Развитие творчества в процессе ручного труда у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

Итогом интеллектуального развития дошкольника является высшая форма наглядно-образного мышления . Наиболее простые формы наглядно-образного мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте четырех-пяти лет.
В процессе предметной деятельности (конструирование, труд в природе) ребенок дошкольного возраста выделяет существенные связи явлений и отражает их в образной форме. В форме представлений, которые в совокупности с элементарными понятиями могут быть ядром иерархической системы знаний.
Умственное развитие обеспечивается практической деятельностью по выявлению отдельных сторон, качеств предметов, явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними.

Содержание

1. Введение
2. Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста
3. Характеристика продуктивной деятельности средних дошкольников на занятиях в ДОУ
4. Педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) современного ДОУ
5. Влияние конструирования на развитие детей

Работа содержит 1 файл

реферат по конструированию.doc

— 91.00 Кб (Скачать)
 

     Содержание 
 

    1. Введение
    2. Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста
    3. Характеристика продуктивной деятельности средних дошкольников на занятиях в ДОУ
    4. Педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) современного ДОУ
    5. Влияние конструирования на развитие детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Итогом  интеллектуального развития дошкольника является высшая форма наглядно-образного мышления . Наиболее простые формы наглядно-образного мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте четырех-пяти лет.

       В процессе предметной деятельности (конструирование, труд в природе) ребенок дошкольного возраста выделяет существенные связи явлений и отражает их в образной форме. В форме представлений, которые в совокупности с элементарными понятиями могут быть ядром иерархической системы знаний.

     Умственное развитие обеспечивается практической деятельностью по выявлению отдельных сторон, качеств предметов, явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними.

     Задачу  развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отражая реальным мир, подобно сюжетно-ролевым играм.

     Развитие  наглядно-образного мышления детей  среднего дошкольного возраста.

     Высшей  ступенью познания является мышление. Мышление человека не только включает в себя различные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение), но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления. Выделяют 3 вида или уровня мышления: предметно-действенное, или ручное, мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами: наглядно-образное, в котором основной единицей мышления является образ; и, наконец, - ведущий для человека вид мышления – словесно-логическое, или понятийное. Указанные виды мышления развиваются в процессе онтогенеза последовательно от предметно-действенного к понятийному. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  продуктивной деятельности средних дошкольников на занятиях в ДОУ 
 

     В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенные взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде.

     В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Важным средством развития мышления является и детское экспериментирование в области конструктивной деятельности. А, особенно, важно предоставление детям возможности самим ознакомится с новым конструктором.

     Конструирование по образцу – первый и необходимый этап в развитии конструктивной деятельности. А расчлененный «элементный» образец, целесообразно применять лишь в самом начале овладения конструктивной деятельностью, длительное использование этого вида конструирования не развивает деятельность ребенка, более эффективен целостный, нерасчлененный образец и образец в виде рисунка. Также значимы и конструирование по условиям и по замыслу представлений ребенка посредством проявления способности их к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденции к творчеству.

     Уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук. Булычева А. отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, познавательного интереса к окружающей действительности, наличия мотивации, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей.

     В применении конструирования по образцу решается противоречие между избыточностью содержания образцов, отражаемых в плане представлений при решении задачи, и необходимостью упрощать содержание для эффективного оперирования. Умение строить заданные фигуры, так и овладение отношением «часть-целое» - важное условие решения задач в плане представления.

     Практическая деятельность по выявлению отдельных сторон, качеств предметов и явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними (включая конструирование) обеспечивает умственное развитие дошкольника.

     Конструктивная деятельность и изобразительная, и игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

     В большинстве случаев детский рисунок представляет собой схему, в которой передается главным образом связь основных частей изображаемого предмета и отсутствуют индивидуальные черты. Отражением достижения ребенком высшей формы наглядно-образного мышления является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение. Не все знания и впечатления, которые ребенок получает, могут найти своё отражение в игре (в мире отношений) есть и предметный мир – именно в рисунке эти «предметные» впечатления и находят содержательное отражение.

     К числу специфических особенностей стиля детского рисунка отностятся его схематизм, «прозрачность», «незаслоняемость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его нередко одновременно как бы с нескольких точек зрения.

     Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания, т.е. доказали, что чем более у детей развито восприятие, наблюдательность, тем богаче, выразительнее их рисунки, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее они отражают действительность в своем творчестве, отражая такие специфические особенности их мышления как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, которые практически неотделима от наглядно-образного мышления дошкольника), но и ее личностью в целом. Художественный образ, лежащий в основе изобразительной деятельности, максимально субъективен и несет в себе печать личности автора.

     В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительнысм, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи, с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества.

     В современной детской психологии рисование ребенка рассматривается как синтетическая деятельность, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. что Основное внимание педагогов при руководстве художественной деятельностью детей должно быть уделено развитию личности, его способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер, активному формированию в её процессе сенсорики, мышления, памяти, художественного вкуса, нравственных качеств. В группе должны быть хорошо оборудованы зоны для изобразительной деятельности, художественного труда, художественно-речевой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Педагогические  условия развития наглядно-образного  мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию  из бумаги (оригами) современного ДОУ 

     В процессе развития сенсомоторного (наглядно-действенного) интеллекта ребенка формируются сенсомоторные схемы, обеспечивающие отражение существенных свойств окружающих предметов и явлений, тем самым, создавая предпосылки для перехода к наглядно-образному мышлению. Ведущую роль в формировании такой возможности отводится внутренней имитирующей деятельности, подражанию. Ведущее значение в формировании образного мышления имеют игровая и подражательная деятельности: именно в этих деятельностях у детей возникает способность представлять одну вещь посредством другой.

     Для формирования наглядно-образного мышления большое значение имеет ориентировка на существенные связи ситуации, усвоение знаний о пространственных отношениях вещей, раскрытие перед ребенком двух взаимосвязанных областей действительности (оригинал - модель).

     Подражательные действия строятся вначале по образцу действий другого человека, а затем по образцу вещей. По мнению Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой, важнейшая особенность действий подражания заключается в том, что в них заложена возможность перехода ребенка к действиям с моделями, т.к. дети успешно подражают действиям взрослых и в том случае, когда объект действий ребенка похож на предмет с которым манипулирует взрослый, лишь в некоторых существенных отношениях одно из которых – отношение модели и оригинала.

     Исследование ученых показывают, что стихийно возможность действовать в плане представлений появляется у детей к 6-7 годам, но и у отдельных дошкольников данные умения хорошо сформированы уже к 4 годам.

     Развитие способностей к наглядно-образному моделировнаию в обычных домашних условиях дошкольников происходит стихийно и поэтому весьма неравномерно, со значительными индивидуальными различиями, при помощи специального педагогического руководства это развитие может быть ускорено и оптимизировано. Умение выделять наиболее существенные для решения задачи стороны действительности и устанавливать между ними определенные связи и отношения, необходимые для развития мышления, формируются в процессе овладения действиями наглядно-образного моделирования, источником которого является моделирующий характер конструирования, игры, рисования, аппликации и прочих видов деятельности.

     Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать  определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания , складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали.

     Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

     Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объемные формы. Потому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания. воспроизведение действия, Показанных взрослым, Не является для ребенка простой механической операцией. ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали, что требует известного волевого и мыслительного напряжения. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. При этом необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.

     Многие  фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного  момента. Одинаковые заготовки –  это базовые формы, умение складывать которые - залог успеха в достижении результата. Поделки для детей среднего дошкольного возраста основаны на базовых формах «треугольника», «конверта», «воздушного змея».

     Для того, чтобы вызвать у детей  интерес с конструированию (оригами) и эмоционально настроить его  на него как на деятельность, Тарабарина Т.И. предложила произведения К.И. Чуковского, А. Сарсякова, А.Шестопаловой, А. Барто, В. Сутеева, И. Токмаковой, М. Ходяковой и русские народные песенки, загадки. Также, по мнению Коротковой Н. продуктивную деятельность дошкольников нужно включать в смысловые поля, то есть культурно-смысловые контексты («упаковки») – поля изготовления продуктов деятельности для игры и познавательной деятельности, создание коллекций, создание макетов, изготовление украшений-сувениров, изготовление предметов для «театра». Все развивающие задачи на занятия продуктивной деятельностью целесообразно облекать в рамки интересного дела. Также, по замечанию Булычевой А.И. и ввод игровых персонажей создает игровую мотивацию, вызывая распространение эмоций на всю ситуацию и задачу. То есть создается необходимое эмоциональное отношение.

     Исследователи отметили, что наглядно-образное мышление формируется через использование отношения «часть-целое», подражательную деятельность и деятельность по построению и использованию моделей. Выделение существенных центральных связей явлений в этой или иной области действительности и отражение их в образной форме – форме представлений и элементарных понятий ребенком производится ребенком в процессе предметно-чувственной деятельности; изобразительной деятельности, конструирования и т.п. Именно в процессе обучения рисованию, музыке наиболее эффективно развиваются образные формы мышления, оказывающие принципиальное влияние на успешность последующего обучения.

Информация о работе Развитие творчества в процессе ручного труда у детей дошкольного возраста