Психологический портрет бога Аполлона

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Цель:
Изучить психологический портрет бога Аполлона.
Основные методы исследования:
Ознакомиться с мифами связанными с Аполлоном.

Работа содержит 1 файл

Научн раб123.doc

— 695.50 Кб (Скачать)

Бог светоносный, неистовый, отрок преславный, прекрасный,  
О Мусагет, о плясун хороводный, стрелец-дальневержец...  
Златокудрявый, вещатель грядущего чистых глаголов...  
О всецветущий, ведь ты кифарой своей полнозвучной  
Ладишь вселенскую ось, то до верхней струны поднимаясь,  
То опускаясь до нижней...  
Орфический гимн

  
 
 
 

Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание  крыльев,  
С водоворотов Пенейских взлетая на берег высокий.  
Также и сладкоречивый певец с многозвучною лирой  
Первым всегда и последним тебя воспевает, владыка.  
Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность  проблемы исследования:

Изучение образа бога Аполлона раскрывает его психологический  портрет. На этом примере мы можем  увидеть некоторые особенности характера человека, модели поведения. Эти образы актуальны во все времена, они существовали в древности и существуют в наше время. Обычно такие люди творческие, вспыльчивые и неординарные. Этими качествами они вдохновляют художников, поэтов, музыкантов и других на сознание новых произведений.  

Цель:

Изучить психологический  портрет бога Аполлона. 

Основные  методы исследования:

Ознакомиться  с мифами связанными с Аполлоном.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

Poждение Аполлона

И вновь скиталась  по земле Латона, не зная, где найти пристанище. Ни один ручей, ни одна река не давали ей напиться, и она утоляла жажду из луж, оставшихся после дождя. Ни одно дерево не защищало ее от палящих лучей, отступая, как только она к нему приближалась. Люди еще издали при виде темно-синего плаща Латоны удалялись и замыкали за собой двери. Ибо страшна была Гера в своем яростном гневе на ту, которую полюбил ее супруг, и на тех, кто осмелился бы ей помочь.

Так добралась  страдалица до исхлестанного волнами морского берега и разглядела гонимый ветрами скалистый островок.

- Делос! - обратилась  она к нему. - Ты такой же  скиталец, как я. Тебя гонят  ветры, меня преследует гнев  Геры. Только ты, одинокий, сможешь меня понять и дать убежище в своих скалах. Чувствую я, что скоро дам жизнь тому, кто сможет меня защитить.

Взглянул Делос  на уже распоясанную Латону и спросил нерешительно:

- А не  причинит ли мне зла тот,  о ком ты говоришь?

- Не бойся,  Делос! - выдохнула Латона. - Он будет тебе опорой. Он даст тебе славу, какой не имеет ни один из островов беспредельного моря.

И причалил Делос  к материку. Когда же Латона с трудом перебралась на него, он понесся, как корабль, принявший драгоценную добычу.

Бесприютен был  остров, как дерево, у которого нет  корней, как бродяга без роду и племени. Даже птицы пролетали мимо него, выводя птенцов на других островах. На оголенных ветром и обожженных солнцем камнях не росло ни кустика, ни травинки. Лишь у подножья горы Кинеф, куда с вершины сбегал ручеек, одиноко зеленела пальма. Направила туда Латона свои стопы, тяжело опустилась на землю и, схватившись обеими руками за ствол, издала вопль, который всегда сопровождает рождение новой жизни.

Услышали крик Латоны земля, море и небо. Зашелестели деревья листвой, передавая ошеломляющую весть: "Родился Аполлон!". Лебеди, возвращавшиеся в ту сторону, что лежит за Бореем, северным ветром, опустились на волны и, оплыв Делос семь раз, пропели "Слава Аполлону!". Дельфины высунулись из воды и разинули пасти, увидев, что Делос уже не плывет, а прочно стоит на месте, счастливый, что стал колыбелью великому богу.

А Аполлон улыбался матери так, как могут улыбаться  только боги. Он не требовал молока, как  дети смертных. В его лепете Латона услышала явственное: "Ам-бро-зии!". На этот зов отозвалась Фемида, справедливейшая из богинь. И вкусил Аполлон из ее рук сладостной амброзии - пищи, достойной одних небожителей. И сразу же он отбросил пеленки и встал.

Гелиос, проносясь  над Делосом, взглянул на Аполлона светлым  оком, и стал Аполлон рости прямо на глазах, и от него исходило сияние. Недаром ведь его называли Фебом (ярким, пламенеющим).

И сделал Аполлон первый шаг, и тотчас же скалистый  Делос покрылся цветами и травами. Их аромат наполнил все вокруг. Легко  ступая, шел Аполлон к горе, под  которой родился, ибо ему были милы все горы, все уходящие в облака вершины, все башни и высоты.

Поднявшись, он взглянул на мир, выхватил взглядом изгиб  неба, похожий на лук, открытый для  неисчислимых стрел-солнечных лучей. Но тотчас же его воображение превратило тот же край неба в кифару, а те же лучи-стрелы стали струнами. И эти два наложившихся один на другой образа определили противоречивую сущность Аполлона: бога, несущего миру гибель, и бога, открывшего в том же мире меру, гармонию форм и звуков. С тех пор лук и лира сопровождали Аполлона, хотя в них не было ничего общего, кроме округлости форм.

http://greekroman.ru/apollo.htm 
 

Похититель  коров

Едва родился  Гермес в прохладном гроте Киллены, как уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбельки и прокрался к выходу из грота. У самого гротапоймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в своем винограднике.

Возьми себе одну из этих коров,― сказал ему Гермес,―только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров. Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел недалеко и решил узнать, сдержит ли старик данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся Гермес назад и спросил старика: ― Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их погнал, я дам тебе быка и корову. Недолго колебался старик: очень уж хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика и превратил его в скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что надо держать данное слово.

После этого  вернулся Гермес за коровами и быстро погнал их дальше. Наконец пригнал он их в Пилос. Двух коров принес Гермес в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее. Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки. Но Майя заметила отсутствие сына. Она с упреком сказала ему: ― Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаещь как грозен в гневе своем Аполлон. - Не боюсь я Аполлона,― ответил матери Гермес,―пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю вся его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и одежды. А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец вещая птица привела его в Пилос. В пещеру, где были спрятаны коровы, он не вошел: ведь следы вели не в пещеру, а из нее.

Наконец, после  долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пеленки. Аполлон вошел в грот Майи и увидел, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и не знает, где они. ― Послушай, мальчик!―воскликнул в гневе Аполлон.―Я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров. ― О сын Латоны!―ответил Гермес.― Не видел я, не знаю и от других не слыхал о твоих коровах! Разве этим я занят―другое у меня дело, другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.

Как ни сердился Аполлон, он ничего не мог добиться. Наконец Аполлон вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти к Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных короля С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилов захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру коров-так пленили его звуки лиры. А Гермес изобрел себе свирель (Музыкальный духовой инструмент, состоящий обычно из семи разной длины тростниковых дудочек, скрепленных воском.), любимый музыкальный инструмент пастухов Греции.

Кун Н.А. "Легенды и  мифы Древней Греции"  
 

Аполлон у Адмета

 Аполлон должен  был очиститься от греха пролитой  крови Пифона. Ведь и сам он  очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл средь пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад. Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог Адмету получить руку дочери царя Иолка Пелия, Алкесты. Отец ее обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу льва и медведя. Тогда Аполлон наделил своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Время шло. Аполлон, тронутый добротой хозяина, решил отблагодарить его и попросил богов даровать Адмету вечную жизнь. Все боги согласились выполнить его просьбу, но при одном условии ― когда царю придет время умирать, он должен будет найти кого-нибудь, кто согласится занять его место. Об этом узнала Алкеста, молодая жена Адмета, которая, в порыве самопожертвования, предложила в качестве замены себя и с радостью отдала свою жизнь за мужа. Но бессмертие Адмета было куплено слишком дорогой ценой, и он оплакивал жену до тех пор, пока Геркулес, пожалев его, не спустился в Гадес и не привел Алкесту обратно на землю.

http://www.mifyrima.ru/admet-i-alkesta.html 
 

Асклепий (Эскулап)

Четыре тысячи девятьсот лет назад жил в  Египте известный врач и архитектор Имхотеп. Он явился прообразом древнегреческого бога медицины и врачевания Эскулапа (Асклепия) - сына бога Аполлона.

Аполлон большую  часть времени проводил среди  людей. Он любил играть для них  на золотой лире, помогал им советами. К нему люди обращались и в случае болезни. Он рассказывал им, какие растения нужно искать в лесах и в горах, рядом с реками и ручьями. Люди находили эти растения, приготавливали их так, как их учил это делать Аполлон, и возвращали себе здоровье. Поэтому люди почитали Аполлона и с радостью встречали его.

 А Аполлон постоянно переходил из одного селения в другое. Однажды он появился в небольшом селении, приютившемся в горных дебрях на другой стороне Тембийской долины, и встретил там девушку необыкновенной красоты по имени Коронида. Очарованный ее прелестью, Аполлон женился на ней. Была устроена свадьба. Аполлон играл на своей золотой лире, и нежные ее звуки оглашали горы и долины. Вся природа радовалась и ликовала. Радовались и боги на Олимпе, а Гелиос позолотил своими лучами дома маленького селения. 
   Счастливо жили Аполлон и Коронида. Боги наградили их бесценным подарком - у них родился сын, похожий на мать и на отца: у него был высокий умный лоб, обрамленный золотыми кудрями, и блестящие синие глаза. Назвали его Эскулапом (Асклепием). Взволнованный такой большой радостью, Аполлон взялся за свою лиру. Снова ее звуки разнеслись по горам и долинам, снова словно засветилась от радости вся природа. Радовались и боги на Олимпе, которые устроили торжественное пиршество в честь рождения сына Аполлона. 
   Много дней продолжалось веселье в честь рождения Эскулапа. Но Аполлону нужно было оставить Корониду с сыном и отправиться к людям, чтобы напутствовать и веселить их. Однако его ворон каждый день приносил ему вести о жене и сыне. Так длилось несколько дней. Но однажды ворону надоели далекие полеты, а может быть, по какой-то другой причине, но он обманул Аполлона. В гневе вернулся Аполлон домой и пронзил Корониду меткой стрелой. После смерти Корониды Аполлон отнес маленького Эскулапа к горе Пелион. Там он передал мальчика на воспитание мудрому кентавру Хирону, сказав ему: "Тебе, Хирон, самому мудрому из кентавров, передаю моего сына Эскулапа. Научи его всему, что ты знаешь сам. Дай ему больше знаний и мудрости, чтобы, подросши, он смог помогать людям и облегчать их страдания". 
   Остался Эскулап у Хирона. Вместе с другими его учениками он слушал дивные песни Хирона, в которых тот передавал свои знания. Эскулап не сводил глаз с мудрого учителя. Очень скоро он овладел знаниями о мире и божествах, о морях и горах, о лугах и цветах. Он узнал, какой травой нужно лечить от определенной болезни, научился перевязывать раны так, что они быстро заживали. Эскулап овладел всеми знаниями мудрого кентавра Хирона. Когда мальчик вырос, он стал известным врачевателем. Он не только лечил людей от разных болезней, но даже возвращал к жизни умерших. На всей Земле люди стали здоровыми и счастливыми. Никто уже не исчезал в мрачном царстве Аида. 
   Это повергло в большое беспокойство Аида - властителя подземного царства теней. Озабоченный, подперев голову руками, сидел он и с тоской смотрел на пустую ладью Харона. Давно уже тот не перевозил ни одну тень через реку Стикс в его мрачное подземное царство. 
"Ах, этот Эскулап! Если так будет продолжаться и дальше, скоро в моих владениях не останется ни одной тени",- подумал Аид. 
   С сокрушенным сердцем отправился он к своему брату - всемогущему Зевсу и со слезами на глазах взмолился: "Великий господин Неба и Земли! До каких пор ты будешь терпеть то, что нарушается установленный тобой порядок и закон в мире? До каких пор ты будешь терпеть то, что Эскулап просто грабит меня? Уже несколько лет он не только не пускает никого в мое царство, но даже отнимает у меня тех, кто по твоей воле переселился в мои владения!"    Нахмурился громовержец Зевс, услышав слова своего брата Аида. Встал он среди черных туч, нависших над Землей, и начал метать молнии в Эскулапа. Брал он эти молнии в кузнице Гефеста. И великий врач упал мертвым. Долгое время люди оплакивали Эскулапа. Они стали почитать его как бога-исцелителя, который помогает врачам лечить больных. Воздвигали в его честь святилища и, когда призывали Эскулапа на помощь, приносили ему жертвы. Святилище Эскулапа в Эпидавре всегда было полно людей: одни молили о помощи, другие высказывали ему благодарность за свое исцеление. Люди изображали Эскулапа с чашей в руках, вокруг которой обвивалась змея. Этот образ стал символом медицины и фармацевтики, и сейчас его можно встретить повсюду в мире на дверях аптек и медицинских учреждений. 
   Еще до того, как он был убит Зевсом, Эскулап попытался воскресить легендарного охотника Ориона, умершего на острове Хиос после укуса скорпиона. Но молнии Зевса прервали его жизнь, и он не успел осуществить свое благородное намерение. 
   Прошло время. Прошел и гнев Зевса. За помощь, которую Эскулап оказывал страдающим людям, Зевс превратил его в созвездие Змееносца и поместил на небе рядом с созвездием Скорпиона, но вдали от созвездия Ориона - на противоположной стороне неба. Этим Зевс навсегда лишил Эскулапа возможности быть рядом с Орионом и воскресить его. Когда созвездие Змееносца видно над горизонтом, созвездие Ориона не наблюдается. Таким образом, Эскулап не только находится вдали от Ориона, но даже лишен возможности его видеть.

Информация о работе Психологический портрет бога Аполлона