Рембрандт и его творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

с XVII век был для Голландии периодом расцвета всех областей духовной культуры. Бурно развиваюсь литература, архитектура, театр, живопись. Но наибольшие культурные ценности в «золотой век» истории этой страны были созданы именно в области изобразительного искусства, которое созревало, появившись в годы революции, героической освободительной борьбы и бурного послереволюционного подъема. Видимо, поэтому живопись Голландии носит демократический характер, посредством которого художники выражали свои идеи и отношение к действительности, а произведения отличает смелый реализм в изображении человека и его жизни.

Содержание

Введение 3
Начало пути 4
Новая жизнь. Слава и признание 7
Исторические картины. Библейские и мифологические сюжеты 8
Сложное время 13
Последние шедевры мастера 19
Посмертная слава 20
Вывод 22
Приложения: 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 1.79 Мб (Скачать)

 

Такова, например, картина «Ослепление Самсона» (1636) (Приложение 10). В ее основе - наиболее драматический эпизод из библейского сказания. Могучий Самсон, известный своей огромной силой, попал в руки врагов, потому что его предала возлюбленная Далила. Нападающие ослепляют его, вонзив в глаза кинжал. Богатырское тело Самсона, выделенное ярким сияющим светом, согнулось от боли. Композиция работы очень динамична, насыщенные цветовые контрасты, переходы света и тени создают ощущение тревоги и ужаса. На заднем плане видна убегающая Далила; все округ столкнулось в жестокой борьбе.

 

Исследователи творчества художника полагают, что  это произведение связано с полотном «Даная» (1636) (Приложение 11). Их анализ показал  абсолютно идентичную структуру, то есть, возможно, два холста были отрезаны от одного большого куска. Также их связывает не только размер, но и композиционное построение — фигуры представлены в полный рост, за счет чего картины монументальны. Существует также версия, что живописец подарил эти работы секретарю принца Фридерика Хендрика — Константину Хейгенсу, благодаря кому у него было множество заказов. Эту мысль подтверждают также письма, в которых он извещает Хейгенса о том, что завершены два холста, которые он хотел бы преподнести ему в знак благодарности. Их сюжет не указывается, но есть все основания полагать, что автор имел в виду именно эти произведения.

«Даная» (1636-1647) является одним из самых лучших творений мастера, ставших гимном его любви  к Саскии. Автором картина датирована 1636, однако знатоки творчества Рембрандта относят полотно к более позднему периоду, поскольку для раннего еще не характерны те глубина и сила, с которыми написана эта работа. Исследования произведения в лабораториях Государственного Эрмитажа под рентгеновскими лучами развеяли все сомнения: картина, действительно, написана в 1630-е, просто в последующие десятилетия была подвержена значительной авторской переработке.

В ее основе — сюжет древнегреческой легенды, Аргосский царь, отец Данаи, заключил свою дочь в башню. Но к ней под  видом золотого дождя проник полюбивший ее бог Зевс. Со смешанным чувством радости и робости стремится Даная навстречу золотому сиянию. Рембрандт не изображает идеальное женское тело, как это делали другие художники. Внешность женщины далека от совершенной красоты, но какое у нее лицо — вдохновенное, наполненное любовью, надеждой, верой, какая женственная поза, каким трепетом наполнен жест руки!

Возвращаясь к спорам вокруг этого полотна, отметим, что в чертах лица Данаи мало сходства с хорошо известным обликом Саскии. Именно рентгеноскопия разрешила эту загадку. «Даная» не предназначалась для продажи и очень долгое время хранилась в мастерской художника — вплоть до распродажи после банкротства его имущества.

Мастер неоднократно возвращался к своей любимой  работе, переделывал ее в соответствии с профессиональным живописным видением в тот или иной момент, либо в зависимости от настроения или состояния души. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт близких Рембрандту женщин. Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее.

Необычайна  также и судьба этого полота. После  потери Рембрандтом имущества оно сменило ряд владельцев, пока не было куплено в 1772 Екатериной II. Но даже в зале Государственного Эрмитажа эта удивительная картина в 1985 подверглась нападению маньяка, нанесшего два ножевых удара и облившего ее кислотой. Реставраторы все-таки спасли шедевр, вернув его зрителям.

Сложное время

Жанр пейзажа  не был у Рембрандта излюбленным. В более поздних работах чувствуются особая эмоциональность, как в композиционном строе, так и в колористическом решении, а также общая динамика. В картине «Пейзаж с каменным мостом» (1638) заключена борьба света и тени: из-под густых облаков едва проступает солнце, словно протискиваясь сквозь их густоту. Поток яркого солнечного света выливается на два дерева, изображенных в центре полотна. Все остальное — мост, люди в лодке, спешащие домой перед начинающейся грозой, погружено в полумрак. И только в этом озаренном солнцем фрагменте сюжета видны очертания старого покосившегося забора, листьев и даже проходящего мимо человека.

Однако время  большой славы длилось недолго. Творчество Рембрандта очень отличалось от работ модных в то время голландских  художников. Буржуазная среда имела свои вкусы и притязания. Рембрандт же не хотел потакать ей и продолжал создавать искусство, наполненное глубоко индивидуальными чертами, искусство, главной темой которого всегда был человек, его внешняя и внутренняя жизнь без фантазий и выдуманных черт — такая, какая она есть. Подлинно реалистическое творчество мастера смущало современников своей голой правдой. А потому неминуемым был конфликт между живописцем и буржуазным обществом. Началом этого противостояния стал крупный заказ группового портрета амстердамских стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга, над которым художник работал два года.

 

Произведение  «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642) (Приложение 12) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. На полотне рота капитана Кока выходит из темного пространства на передний план, залитый ярким светом. Каждый персонаж занят своим делом, отчего эпизод кажется выхваченным случайно: стрелки чистят и разбирают свои пики; знаменосец разворачивает пестрое полотнище; кто-то раздает распоряжения, активно жестикулируя. В правой части картины виден пожилой мужчина, выбивающий барабанную дробь, у его ног лает собака; и все происходящее в силу разнородных действий и некого легкого хаоса, наполненного динамикой и шумом, оставляет очень живое впечатление.

Темное колористическое  решение полотна разбавлено двумя яркими желтыми пятнами — фигурой невысокого мужчины в центре справа — лейтенанта Виллема ван Рейтенберга и маленькой девочки в желтом платье слева.

Картина Рембрандта вызвала у амстердамцев разные мнения. Художник пытался показать коллектив людей, объединенных общим порывом гражданских чувств, но, увы, идея эта осталась непонятой и, что хуже, — непринятой. Далеко не всем понравилось, что рядом со стрелками Кока, оплатившими заказ, дабы попасть в сюжет композиции, были изображены совершенно посторонние люди. Кроме того лица некоторых заказчиков заслонены другими фигурами.

С этого времени  популярность Рембрандта начала падать, уменьшилось количество заказов и учеников. Художник переживал очень непростой период. Помимо критических высказываний относительно «Ночного дозора» в самый разгар работы над ним, в 1641, в возрасте тридцати лет от туберкулеза умерла Саския.

Наверное, неслучайно в картину с изображением стрелков введена фигурка маленькой девочки, бросающей взгляд на зрителя. Приглядевшись, можно заметить в ее лице большое сходство с молодой Саскией,

 

После смерти любимой супруги живописец искал утешение и уединение в природе. Поэтому в последующие десятилетия он серьезно увлекся пейзажем. Выбирая места и сюжеты, художник останавливался не на эффектных видах, а уединенных, скромных, тихих уголках.

Рембрандт всегда уделял большое внимание офорту и  рисунку, и вскоре стал крупнейшим мастером графической техники в Европе. Исполненные им в технике офорта портреты и пейзажи, бытовые и  религиозные сцены отличались новизной художественных приемов, глубоким психологизмом  образов, богатством светотени, выразительностью и лаконизмом линий. До нас дошло  около двух тысяч рисунков Рембрандта. Среди них подготовительные наброски, эскизные рисунки к живописным произведениям, зарисовки сцен повседневной жизни  и рождающихся в его воображении  замыслов.

В офорте «Три дерева» (1643) (Приложение 13) многочисленные вертикальные линии в левой части  создают впечатление льющегося на землю стремительными струями дождя. На центральную и правую часть бумаги штрихи не нанесены, от чего небо и пространство композиции кажутся просторными, открытыми, сияющими. В офорте заключена символическая борьба и победа света над мраком. Природа, очищенная и словно возрожденная, создает жизнеутверждающий и оптимистичный настрой. Троица деревьев кажется осью этого мира, его животворным началом — так ясно и полноценно воплотилось в них все, что только есть вокруг: в кряжистых стволах — терпеливая сила земли; в трепетании ветвей и листьев — водное стремление воздуха..,

 

В 1640-х в  создании образов большое значение художник придает светотени, живописные приемы становятся многообразнее, смелее, колорит — насыщенным, темпераментным, исполненным ярких тонов коричневого, красного, золотистого цветов. По-прежнему преобладают композиции на библейские и евангельские темы, сюжетами которых выбраны не драматические эпизоды, а те, что раскрывают простые человеческие качества: страдание, милосердие, доброту, материнскую и супружескую любовь.

В картине  «Святое семейство и ангелы» (1645) (Приложение 14) , пропитанной удивительной нежностью, сплелось божественное и земное. Богоматерь читала книгу, но прервалась, чтобы поправить покрывало на Младенце и укрыть Его от чрезвычайно яркого света. В ее жесте - бесконечная любовь и забота. Сладко спит Иисус, чье лицо, как всегда, озарено потоком света. На заднем плане работает муж Марии. Этот простой эпизод из жизни одной семьи мог бы казаться обычным, если бы не ангелы, парящие в небесах.

Полотно «Сусанна и старцы» (1647) (Приложение 15) наполнено  драматизмом и эротизмом. Сусанна направляется к купальне в саду, но из укрытия выходят два старца и начинают склонять девушку к тому, чтобы она разделила с ними ложе. Старцы угрожают, что в противном случае они будут жесвидетельствовать, что Сусанна, дескать, прелюбодействовала с другим мужчиной. Сусанна отказывается категорически, она пытается, напуганная, прикрыть свою наготу, но один из старцев срывает с нее покрывало, продолжая что-то настойчиво говорить. Обувь красного цвета, оставленная девушкой возле купальни, очевидно, является эротическим символом голландского искусства XVII века.

 

Бесконечная любовь к человечеству выражена в  работе «Христос, исцеляющий больных» (1649) (Приложение 16), известной также, как «Лист в сто гульденов». Перед нами заброшенное помещение, утопающее в полумраке. Христа окружает множество посторонних людей — нищие, калеки, дети, старики. В слегка растушеванных лицах героев заключены боль, нужда, вера, сомнение. Игра света и тени, как всегда, блестяще передана мастером. Известно, что в XVIII веке некто заплатил за оттиск этого офорта огромную сумму.

Выполняя  заказ богатого коллекционера А. Руффо, Рембрандт создал картину «Аристотель перед бюстом Гомера» (1653) (Приложение 17). В Голландии тогда было очень модно писать в светлых красках, гладкими, ровными, легкими, почти прозрачными мазками, Рембрандта отличала иная манера письма, он любил сочные краски, цветовые контрасты, богатую фактуру. Публика, шедшая на поводу установленных модных тенденций, не воспринимала индивидуальный стиль живописца, поэтому, не имея поддержки и спроса, художник жил на грани разорения.

 

Кроме творческой не востребованности у Рембрандта было немало трудностей и в личной жизни. В 1649 после скандального сожительства с Гертьё Диркс, няней юного сына Титуса, Рембрандт увлекся служанкой Хендрикьё Стоффелс, которой было почти двадцать пять лет. Они не торопились узаконить свои отношения, так как это было чревато тем, что вдовец терял право распоряжаться наследством, оставленным покойной Саскией и которое он берег для своего сына. И, хотя церковный совет Амстердама отлучил женщину от вечернего причастия, требуя прекратить недопустимую внебрачную связь, от Рембрандта она все же не ушла, родив ему дочь Корнелию.

 

Хендрикьё стала героиней нескольких картин, среди которых «Молодая женщина, купающаяся в ручье» и «Портрет Хендрикьё Стоффелс». В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654) (Приложение 18) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Прекрасно выписаны обнаженные части ее тела. На лице играет тихая, робкая, полная нежности улыбка. Героиня выглядит так, словно не подозревает о том, что в эту минуту является моделью для собственного супруга. Она не застигнута врасплох, но и не напряжена. Черты лица спокойны и расслаблены.

 

С годами углубляется  реалистическое мастерство Рембрандта. Он отказывается от лишних подробностей и декоративных эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной  напряженности художественного  образа. Очень большое место в  творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и пространстве. Это  своего рода портреты-биографии. Таковы, например, «Портрет пожилой женщины», «Портрет старика в красном» (Приложение 19), портреты друзей художника, многочисленные автопортреты.

Особенно  художник любил рисовать стариков, которые имели массу свободного времени для многочасовых позирований. Так был обессмерчен простой  человек в «Портрете старика  в красном». Считалось, что на полотне  изображен древнегреческий философ  Зенон. Старость в интерпретации  Рембрандта – это не увядание жизни, а достойное ее завершение. Лицо героя с многочисленными морщинками говорит о богатом опыте. Ничто  в жизни не проходит даром, все  оставляет свой след: раны – на сердце, морщины на лице. В спокойных глазах старика заключена вечная память обо всем, что он видел в своей  жизни и пережил, чему радовался  и о чем горевал. А большие  мозолистые руки говорят о том, как  много он сделал перед тем, как  уйти.

Рембрандт любил  вдумчиво, скрупулезно, терпеливо, иногда по два-три месяца создавать свои работы, накладывая плотные, богатые пигментом краски. Иногда художник, добиваясь эффекта глубокого пространства, втирал краски в грунт, иногда рельефно лепил лица и руки из довольно густой красочной массы. Один из биографов живописца Арнольд Хоубракен, отзываясь о творчестве Рембрандта, писал, что некоторых его героев можно было, смело «взять за нос» — так густо были наложены краски.

Информация о работе Рембрандт и его творчество