Региональные особенности орнаментальной росписи в интерьере бурятского жилища

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Введение
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Во всем мире нет сегодня проблем важнее, чем проблема «человек и его окружение». Осуществление всемирной Гармонии Согласия и взаимного удовлетворения физических и духовных потребностей живого и неживого, косного и космического.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Значение и символика цвета в материальной
культуре бурят……………………………………………………….5
Глава 2. Орнаментальная роспись
как неотъемлемая часть быта бурят……………………………….14
2.1 Творческое наследие художника Лубсана Доржиева………....20
Глава 3. Региональные особенности художественной росписи
изделий быта…………..……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..42
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Сосна - одна из самых  древних древесных пород, вечнозеленое и долговечное дерево, мало подверженное гниению. Она может расти на самой  бедной почве, но ей необходим жизненный простор. В силу этих свойств она служит символом долголетия, бессмертия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств. Дерево, растение подобно человеку ориентировано вертикально: опираясь на землю, стремится вверх, к солнцу и свету. Форма дерева, растения с его корнями в земле, стволом и кроной олицетворяла три мира: макушка - небесный, средний ствол - земной и нижние корни - подземный. Дерево как мировая вертикаль окольцовано кругами - в срезе ствола, формой кроны и листьев. Крона - это пристанище птиц, животных и облаков, сквозь неё видны небо и звезды. Растение, так же как и человек, подвержено природному циклу: размножается, растет, стареет и гибнет. Так же, как и человек, оно живет за счет 
жизненных соков, энергии. При их недостатке или когда они иссякают - оно гибнет. В дереве, растениях заключена живая, неразрывная связь прошлого, настоящего и будущего. Соответственно этим идеям дерево воплощает собой идею человеческого предка. На Востоке считалось, что духи богов и мертвых живут в деревьях.

Для понимания символики  растительного орнамента важно  равнозначно принимать как целое  растение, дерево, так и его части - ветви, плоды, цветы, побеги, росток. Изображение целого растения и его частей имеет одно и то же значение.

Мотивы, законы симметрии, по которым строится растительный орнамент, диктует сама природа.

Территория Бурятии  богата растительным миром. Сосна и  кедр, лиственница и береза, зеленеющие долины, на которых вольно пасутся  стада - основа жизни и деятельности скотовода-кочевника отразились в орнаментальном искусстве бурят.

Эта группа орнаментов во всем их многообразии символизирует  жизнь, красоту, долголетие и мир  на Земле. Поэтому они уместны  на одежде мужчин, женщин и детей, на росписи мебели, украшениях, конской  сбруе и детских игрушках.

Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Изображение  этого растения и его цветка, нередко  стилизованное, с древнейших времен в странах Азии и Северной Африки символизирует собой жизнь и процветание. Лотос - растение из семейства кувшинковых, обычно растет в стоячей или медленно текущей воде, распускается крупными красивыми цветами на высоком стебле. Распространен в обширном географическом регионе от Китая до Египта.

Различают несколько  видов лотоса, главными из которых  считаются индийский и египетский (или нильский). Каждый из них имеет  разные цветовые оттенки, при этом форма  остается неизменной, т.е. имеет единый, общепринятый характер цветка и листьев.

Лотос в большинстве религий Индии, Китая, Японии считается религиозным символом, вобравшим в себя чистоту духовной реальности. Особенно это характерно для буддизма. Цветок лотоса - обязательный элемент буддийской иконографии: многие божества изображаются либо восседающими, либо стоящими на троне, образуемом лепестками лотоса. «Восседать на лотосовом троне» или в позе лотоса это символ возрождения после смерти в буддийском рае, обретения там желанного для каждого верующего буддиста состояния духовной медитации - нирваны. 
Особо почитаемый и популярный буддийский текст – «Сутра лотоса благого Закона» (её еще называют Лотосовой сутрой или Сутрой лотоса). Это священное писание буддизма лежит в основе вероучения и религиозной практики как ряда традиционных школ, так и новых религиозных групп и организаций.

Окружающие человека объекты природы легли в основу природной или космогонической  группы орнаментов. До сих пор кочевники  применяют в украшении художественных изделий древнюю символику, идущую от времени поклонения стихийным силам и явлениям природы. 
Главными объектами создания этой группы являются, прежде всего, древнейшие культы почитания и поклонения человечества - Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.

В эмблеме Бурятии, Монголии - соембо - диск Солнца и полумесяц - древние прародители монголоязычных народов. «Отец наш - месяц молодой, мать - солнце золотое» - поется в старинных сказаниях. Дисковидные изображения Солнца и Луны из золота и серебра известны по погребениям древних хунну. Как орнаментальный мотив Солнце - круглый диск, Луна - серповидный полумесяц.

Для всех народов земного  шара было характерно солнцепоклонничество. Солнце лежит в основе противопоставления света и тьмы - двух борющихся  в мире принципов. Солнце и Луна - носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой связывается с женским началом. В противоположность ежемесячной ущербности Луны Солнцу свойственна неумирающая ясность. Солнце - источник высших ценностей, духовной власти, духовного авторитета. Оно изливает на землю поток жизнетворных сил, утреннее Солнце - символ воскресения.

Земным эквивалентом Солнца является Огонь, который с  древних времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров - символ жизни, света, тепла. Миф о Прометее, добывшем огонь для человека, передав его в полом тростнике, символизирует раскрытие смертному человеку тайны богов.

Огонь - символ возрождения. Трех язычковое пламя в эмблеме  Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх - к Солнцу, небу. Огонь - символ очищения. В православной традиции причастие сравнивается с огнем, очищающим достойных и опаляющим недостойных. Маковки церквей символизируют огонь, они «горят», очищают своим светом окружающее пространство. 
У многих народов существуют ритуалы, связанные с очистительным свойством огня: на Ивана-Купалу прыгали через костер, водили хороводы вокруг костра, в церквах зажигали свечи; в буддизме в дацанах зажигаются масляные лампады, возжигают благовонные травы, которыми окуривают жилище, тело с целью очищения. С глубокой древности исполняли ритуально-магический танец ёхор вокруг костра.

Триада Огня, Солнца и  Луны в древнем Непале называлась «Сваямбху». Их изображение ставилось на надгробьях воинов, как свидетельство героического самопожертвования для блага и процветания народа. В наше время в некоторых районах на месте захоронения старых людей устанавливается выполненное из дерева изображение триады. 
В буддийском искусстве (иконографии и скульптуре) изображаются в ореоле пламени многие божества.

Молния в буддийском искусстве изображается в форме  ваджры (очир) - атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани. Ваджра используется как отдельный атрибут во время  совершения некоторых обрядов, часто её применяют в паре с колокольчиком. Навершия ручки колокольчиков имеют форму ваджры. Символизирует непобедимость, концентрацию энергии, крепость и подъем духа.

Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир. Будучи стихией, враждебной человеку и недоступной  для него, вода обрастает широким  спектром соответствующих символических  значений. Прибывающая вода символизирует опасность для жизни, водные глубины - символ всего неизведанного, непонятного и опасного.

Вода в образе потока или моря несет в себе значение непреодолимой или труднопреодолимой  преграды - метафора, особенно в буддизме, где «пересечь поток» значит пройти через мир иллюзий и обрести просветление.

Существует и другой ряд символических значений воды, порожденный тем, что она необходима для жизни человека и растений;

  • вода привлекает всех жаждущих;
  • распространяется по всей Земле;
  • служит источником жизни;
  • исходит с небес;
  • обновляет душу;
  • очищает тело и душу от всякой грязи, скверны;
  • течет сверху вниз;
  • служит пищей для роста.

Дождь, льющийся с небес, почти повсеместно сравнивается с мужским семенем, оплодотворяющим  женское начало - Землю. В связи с этим во многих культурах вода подразделяется на «живую» (т.е. небесную, плодородную, пригодную для питья) и «мертвую» (подземную, соленую, застоявшуюся и опасную для жизни). В бурятском фольклоре есть понятие «мунхын аршан» (целебная вода, дарующая бессмертие), в буддизме - божество долголетия Аюша-Амитаюс держит в руках сосуд - бумбэ с эликсиром вечной жизни (амритой).

В современном варианте «живой» считается вода с положительного электрода (символ мужского начала), а «мертвой» - вода с отрицательного электрода (женское начало).

Еще одно свойство воды - обтекать препятствия и соединяться  вновь, постепенно разрушая самые твердые  преграды. Здесь вода считается символом мягкости и податливости, в котором  скрыты твердость и истинная сила. В европейской культуре это свойство, напротив, стало символом упорства и настойчивости (посл. «Капля камень точит»). 
В искусстве Монголии узоры в виде волн символизируют народные массы, народ.

Орнамент гора, скала - символ твердости, устойчивости и  постоянства. Гора и камень, скала - жилище духа или бога. Скала - источник воды, во многих мифах источник начинает бить из скалы в результате удара по ней героя или праведника.

Скала ассоциируется  с замком, который обычно строился на скальной вершине горы, и потому с рыцарством, в котором главное - быть твердым и верным, как скала. Для доколумбовых индейцев скала - символ неба. В Монголии, Бурятии встречаются нарядные халаты, сшитые из китайского шелка магнал с изображением узора «Горы-воды» («линшуй-пиншуй»). 
Радуга.

Символизирует связь между небом и Землей - мост между ними. Символизм радуги зависит от количества цветов в ней. Так, в Китае в ней различают пять цветов, соединение которых олицетворяет единство Инь и Ян.

В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели, из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин. Символизирует чистоту, красоту и радость, ибо радуга появляется на небе после дождя, радуя своими красками глаза и душу человека.

Облака - облачный орнамент - в тибетской традиции «путь белых облаков» - символ духовного развития и совершенства. В библейской традиции светлое облако означало присутствие бога. У скандинавов облака - боевые кони Валькирий, у греков - пасущиеся стада Апполона. Американские индейцы видели в облаке воплощение идеи плодородия. 
В монгольской и бурятской традициях - облачный орнамент символизирует полет творческого вдохновения.

И наконец, пятая, довольно обширная группа - культовая, которая  включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой.

К главным изображениям этой группы орнаментов относятся восемь жертвоприношений («найман тахил»): белый зонт, рыбы, священный сосуд, цветок, раковина, улзий, жалсан и хорол (хорло). Рисунки этих жертв изображались над входом в храм, на дверных филенках, на лентах музыкальных инструментов, на различных ритуальных предметах и т.д. Их делали также объемными из позолоченной меди или серебра и устанавливали на престоле - тахилын шэрээ. Кроме того, было еще несколько видов изображений – «долоон эрдэни», «гурбан эрдэни», «зэндэмэни эрдэни». 
К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы - монограммы, имеющие декоративный вид, например, «намжвандан» - молитва Дуйнхор бурхану. 
«Найман тахил» - («8 эмблем славы», «8 знаков счастья», «8 благоприятных символов», «8 жертв») - набор из восьми предметов, используемых в культовой практике буддизма. Встречаются в каждом буддийском дацане, на алтарных столиках в юртах и домах верующих буддистов. Могут быть отлиты из металла, вырезаны из дерева, нарисованные на ткани или бумаге.

Зонт защищает от злых помыслов: две золотые рыбы символизируют бдительность. Сосуд, наполненный напитком бессмертия - бумбэ, - сокровищница благих намерений. Цветок лотоса - символ божественного происхождения. Раковина - дунгар - символ блаженной страны. 
Улзы - плетенка - символ бесконечного цикла перерождений в мире людей. 
Штандарт - жалсан - символ горы Сумеру, центра буддийской Вселенной. 
Колесо с восемью спицами - чакра - символ восьмеричного пути к совершенству.

Каждый из них - особенно лотос, улзы, чакра, рыбы мог изображаться по отдельности и выступать как  орнаментальный мотив в искусстве и как объект культа.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Орнамент монголоязычных народов носит название “хээ угалз”, по-бурятски слово звучит “угалза”, что означает узор. Древнейшая функция  орнамента - магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега. Декоративная функция узора - узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении.

Старые бурятские мастера, сравнивая создание орнамента с  трудом ученого, говорили своим ученикам: “Если ученый творит, нанизывая в строку буквы, то для нас, погруженных в мир красок и цветов, имеющих, как и каждый завиток орнамента, свой смысл, цвет, то орнаменты - те же буквы, которыми мы выражаем свои мысли, свое отношение к предмету”. 
Орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов.

Каждая эпоха, каждый стиль в архитектуре, каждая национальная культура выработали свою систему орнамента (мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности), поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Главной особенностью орнамента  является то, что он связан с конкретным предметом (зданием, домашней утварью, костюмам, ковром и т.д.). Он не может  существовать самостоятельно, вне этого  предмета. 
Основным источником создания орнамента явилась природа: человек давно подсмотрел у природы его “образцы”. Всевозможными узорами “расписала” она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, создала листья и цветы множества разных растений.

Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями. Структура хозяйства зачастую влияла на материал и тематику орнаментируемых изделий, а с материалом взаимосвязаны и особенности техники исполнения.

Информация о работе Региональные особенности орнаментальной росписи в интерьере бурятского жилища