Программа занятия с детьми младшего школьного возраста

Автор: a************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:11, доклад

Описание работы

В современном мире все большее внимание уделяется развитию творческой, толерантной, коммуникативной личности, в котором дополнительное образование занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения.

Творческая деятельность ставит перед собой задачи по объединению практических действий ребенка с решением вопросов, возникающих в ее процессе, формированию интеллектуального напряжения и гармоничной эмоциональной сферы. Одним из таких видов деятельности является занятие с глиной. В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также это эффективный метод коррекционной работы с детьми с нарушением моторно-двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

программа для дополнительного образования.docx

— 544.70 Кб (Скачать)

Корчага – это глиняный сосуд больших  размеров, который использовали как  для хранения напитков, так и для  их приготовления, в том числе: нагревания воды, варки кваса и т.д. Корчага представляла собой нестройный, развалистый сосуд, в полбочонка, с широким горлышком и суженным днищем. Само слово «корчага» является относительно древним по происхождению: первые упоминания о ней встречаются в летописях под 997 годом, то есть вместе с первым упоминанием о варёном мёде. Старославянское слово «кърчага» родственно греческим «керамион», «керамос» (сосуд, ёмкость), но, скорее всего, произошло от тюркского «курчук», то есть бурдюк или сосуд.

Русские глиняные сосуды иной формы, чем корчага, носят  другие наименования: «молостов», «крынка», «горшок».  

Обжигание гончарных изделий производится в разных   печах: а) стоячих; б) лежачих, называемых закальными, и 3) горнах. В стоячих, или этажных, печах  обжигаются каменная посуда, фаянс, фарфор и пр.; в лежачих — обыкновенные простые  гончарные  изделия, не требующие сильной закалки, а в горнах — горшки. 

                              Глина - природный материал.

Глина - вторичный материал, образующийся в результате разрушения скальных пород  в процессе выветривания. Глину окрашивает камень-создатель и соли железа, алюминия и подобных полезных ископаемых, оказавшихся рядом. В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.

Природная красная глина. В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида глины позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

Белая глина. Ее месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Пористая  керамическая масса. Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет — от чисто белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно. Майолика — это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова. Название «майолика» происходит от острова Майорка, где ее впервые использовал скульптор Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические предмета торговли из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.

Природное особое свойство глины – это ее гигроскопичность (активно поглощает  воду), при смешивании с водой  глина меняет свою структуру, становится более гибкой и вязкой. Пластичность глины во многом зависит от размера  частиц, из которых она состоит.  (мелкозернистый материал высокого качества в природе встречаются редко). Присутствие же в глине тех  или иных примесей: песок, гранит и  их соотношение, в конечном счете, определяет ее качественные характеристики, такие  как пластичность, усадка, спекаемость, огнеупорность, упругость, механическая прочность, цвет, текстура.

Современные виды материала

Для удобства работы хорошо подходит самозатвердевающий пластик легкий плавающий DARWI-EXTRA LIGHT, так как он не требует обжига, изделие полностью высыхает за 24 часа, а окраску можно производить сразу на готовое изделие, что позволяет детям на занятие видеть готовую работу. Также хорошо подходит паста для моделирования серии «DAS» - она состоит из муки, глицерина и натуральных красителей, что позволяет работать с этим материалом даже самым маленьким детям. Также очень удобна в работе испанская паста для моделирования серии «Jovi». Готовые изделия хорошо покрываются бесцветным лаком, например, серия «смалто». Лак придает глянец и повышает прочность.

Роспись.

Для готовых  изделий, не требующих обжига, хорошо подходят краски для холодной росписи серии «керамик колор», акриловые краски, краски на водной основе серии «гамма».

Основные  приемы лепки.

  1. Скатывание (движением полусогнутых ладоней крест-накрест скатывается шарик);
  2. Раскатывание (ладони соединяются лодочкой и с поочередным движением происходит сплющивание раскатываемого кусочка);
  3. Вдавливание;
  4. Прищипывание;
  5. Оттягивание.

На занятиях по лепке с детьми возникают определенные трудности, но их можно избежать.

Материал  должен быть белого или красного цвета, так как дети любят яркие цвета. Необходимо показывать обожженное и раскрашенное изделие, а привыкнуть к материалу поможет игра в лепку лепешек и бусинок.  С неправильным положением рук помогает прием скатывания глины в шар в руках или на столе. В работе должны участвовать пальцы, а не середина ладони и не нужно стремиться увеличивать расстояние проката изделия вперед. Детям сложно делить глину на равновеликие части, а это важно при лепке парных частей (рук, ног, лап. ушей и т.д.), значит нужно попрактиковаться в отщипывании глины на равные кусочки.

Главная проблема – плохое соединение. Отработку  правильной насечки  и промазывание шликером при соединении деталей нужно повторить многократно и объяснять этот процесс, как необходимое склеивание глины. Также дети не любят процесса сглаживания готового изделия. Глина, выглаженная руками, отполируется, как зеркало, если постараться, но у детей не хватает терпения (спешат закончить), а значит нужно им помочь в ликвидации появившихся трещин на изделии и избежать шероховатой поверхности, если она не красит выполненную работу. Ребенку хочется сразу видеть результат своей работы, а процесс сушки длительный. Важно объяснить, что ускорив процесс, можно только навредить или испортить игрушку… ей необходимо «вылежаться», чтоб стать красивой или работать со специальным материалом. Задания по лепке должны быть не трудоемкими и интересными.

История глиняной игрушки.

Особое  место среди изделий из глины  занимают игрушки. Глиняные игрушки  на Руси известны с глубокой древности (самые ранние игрушки в Х—ХI вв были найдены на территории древних  русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа), когда наши далёкие предки поклонялись языческим  богам. Особым почитанием пользовались богиня домашнего очага Рожаница, которую изображали крепкой и  здоровой женщиной, и бог Солнца Ярило – двух или трёхглавым конём, с символом солнца на груди (круг с лучами). Поклонение божественным силам природы было связано с пожеланием благополучия и хорошего урожая. Нужного бога лепили из глины, а чтобы боги поняли, чего от них хотят, рядом с ними изображали то, о чём просят. Поэтому Рожаницу лепили с домашними животными, а если молили её о ребёнке, то делали фигурку с младенцем на руках. Любимым образом была и птица Сирин, которая воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. На смену языческой вере пришло христианство, но по традиции женщины продолжали лепить из глины фигурки языческих богов а, чтоб церковь не запретила этого делать, их стали называть игрушками.

С потерей  первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и  их облик. Так, например, в ХХ столетии богиня Рожаница стала барыней с  зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской. Птица Сирин превратилась в райскую птицу, божью посланницу. Сюжеты игрушек того времени: кони, медведи, птицы-свистульки и др. животные, а также мужские и женские  фигурки. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись  и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось  заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать  их занимательнее, не отступая от принятых норм. В дореволюционной России сложилось  несколько промысловых центров  изготовления игрушек и многие из них, к счастью, сохранились. Так, в  Архангельской области славятся каргопольские игрушки, в Кировской  — дымковские, в Тульской — филимоновские, в Калужской – хлудневские  и т. д. Все они имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и местными традициями, где зарождался промысел.

Дымковская  глиняная игрушка.

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка".

Для её производства используется местная  красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

Раньше  игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее  распространённые сюжеты: няньки с  детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Каргопольская игрушка.

Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения.  В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Абашевская  игрушка.

Абашевская  игрушка — художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Абашевская игрушка — свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, и.ногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Информация о работе Программа занятия с детьми младшего школьного возраста