Психологическое воздействие цвета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:13, контрольная работа

Описание работы

Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть цвета и нейтральные, например, пурпурный, карминный и так далее. И несколько меньше противоположного конца спектра – фиолетового. Однако, профессионалы, камвольщицы например, различают до 40 оттенков черного цвета.
Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека далеко еще не решена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
История цветовых теорий……………………………………………………..4
Применение цвета……………………………………………………………..5
Восприятие цвета человеком………………………………………………...10
Формулировка цвета…………………………………………………………13
Сочетания цветов…………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

история искусств.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

      Процессы  мышления акцентируют моменты структурности, организованности и информационности. Тогда эмоциональные состояния символически представляют особого рода энергии психики, особый качественно-силовой аспект переживаний. Цвет воздействует на неструктурный, несюжетный эмоциональный элемент психической деятельности, как бы напитывая собой физиологические системы, являясь одновременно их "топливом" и "управляющей программой". Потому-то управление цветовосприятием и называется многими исследователями методом прямого контроля над психоэнергетикой индивидуума. Это действительно путь реального управления структурными энергиями и энергоформами, действующими на всех уровнях организма, на всех "этажах" внутреннего мира.

  Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов в 80-х годах разработали уникальную психодиагностическую методику, похожую на цветотест М.Люшера. Испытуемым предлагалось расположить в порядке предпочтения 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов – от самой "нравящейся" до самой "неприятной". Результаты статистического анализа данных тестирования превзошли самые смелые ожидания. Данные цветографического теста Воробьева-Налимова при особом их математическом анализе позволяли очень точно определить возраст человека (с погрешностью до 5 лет), его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение, политические пристрастия и даже отношение к тем или иным научным и философским проблемам. Налицо феномен, родственный "чуду люшеровского теста". Само ранжирование цветовых и графических стимульных изображений позволяет сделать далеко идущие выводы о тех сторонах жизни человека, которые, казалось бы, никоим образом не связаны с характером цветовосприятия и эмоционального отношения к тем или иным формам.  
 Мы убеждены, что современной психологии "недостает" одной важной категории – категории предпочтения. Порой человек, сам того не подозревая, "свидетельствует" о тех или иных склонностях, тенденциях и скрытых мотивах собственного поведения, просто совершая выбор и предпочитая один из нескольких стимулов. Человек всегда что-то выбирает, выбор совершается как бы сам собой, но говорит о многом. При правильном же подходе к анализу предпочтений можно получить фантастические объемы информации о структуре, динамике и развитии состояний бессознательного как на физиологическом и психодинамическом, так и на культуральном и социально-конвенциональном уровне. 

     Проблема  индивидуального предпочтения - это проблема "потребности изнутри". Неосознаваемая потребность первоначально складывается на некоем биопсихическом уровне, отражаясь в особенностях восприятия и фиксируясь в различиях эмоциональных реакций на тот или иной стимул. А.Кемпински разработал психодинамическую модель "информационно-энергетического обмена", структура которого весьма устойчива и точно соответствует наблюдаемым внешним поступкам и высказываемым суждениям индивидуума. Методики, основанные на ранжировании стимулов и позволяющие определить структуру неосознаваемых предпочтений, предоставляют исследователю доступ к глубинным пластам этого самого "информационно-энергетического метаболизма". Что бы ни случилось с организмом, чего бы ни захотел субъект, куда бы ни направилась его фантазия - все это немедленно отражается на структуре индивидуальных предпочтений. В качестве стимульного материала можно использовать не только цвета и геометрические формы, но и ароматы, вкусы, положения тела и многое другое. Фактически речь идет о формировании особого "диагностического механизма" по типу "биообратной связи". Опытный диагност, который может проанализировать связь между характером предпочтения и интересующими его настроениями и состояниями, получает исчерпывающую информацию о скрытом от самого исследуемого психическом материале.  
 Всякое желание, стремление и хотение основывается на тяготении к редукции напряжения. Организм либо отталкивается от чего-то, либо привлекается к чему-либо. Полярность цветов соответствует полярности стремлений, которые лежат в основе толкования различных цветопар, имеющих определенный ранг в субтестах диагностической методики Люшера. Желание рассматривается как фактор действия, стремление определяется как попытка энерго-информационной системы организма-психики изменить свое состояние. Тест более чем прямо указывает на то, чего хочется человеку, а чего - нет. Цветопредпочтение (как и вкусопредпочтение, и формопредпочтение, и ритмопредпочтение, и позопредпочтение, и ароматопредпочтение) является интегральной характеристикой энерго-информационного состояния живой системы. Изучение характера предпочтений позволяет не только диагностировать режим функционирования живого организма, но и предоставляет возможность настроиться в унисон с идущими в нем процессами, "присоединиться" к ритмам и векторам энергосдвигов и направленно изменить их.  
 Возможности влияния практически неисчерпаемы. Можно предлагать отвергаемые цвета в гомеопатических дозах, особенно если речь идет о неприятии основных цветов. Можно обильно "накачивать" через всю поверхность кожи и глаза предпочитаемые цвета. Можно сочетать различные цветовые воздействия с соответствующими им музыкальными, ароматическими и многими другими воздействиями. В конце концов, влияние может быть комплексным и проходить при постоянном мониторинге изменяющегося состояния организма и психики.  
 Цвет может гармонизировать человека, он способен мобилизовать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цветом можно вылечить, цветом можно привести субъекта в угнетенное состояние. С другой стороны, психоаналитическая работа, приводящая к осознаванию истинных причин скрытой тревожности, приводит к спонтанному изменению характера цветопредпочтения и переструктурированию всего рангового ряда цветов. Есть влияния аллопатические, необходимые для ликвидации гиперзащиты организма и полезные при острых нарушениях информационно-энергетического обмена. Существуют влияния гомеопатические, усиливающие вектор защитных реакций и эффективные при хронических нарушениях жизнедеятельности и настроения.  
 Исследование предпочтений - замечательный диагностический метод, позволяющий грамотно и обоснованно выбирать действительно полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия. Влияние это, вне зависимости от глубины нарушений, поступает непосредственно в мозг, проникает во все физиологические структуры, протекает прямо к органам через активные рецепторные зоны радужки глаза. Организм немедленно отзывается на целебный цветовой поток. Но для того, чтобы он был законен, приятен и полезен, его необходимо организовывать с данными цветотеста. Это и есть истинно психосоматический подход, позволяющий с помощью единой тестовой методики избрать единый фактор влияния, равно эффективный и в исправлении телесной жизнедеятельности, и в коррекции психических состояний.

           

        3.Восприятие цвета человеком.

    В процессе познания природы человек  открывал для себя всё новые и  новые принципы организации мира – ритм, симметрию, пропорции, контраст и др. Этими принципами он руководствовался – сначала бессознательно, потом осознанно, - преобразуя окружающий мир, создавая искусственную среду обитания. Природные и созданные человеком объекты действительности породили в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определёнными эмоциями. Эти символические ассоциативные значения геометрических фигур, линий учитываются во всех видах деятельности, связанных с созданием визуальных форм. Вертикаль при отсутствии членений воспринимается как нечто несоизмеримое, бесконечное, лёгкое, устремлённое ввысь. Если она имеет утолщения в нижней части или стоит на горизонтальном основании – как нечто более устойчивое. Горизонталь ассоциируется с надёжностью, стабильностью, движением, развитием. Диагональ символизирует динамику. Соответственно композиция, построенная на чётких горизонталях и вертикалях, тяготеет к устойчивости, статичности, торжественности, а композиция, базирующаяся на диагоналях, к движению, изменчивости, нестабильности. Горизонтальная композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем вертикальная. Справедливость этого утверждения в большой степени зависит и от соотношения сторон прямоугольников, и от размещения материала внутри них.

     Русский художник В.В. Кандинский, работавший в своё время во ВХУТЕМАСе, а после эмиграции в Германию – в Баухаузе, приписывал геометрическим фигурам определённые цвета и даже различия в тепловом восприятии. Горизонталь ему виделась чёрной и тёплой; вертикаль – белой, холодной; диагональ – красной, серой, зелёной; прямой угол – красным; острый – жёлтым; тупой – голубым.

     В живописи давно является  общепризнанным, что цвет обладает  наибольшей степенью эмоционального  воздействия. Впервые попытку  систематизировать значения отдельных цветов предпринял И.В. Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу» Так, жёлтый цвет производит безусловно тёплое впечатление и создаёт благодушное настроение. Синий он считал цветом тени – холодным и тёмным. Поэтому синие объекты кажутся более удалёнными. Красному приписывается серьёзность и достоинство, но также грация и прелесть. При этом Гёте имел в виду только чистые цвета и практически не учитывал ни особенностей воспринимающего их человека, ни контекста восприятия.

     В.В. Кандинский предложил более  сложный взгляд на данную проблему. Он отмечал двоякое воздействие цвета на человека. В первую очередь, это физическое воздействие, при котором глаз очарован красотой цвета или же, наоборот, испытывает сильнейшее раздражение. Это впечатление поверхностно и быстро забывается, если речь идёт о привычных предметах. «Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание» Причём этот процесс во многом обусловлен степенью развития самого человека. Но и при низкой душевной восприимчивости, цвет воспринимается неоднозначно. Так, светлые краски больше притягивают глаз, чем тёмные. Ещё более притягательной способностью обладают светлые и тёплые тона. Окрашенные таким образом объекты кажутся ближе. В то же время светлый, но чрезмерно ядовитый цвет вызывает беспокойство, и глаз ищет отдохновения в холодном синем или зелёном.

     Физическое воздействие цвета  было многократно подтверждено  многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Так, М. Деребире приводит следующее описание воздействия цвета на психику, данное доктором Подольским.

     Зелёный цвет – болеутоляющий,  гипнотический. Он влияет на  нервную систему, снимая раздражительность. Бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус.

     Голубой цвет – антисептический.  Он эффективен при воспалениях  и нагноениях. Чувствительному человеку  голубой помогает больше, чем  зелёный, но от его «передозировки»  возникают некоторая усталость и угнетённость.

    Оранжевый цвет – стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, но может утомить.

     Жёлтый цвет – оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности.

     Красный цвет – обладает теплотой. Он стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, но в то же время легко оказывает раздражающее воздействие.

     Фиолетовый цвет – увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды.

     Однако В.В. Кандинский отметил,  что при более высоком развитии  это элементарное воздействие  переходит в более глубокое  впечатление. Тогда можно говорить  о втором виде воздействия цвета на человека.

     Психическое воздействие цвета  вызывает душевную вибрацию. Необходимо  отметить связь между ассоциативными  переживаниями, вызываемыми определённым  цветом, и его значением в природе:  «Например, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Тёплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в таком случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу»

     Интересна следующая классификация  цветов по их психологическому  воздействию на человека.

  1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
  • Красный – волевой, жизнеутверждающий;
  • Оранжевый – тёплый, уютный;
  • Жёлтый – контактирующий, лучезарный.
  1. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
  • Фиолетовый – углублённый, тяжёлый;
  • Синий – подчёркивающий дистанцию;
  • Светло-синий – уводит в пространство, направляющий;
  • Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.
  1. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
  • Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
  • Лиловый – замкнутый, изолированный;
  • Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий;
  • Серовато-голубоватый – сдержанный.
  1. Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
  • Чисто-зеленый – требовательный, освежающий;
  • Оливковый – успокаивающий, смягчающий;
  • Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;
  • Пурпурный – изысканный, претенциозный.
  1. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный).
  1. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:
  • Охра – смягчает рост раздражения;
  • Коричневый, землистый – стабилизирующий;
  • Темно-коричневый – смягчающий возбудимость.
  1. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:
  • Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

          Следовательно, и физическое, и  психическое воздействие цвета  во многом определяются личностными  характеристиками воспринимающего  человека.

              

       4.Формулировка цвета.

     Синий – означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. В обычной жизни считается - это цвет верности. Однако, когда дело касается союзников, человек становится особенно раним, поэтому синий также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Этот цвет наиболее подходит для медитации. 
Его особенно любят толстяки, так как он символизирует удовлетворенность и свершение. Он вне времени, и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого. Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим, и другие могут доверять ему. Если человек отвергает синий цвет, он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям, Он находит их либо скучными, либо обременительными. 
Чувственно синий цвет воспринимается как сладость, эмоционально - как чуткость. 
 Желтый – производит впечатление легкости и радости, Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу Солнца, духу веселья. Этот цвет - надежда и ожидание большего счастья во всех его бесчисленных формах. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся. Всякий, кто отдает предпочтение этому цвету, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему и свойственна поверхностность в делах, склонность к переменам ради перемен и нетерпеливые поиски альтернативных решений, непостоянство. Если этот цвет отвергается, значит, человек разочаровался в своих надеждах, ощущает вокруг себя пустоту, чувствует себя изолированным и отрезанным от других. 
Чувственно желтый воспринимается как пикантность, эмоционально - полная надежд изменчивость. 
 Красный –
символизирует состояние "расходования энергии". Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия. Кулачные бои на Руси и дуэли во Франции - до первой крови. Человек, отвергающий красный цвет, находится в состоянии сверх возбуждения либо потому, что ему не хватает жизненной силы, либо потому, что ему кажется, что его со всех сторон обступили неразрешимые проблемы. Чувственное восприятие – аппетит, эмоциональное – желание, временная категория – настоящее. 
 Зеленый – выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего "Я". Напряженность зеленого цвета действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, власти над событиями и возможностью ими управлять. Это "зеленое" поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма. Человек, предпочитающий этот цвет, требует признания своих заслуг, хочет повысить уверенность в своей ценности, настойчиво пытается отстаивать свои претензии к каким-либо ценностям, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ, либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое превосходство или культурное достояние. Если человек отвергает зеленый. значит он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием .Потеря способности к сопротивлению, снижение уровня самоутверждения – все это приводит к тому, что он становится несостоятельным как личность. Чувственно зеленый воспринимается как терпкость, эмоционально – как гордость. 
 Фиолетовый
– символизирует некоторый мистический союз, в результате которого все мыслимое и желаемое становится реальностью. Это мечта, ставшая явью, магическое состояние души, когда исполняются фантазии. Человек, предпочитающий его, не только хочет сам очаровывать и восхищать других, но и желает сам находиться в состоянии зачарованности. Этот цвет обычно предпочитают интеллектуально и эмоционально незрелые люди, школьники, женщины в период беременности, сексуальные меньшинства. Им мир кажется волшебным местом, где нужно только выкрасть волшебную лампу Алладина, чтобы она принесла им все. 
Человек, отвергающий его, не желает связывать себя никакими отношениями, пока не определится позиция других людей. 
 Коричневый – указывает на эмоции, непосредственно связанные с физическим организмом. Если человек ощущает болезнь или физический дискомфорт, этот цвет психологически приобретает для него все большее и большее значение. Часто его предпочитают те, у кого нет своего домашнего очага, стабильного ощущения физической удовлетворенности и безопасности. То есть над человеком довлеет нечто, справиться с которым он не в состоянии, и ему необходимо безопасное окружение. Коричневый цвет эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью. Тот, кто отвергает его, считает, что он сделан из более прочного материала, чем другие. 
 Серый – бесцветен, ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций.  
Серый цвет – это не оккупированная территория, а пограничный район, служащий разделом между противоборствующими сторонами, этакая "ничейная" земля, Берлинская стена, "железный занавес", по каждую сторону которых свои методы, подходы, взгляды, свой мир... Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, оставаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно – он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют "серыми мышками", "серыми кардиналами". Человек, который не приемлет серый, не приемлет неучастия во всем происходящем вокруг. В результате окружающие могут находить его надоедливым, излишне любопытным и назойливым. Он хочет использовать любую возможность на пути к своей цели и не может себе позволить передохнуть, пока не достигнет ее. 
 Черный – это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Цвет – это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный цвет – конец, за которым уже ничего не будет. Белый и черный – начало и конец. Человек, который выбирает черный, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Человек, отрицающий черный, демонстрирует желание не отказываться отчего-либо, контролировать свои действия и решения.

Информация о работе Психологическое воздействие цвета