Развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в кружке росписи по дереву.
Объект исследования: развитие графических навыков.
Предмет исследования: развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву.
Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях кружка росписи по дереву будет:
1. Возрастные особенности младшего школьного возраста;
2. Использовать различные инструменты, материалы и художественные техники;
3. Знакомить детей с элементами различных росписей;
4. То развитие графических навыков будет проходить более успешно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 6
1.2 Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования 29
1.3 Вывод 51
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ" 53
2.1 Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву» 53
2.2 Методика преподавания Городецкой росписи 55
2.3 Занятия и учебно-воспитательные задачи 61
2.4 Вывод 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Работа содержит 1 файл

DIPLOM.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

На наш взгляд, технический  рисунок даёт широкие возможности  для выражения творческой мысли  на бумаге для любого человека, даже не обладающего особыми природными способностями.

Во-первых технический  рисунок, если им заниматься в системе, развивает глазомер, тренирует руку, развивает логическое и образное мышление.

В-третьих, технический рисунок  учит читать геометрическую форму предмета, что облегчает изображение и прочтение формы любого предмета окружающего мира.

В-четвёртых, технический рисунок  – это этап поиска самостоятельной  идеи, воплощения мысли, которую можно  трансформировать, развивать, изменять при помощи графического языка. А значит, это общедоступный способ самовыражения и самореализации личности.

Технические навыки. Воспитатель учит детей свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавным поворотом линий сперва в одну, затем в другую сторону рисовать двойной завиток в вертикальном и горизонтальном положениях и пр., уметь производить движение всей рукой при рисовании длинных линий, больших предметов и кистью руки или вовсе одними пальцами при рисовании коротких линий, мелких предметов или их частей, элементов узора, закрашивании мелких деталей рисунка (при спокойно лежащей кисти руки — как при письме). Педагог учит свободно рисовать концом кисти тонкие линии в разных направлениях и с разными поворотами. Дети овладевают произвольным изменением наклона кисти руки при рисовании цветом больших плоскостей, начиная сверху и сгоняя краску вниз, держа при этом кисть плашмя. Они учатся покрывать цветом большие плоскости (светлым тоном), используя легкий нажим на карандаш и держа его боковой очинённой стороной к бумаге (пользуются при этом широким размахом руки); учатся равномерно усиливать и ослаблять силу тона при рисовании карандашом; осваивают технику рисования акварелью, т. е. смачивают краски водой, наносят краски на палитру для разведения водой и смешения, достаточно насыщают кисти краской для выполнения рисунка. В этой возрастной группе на занятиях расширяются изобразительные материалы: дети учатся рисовать цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной.

В подготовительной к школе группе воспитатель пристальное внимание обращает на то, как свободно, самостоятельно владеют дети разнообразными навыками при закрашивании карандашами, красками, при рисовании линейного контура, так как основные технические навыки в рисовании они приобрели в предшествующей группе.

Воспитатель учит детей  видеть эстетические качества рисунка: красоту линий, форм, элементов узора, особенности очертаний, легкость нажима при штриховке. Постепенно дети сами начинают использовать их в работе, благодаря чему рисунок становится красивее, изящнее, выразительнее

Методика обучения изобразительной  деятельности и кон-М54 струированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ  по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; Под  ред. Т. С. Комаровой.— 3-е изд., до-раб.—М.: Просвещение, 1991.—256 с

Развитие графических  навыков

Навыки, умения и привычки в изобразительной  деятельности

"Чувствовать, знать  и уметь - полное искусство", - говорил П.П.Чистяков [83, с. 340].83. Чистяков  П. П. Письма записные книжки, воспоминания. М.-Л., 1953. В этом высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества художника — знания, эмоциональная сфера и умения. Рассмотрим более подробно такой важный компонент в изобразительной деятельности, как "уметь".

Под широко распространенным в изобразительном искусстве  термином "уметь" обычно понимается изобразительная техника художника, его живописные и графические  навыки, умения, степень владения мастерством.

Изобразительная техника  включает умения художников пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыки работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого, а также индивидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов. Чтобы лучше понять роль изобразительной техники в художественном творчестве, необходимо познакомиться с тем, что говорят о ней сами художники.

Так, П.П.Чистяков писал: "Техника - это язык художника; развивайте ее неустанно до виртуозности. Без  нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту" [83, с. 432]. Почти то же говорил и О.Роден: "Техника только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи, т.е. не передаст ни чувствования, ни мысли, он будет похож на наездника, позабывшего задать овса своей лошади" [10, с. 249].10. Бродский И. И. Статьи, письма, документы. М., 1956. В.В.Верещагин подчеркивал: "...Художественная техника — это грамматика, без которой никакие стремления в искусстве не серьезны и походят на замыслы младенца" [48, т. 6, с. 491].48. Мастера искусства об искусств. М.-Л., 1937-1939. М.В.Нестеров, тесно связывая успех в изобразительном искусстве с хорошим знанием "кухни" художника, с овладением различными техническими приемами, считал, что художник обязан знать свое дело, быть в нем сведущим, как хороший врач, инженер, знать "технику дела".

Совершенство техники  в изобразительном искусстве  обусловливает высокие результаты в реалистическом изображении действительности. Но овладение изобразительной техникой требует систематического и длительного  обучения. Придавая большое значение выработке графических и живописных навыков и умений, К.П.Брюллов говорил, что надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует.

Уделяя много времени  воспитанию молодых художников, известный  английский живописец Д.Рейнольде  отмечал, что их первой заботой должно стать овладение "технической  готовностью". Понимая под "технической  готовностью" овладение различными правилами, приемами изображения, художник пояснял: "Мы совершенно уверены, что красота формы, выражение страстей, искусство композиции, даже способность придать произведению искусства величавость в настоящее время весьма сильно зависят от соблюдения правил" [48, т. 3, с. 416]. Вспоминая, что "эти качества некогда считались только воздействиями гения", Рейнольде признает это совершенно справедливым, если считать гениальность не даром, а "результатом точного наблюдения и опыта". Следовательно, понятие гениальности Рейнольде неразрывно связывает с изобразительной техникой, т.е. с овладением рядом правил, приемов, навыков и т.п.

Все графические и  живописные умения и навыки должны совершенствоваться до уровня мастерского  владения ими. Мастерство в изобразительном искусстве означает совершенство владения изобразительной техникой, а значит, и самую высокую степень владения графическими и живописными умениями и навыками, законами и правилами композиции. Только при этом условии возможно создание современного произведения искусства.

Без мастерства нет высокого искусства. Это и понятно, высокоидейное искусство обязательно предполагает совершенную форму, которую создает только мастерство. В противном случае это будет обычная, "фотографическая", копия действительности, совершенно не затрагивающая чувств и глубины мысли.

Высокое мастерство художника  всегда основано на большом и упорном  труде. Систематическая работа карандашом, углем, кистью, постоянное изучение жизни  являются главными условиями овладения  мастерством.

И.И.Бродский говорил: "Значение техники в живописном искусстве  огромно. Нужны большой опыт, трудоспособность, терпение, упорство в достижении цели и любовь к своему делу, чтобы  у художника выработались те трудовые навыки и острый, верный глаз, которые  делают художника мастером"[10, с. 242]. И далее И.И.Бродский подчеркивал, что мастерство завоевывается терпеливым, упорным трудом, углубленным, вдумчивым изучением натуры, проникновением в тончайшие ее детали, линии, формы, краски, цвет.

Всем известно упорство В.А.Серова, с которым он буквально завоевывал мастерство. При этом В.А.Серов особое значение придавал освоению техники, познанию свойств различных рисовальных и живописных материалов, овладению способами работы с ними. В своих воспоминаниях Н.П.Ульянов отмечает, что В.А.Серов выделялся не только среди своих современников, но и среди большинства художников самых разных эпох тем, что он являлся неутомимым исследователем материала, который в его глазах имел не менее важное значение, чем сюжетное содержание картины, и составлял "живую душу живописи". Н.П.Ульянов вспоминает, что В.А.Серов работал самыми различными материалами — маслом, акварелью, темперой, гуашью, пастелью, цветными карандашами, углем.

О том, с каким вниманием  относился В.А.Серов к изобразительной технике и какими путями достигал он высокого мастерства, наглядно свидетельствует прием выполнения набросков с натуры, разработанный им самим. Прием заключается в том. что

В.А.Серов рисовал в  специальном альбоме с пергаментной прозрачной бумагой (калькой). Начиная первый набросок с предпоследней страницы альбома, художник рисовал молниеносно, буквально в одну две минуты, и тотчас переворачивал страницу, ложившуюся на предыдущий набросок, который через прозрачный лист был четко виден. По проступающему контуру он быстро проходил снова карандашом, уточняя и упрощая то, чем был недоволен в предыдущем наброске. Так проделывалось до четырех, пяти и даже семи раз, и с каждым разом набросок улучшался. В альбоме оставался последний, наиболее удавшийся набросок, остальные уничтожались. Оставшийся набросок отличался исключительной лаконичностью, выразительностью и поражала мастерством исполнения. Очень верно отмечал в письме к П.П.Чистякову один из друзей В.А.Серова - В.Д.Дервиз, что Серов "постоянно искал и потому не переставал развиваться".

Систематической тренировкой, упражнениями в рисовании объясняется  и замечательное мастерство Ф.А.Васильева. И.Е.Репин, совершивший вместе с ним  поездку по Волге, с восторгом  пишет как "в продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькое листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали. Вот и дорожка вьется наверх, прерываясь осыпями и зелеными лопухами, все до самой нижней площадки, пристани с группами торговок под огромными зонтами, деревянными навесами над своим скарбом - все ловит магический карандаш Васильева: и фигуру на ходу, и лошадки на бегу, до самой команды парохода: "Отдай чалку!"

Пароход трогался, маг  захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман..." [60, с. 235].60. Репин И. Е. Далёкое близкое. 7-е изд. М., 1964.

Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам). Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами, хотя вопреки этому доказанному жизненной практикой положению отдельные художники считают не обязательным систематически трудиться, овладевать различными приемами и правилами, чтобы стать мастером. Их логика проста до примитивности: не обязательно выполнять многочисленные рисунки, этюды, изучать правила перспективы, конструкции предметов, пластической анатомии — мастерство придет само собой, в силу таланта, если он есть.

Такое мнение можно услышать нередко и среди молодежи, учащейся в художественных заведениях. Однако жизнь и деятельность буквально  всех более или менее известных  мастеров изобразительного искусства свидетельствуют о ложности такого мнения. Все лучшее в изобразительном искусстве основано на упорном труде и обязательном овладении правилами, изобразительной техникой. Достаточно вспомнить творчество прославленных художников Древней Греции, художников эпохи Возрождения, художников XIV, XVII, XVIII, XIX веков и нашего времени, чтобы убедиться в этом.

Критикуя стремления некоторых художников без особого  труда овладеть мастерством, копируя  манер того или иного великого художника, П.П.Чистяков отмечал: "Чем великие мастера кончали, с этого ныне начинают. Детство, отрочество, юность и прочее оставляют в стороне и дают прямо старчество - мастерство. Представьте — мальчик, который никогда не играл на рояле, был в концерте, слышал и видел игр Рубинштейна, пришел домой и со всеми ужимками пропусками, которые он подсмотрел, — забарабанил Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. - 304 с, ил.

Одно из главных условий  успеха в обучении детей изобразительной  деятельности и развития их графических навыков подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечать что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение и т. п. Дети отличаются друг от друга и характером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет навыками.

Информация о работе Развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву