности человека в природном и духовном мирах.

Эволюция культуры Дж. Вико

В конце XVII в. в Италии был осуществлен первый прорыв в разработке исторической теории познания, примененной к культурному развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Дж. Вико (1668-1744) в трактате "Основания новой науки об общей природе наций" эволюцию культуры представляет по аналогии с теорией возрастов. Детство культуры он называет "божественным веком", юность - "веком героев", а зрелость – "человеческим веком". Человек начинает осознавать себя сначала как существо коварное, затем поднимается к мысли о своем героическом предназначении и, наконец, приходит к утверждению естественной природы своего происхождения.

Идею прогресса  Дж. Вико ограничивал рамками анализа отдельных культурных циклов. Пик развития, считал он, приходится на "век героев", время утверждения аристократических республик, период рождения поэзии и этики. Особую роль он придавал поэтическому языку, посредством которого создавались героические характеры, выполнявшие роль общекультурных ценностей эпохи. Ему принадлежит идея о целостности культуры как органическом единстве государственной, нравственной и художественной деятельности людей.

В культурологической концепции Дж. Вико переход к демократии знаменует начало нисхождения культуры. Век заката оказывается наиболее благоприятным для жизни отдельного человека. Оставшееся без попечения целое гибнет. Это сопровождается утверждением рассудочности, развитием философии и прозы.

Концепция культуры французских просветителей.

В эпоху Просвещения  был совершен третий после Возрождения  и Реформации духовный переворот, окончательно покончивший со средневековой системой ценностей. Он был интернациональным  движением, однако тон ему задавала Франция. Провозгласив разум единственным мерилом человека, французские просветители на первое место поставили искусство, этику и науку как наиболее могучие оружия социального преобразования. В понятие просвещение они  вкладывали весьма широкий смысл: это  и развитие знаний, и гражданское  воспитание, и пропаганда новых идей, и разрушение старого мировоззрения.

Среди первого  поколения французских просветителей (20-40-е годы XVIII в.) особенно выделяют Ф. Вольтера и Ш. Монтескье.

Ф. Вольтер (1694-1778), родоначальник новой "философии  истории", подчеркивал ценность культуры, рассматривал ее в контексте истории  и понимал как борьбу за прогресс и образование. Определяющей стороной культуры он считал духовную сферу, стоял  на позиции самоценности каждой культуры и был противником европоцентризма.

Наиболее яркими представителями второго поколения  французских просветителей (50-е годы XVIII в.) были Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо.

Исходная установка  мировоззрения Д. Дидро (1713-1754) сложилась  под влиянием Ш. Монтескье и в  противовес идее английского философа Гоббса, полагавшего, что в естественном состоянии человечества господствует "война всех против всех". По мысли  Дидро, человек изначально способен различать добро и зло, он по природе  своей нравственен и понимает необходимость ради личного блага  объединяться с другими людьми в  общество. Зло же порождается извращениями цивилизации, грубыми нарушениями  установлений природы. Оно устраняется  путем просвещения, воспитания, формирования социальной среды, соответствующей  естественной природе человека.

Особую роль не только во французском Просвещении, но и вообще в культуре своей эпохи  сыграл Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Ему принадлежат  работы: "Рассуждение о происхождении  и основаниях неравенства между  людьми", "Эмиль или О воспитании", "Исповедь", "Новая Элоиза", "Прогулки одинокого мечтателя" и т.д.

Руссо одним  из первых выразил протест против идеалов эпохи Просвещения, заявив, что рядом с прогрессом культуры идет падение нравственности. Голос  природы и разума в человеке заглушается  предрассудками и заблуждениями, облеченными  в наукообразную форму. Под руками человека все доброе, что исходит  от Творца, вырождается. Блага культуры сомнительны, науки и искусство  способствуют деградации нравов. Кризису  современного общества Руссо противопоставлял идеал "естественного человека", живущего в гармонии с собой и  миром. Он выдвинул лозунг: "Назад  к природе!" Кризис личности, полагал  Руссо, может быть преодолен посредством  сведения культуры к устойчивым традиционным формам. Идеальное состояние общества достигается организацией системы  воспитания, призванной устранять в  человеке все, что тормозит его естественное развитие.

Руссо анализировал причины отчуждения личности от естественной среды обитания. Главную из них  он находил в стабилизирующей  функции культуры, гасящей контрастность  природной среды. Естественные колебания, определяемые природными ритмами, с  его точки зрения являются благоприятным  фактором развития культуры. Чем более  сложны условия существования общества, тем медленнее развивается его  культура, тем более она традиционна  и тем здоровее среда обитания людей.

Мысли французских  просветителей относительно культуры отличались живой связью с общественной практикой, были наиболее радикальны в  вопросах социального переустройства, характеризовались высокой гуманностью. Именно человек, его интересы и потребности  были центром их внимания. Понимая  противоречивость прогресса, они тем не менее верили в него, искали пути гармоничного сочетания личных и общественных идеалов.

Теории культуры немецкого Просвещения.

Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры на заре становления культурологии. Яркими представителями немецкого Просвещения являются И.И. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И.Г. Гердер и И. Кант. Особая роль в немецком Просвещении принадлежит И.Г. Гердеру (1744-1803), философу, культурологу, автору таких фундаментальных исследований, как "Трактат о происхождении языка" и "Идеи к философии истории человечества". Гердер сумел сформулировать такое понимание культуры, которое впредь составит основу европейской культурологической традиции. Он называл культуру миром человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей ему природой.

Информация о работе Роль искусства в жизни общества,его функции