Развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в кружке росписи по дереву.
Объект исследования: развитие графических навыков.
Предмет исследования: развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву.
Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях кружка росписи по дереву будет:
1. Возрастные особенности младшего школьного возраста;
2. Использовать различные инструменты, материалы и художественные техники;
3. Знакомить детей с элементами различных росписей;
4. То развитие графических навыков будет проходить более успешно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 6
1.2 Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования 29
1.3 Вывод 51
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ" 53
2.1 Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву» 53
2.2 Методика преподавания Городецкой росписи 55
2.3 Занятия и учебно-воспитательные задачи 61
2.4 Вывод 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Работа содержит 1 файл

DIPLOM.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

4. Самостоятельная работа  учащихся над узором. Рисуют сразу  кистью. Учитель следит, чтобы дети  соблюдали последовательность в  работе: подмалевок, темная и светлая оживка.

5.Подведение итогов, выставка  лучших рисунков в классе.

Урок № 4. Тема. Самостоятельное составление узора для тарелки по мотивам полхов-майданской росписи.

Цель и задачи. Закрепление  знаний учащихся (узор, ритм, силуэт, композиция; Полховский Майдан — центр народных художественных промыслов). Развитие творческого воображения учащихся. Дальнейшее формирование приемов кистевой росписи.

Оборудование  урока. Для учителя: деревянные расписные современные изделия из Полховского Майдана (художественные вещи, репродукции или фотоотпечатки). Таблицы с вариантами композиционных схем узора в круге. Для учащихся: гуашь или акварель с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка, бумага в форме круга, фон тонированный.

План урока. 1. Объяснение вариантов построения композиции узора в круге (по таблице). Ритмические единицы в такой таблице учитель может выполнить в технике аппликации, они изображены условно. Все внимание сосредоточивается на характере ритма и равновесии элементов узора. Закономерности размещения элементов узора в круге иные, чем в рассмотренных ранее квадрате, полосе. Повторяющиеся элементы часто располагаются по концентрическим окружностям. Наиболее простое для восприятия первоклассника расположение ритмических единиц:

1-й вариант. Центр  круга свободен. По краю круга  располагаются ритмично повторяющиеся  элементы.

2-й вариант. В центре  круга размещается декоративный  мотив (цветок, зверь, пейзаж; и  т. д.), поэтому декоративные элементы, повторяющиеся по краю круга, меньше по своей массе, чем в 1-м варианте.

3-й вариант. Элементы  узора располагаются по концентрическим  окружностям, сменяя друг друга:  на одной — узор состоит  из мелких и частых элементов,  на другой — элементы более  крупные и ритм реже.

2. Рассматривание изделий  Полховского Майдана и таблицы,  в которой даны новые приемы  декоративной трактовки растительного  узора.

3. Выяснение учителем  методом устного рисования, как поняли дети творческую задачу.

4. Самостоятельная работа  учащихся. Учитель показывает классу рисунки тарелок, в которых ученики по-разному разместили цветочный узор в круге.

Следует отметить, что  работа по росписи тарелки наиболее эффективна, если учащиеся расписывают своими узорами настоящие тарелки, блюдца, принесенные в класс. В таком случае не нужно никакой специальной окраски фона тарелки. Узоры наносятся на поверхность изделия гуашью или акварелью с белилами. Если рисунок надо сохранить, тарелочку покрывают бесцветным лаком. Очень нравится ребятам выполнять узор, размещая элементы по концентрическим окружностям. Центр тарелочки дети выделяют изображением розетки, реже включают декоративный сюжет. Как свидетельствует практика, композиционную задачу решают все дети.

Уровень усвоения материала  представлен графически (Приложение).

Дети легко и свободно рисуют кистью. Общий цветовой строй  работ повышенно жизнерадостный, построенный на контрастах белого и  черного, красного и зеленого, желтого  и синего. Эти работы — свидетельство  того, как содействует успешному  развитию навыков и способностей детей умелое использование произведений народного прикладного искусства. Рассмотренные задания представляют лишь часть системы декоративных тематических заданий: «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др. В работе над ними органично сочетались два момента: процесс восприятия народных образцов и участие детей в создании самостоятельных работ.

1.4 Вывод

 

Практика подтвердила, что влияние народного искусства  на детей выразилось в их повышенной творческой активности и самостоятельности, в усилении художественной выразительности созданных ими декоративных работ.

Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также – выявлять эти способности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современный учитель  начальных классов преподает  в условиях существенного изменения  в содержании трехлетнего начального образования. Переход к всеобщему  среднему образованию сопровождался  существенным обновлением содержания образования, введением новых учебных планов и программ, созданием новых стабильных пособий. В целях интенсификации обучения на уроках декоративного рисования необходимо осуществлять преемственность изобразительной деятельности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется  появлением достаточно осознанной системы  представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности детей (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Основа элементарного  графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

В итоге на занятиях изобразительным  искусством в кружке учитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком в детском саду. Отсюда активное привлечение на уроки декоративной работы природного материала для расширения опыта детей по наблюдению действительности. Учитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи первоклассников с эстетическим познанием и художественным развитием.

Таким образом, народное искусство — не консервативная, мертвая художественная система, а  система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости  народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства. Значение произведений декоративно-прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается еще и тем, что в них специфично преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства — живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

Знакомство школьников с, казалось бы, обычными художественными предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М 1973. Вып. I; 1979. Вып.1.
  2. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву.-М., 1970.
  3. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11-XX веков.- М., 1960.
  4. Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991. 159 с.: ил.
  5. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 1969. - № 4.
  6. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 1972.- № 3.
  7. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. – М., 1973.
  8. Жегалова С. К. Русская народная живопись.-М., 1984.
  9. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю.С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву.-М., 1967.
  10. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин.-М., 1983.
  11. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.
  12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. – М., Изд. АПН РСФСР, 1959.
  13. Изобразительное искусство и художественный труд: Кн. Для учителя/ Б. М.Ненецкий, Н.Н.Фоимна и др. М.:Просвещение,1991. 192 с.
  14. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.
  15. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников.— М.: Просвещение, 1980.
  16. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.— М.: Просвещение, 1976.
  17. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов. М.: Мнемозина, 1995. 160 с.
  18. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у детей. – М., 1970.
  19. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.— М.: Просвещение, 1985.
  20. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981.
  21. Костерин Н. П. Учебное рисование.— М.: Просвещение, 1984.
  22. Краткий словарь терминов изобразительного искусства.— М.: Советский художник, 1965.
  23. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. - 304 с.
  24. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1965.
  25. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует. М., 1987.
  26. Максимов Ю. В. Народное декоративно-прикладное искусство — детям. — В кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство — детям. М., 1976, с. 48—100.
  27. Максимов Ю.В. У истоков мастерства.-М., 1983.
  28. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 198 с.
  29. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1987.
  30. Мелик-Пашаев А.А.Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.
  31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1982.
  32. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
  33. Мухина В. С. Хвостов К А Психодиагностика развивающейся личности - Архангельск, 1996.
  34. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Докт. дис. - М., 1972.
  35. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.
  36. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.
  37. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 1981.
  38. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону, 1999.
  39. Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина: В 2 ч.- М., 1987.
  40. Полунина В. И. Искусство и дети.-М„ 1982.
  41. Полунина В. Н. Искусство и дети. М., 1982.
  42. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988.
  43. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой.— М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
  44. Проблемы народного искусства / Под ред. М. А. Некрасовой.- М., 1982.
  45. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. – М., 1954.
  46. Развитие и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 0 до 10 лет): Библиогр. указ. рус. и иностр. лит. за 1970-1975 гг.: [В 3 ч.] / НИИ педагогики; Сост. Смородинская М.Д. - Таллин, 1980.
  47. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов.- М: АГАР, 2000.
  48. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. Пособие для студентов вузов/ М.С. Соколова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 303 с.
  49. Флерина Е.А. О детском изобразительном творчестве // Советская педагогика. 1946. - № 3.
  50. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства: Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. – М.: Учпедгиз, 1949.
  51. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.
  52. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество.- М., 1985.
  53. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.— М.: Просвещение, 1980.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Учебно-тематический план занятий с детьми 7-10 лет

 

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

теория

практика

1.

Введение. Вводное занятие.

2

1

1

2.

Рабочее место, оборудование, инструменты, техника безопасности. Материалы для росписи по дереву.

4

2

2

3

Основные законы цветоведения

4

1

3

4.

Технология выполнения и

освоение основных элементов росписи.

6

2

4

5.

Общие сведения о древесине

2

1

1

6.

Основные исторические сведения о народной росписи

2

1

1

7.

Изучение техники выполнения и видов росписи по дереву

 (Простые узоры и орнаменты).

2

1

1

8.

Искусство росписи по дереву

(на примерах мезенской, Полх-Майдан, городецкой росписи)

     

 

8.1

Основные мотивы мезенской  росписи

(спираль, стихийка, заёздочки  и т.д

6

 

2

 

4

 

8.2.

Изучение простых типовых композиции

(полоса, квадрат, круг)

10

 

4

 

6

 

 

9.

Составление простейших композиций

 

8

 

2

 

6

 

10.

 

Организация выставки выполненных  изделий

 

2

 

 

2

Всего: 48 часов


 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Дата

Часы

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

10

 

11

 

12

 

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

7.09

14.09

21.09

28.09

05.10

12.10

19.10

26.10

02.11

 

09.11

 

16.11

 

23.11

 

30.11

07.12

14.12

21.12

28.12

11.01

18.01

25.01

01.02

08.02

15.02

22.02

01.03

08.03

15.03

22.03

29.03

05.04

12.04

19.04

26.04

03.05

10.05

17.05

24.05

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Мелкий мазок кистью

Мелкий мазок кистью

Каплевидный мазок

Штриховой мазок

Мезенская роспись «основные  элементы»

Мезенская роспись «геометрические  полосы»

Мезенская роспись «орнамент в квадрате»

Мезенская роспись «уточка»

Мезенская роспись «конь» Составление узоров из элементов с применением

техники примакивания

Выполнение эскиза«шкатулка»

Составление узоров с применением

техники «травка»

Составление узоров с применением

техники «травка»

Полохов-Майдан роспись  «листья и веточки»

Полохов-Майдан роспись  «ягоды и бутоны»

Полохов-Майдан роспись  «цветочки»

Полохов-Майдан роспись  «майданская роза»

Полохов-Майдан роспись  «цветочный узор»

Городецкая роспись  «основные элементы»

Выполнение элемента «украишки и рамки»

Выполнение элемента «листья и кустики»

Выполнение элемента «розан и ромашка»

Выполнение элемента «купавка и бутон»

Выполнение элемента «гроздь винограда»

Выполнение элемента «Городецкая роза»

Выполнение элемента «Городецкая птица»

Выполнение элемента «конь вороной»

Выполнение элемента «человеческая фигура»

Живописная роспись

Орнамент

Цветочная композиция «в полосе»

Цветочная композиция «квадрате»

Цветочная композиция «круге»

Цветочная композиция с  включением мотива «конь» и «птица»

Выполнение рисунка «сюжетная композиция»

Выполнение рисунка  на доске

Выполнение рисунка  на доске

Выполнение рисунка  на доске

40 минут

40 минут

40 минут

40 минут

40 минут

30 минут

 

30 минут

 

30 минут

 

30 минут

 

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

50 минут

50 минут

50 минут

50 минут

50 минут

50 минут

40 минут

30 минут

 

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

50 минут

50 минут

50 минут 

1 час

1 час

1 час


Разделы

Количество

занятий

Количество часов

Примечания,

дата

общее

теория

практика

I

Мезенская

Графическая

роспись

14

14

3

15

с 07.09

по 15.02

II

Полохов-Майдан Графическая

роспись

34

34

5

25

с 22.02

по 24.05




 

 

 

Городец живописная

роспись

48

48

7

40

 

 

Итого:

         

 


Информация о работе Развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву