Программа занятия с детьми младшего школьного возраста

Автор: a************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:11, доклад

Описание работы

В современном мире все большее внимание уделяется развитию творческой, толерантной, коммуникативной личности, в котором дополнительное образование занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения.

Творческая деятельность ставит перед собой задачи по объединению практических действий ребенка с решением вопросов, возникающих в ее процессе, формированию интеллектуального напряжения и гармоничной эмоциональной сферы. Одним из таких видов деятельности является занятие с глиной. В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также это эффективный метод коррекционной работы с детьми с нарушением моторно-двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

программа для дополнительного образования.docx

— 544.70 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Культуры и Искусств 

Психолого-педагогический факультет 
 
 

Программа занятия с детьми младшего школьного  возраста

«Народная  глиняная игрушка».   
 

                                                                 Выполнила:

                                                                            студентка 5 курса

                                                                                группа 547 заочная

                                                                Алова Е.А.

                                                                   Проверила:

                                                                                                               ст. преподаватель

                                                        ППФ СПБГУКИ

                                                                         Чумерина И.А. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург,2010 г.

   В современном мире все большее  внимание уделяется развитию  творческой, толерантной, коммуникативной  личности, в котором дополнительное образование занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения.

  Творческая деятельность ставит перед собой задачи по объединению практических действий ребенка с решением вопросов, возникающих в ее процессе, формированию интеллектуального напряжения и гармоничной эмоциональной сферы. Одним из таких видов деятельности является занятие с глиной. В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также это эффективный метод коррекционной работы с детьми с нарушением моторно-двигательной активности.

  «Пальцы помогают говорить», - писала автор метода коррекционной работы Дубина Т.А., так как лепка формирует за счет мелко-моторных движений объемно-когнитивное познание окружающей действительности,   способствует образованию новых ассоциативных связей. Детям нравится работать с таким материалом как глина, которая позволяет в познавательно-игровой деятельности получить незабываемые впечатления.

 Лепка  позволяет не только проработать  общепознавательные вопросы, но  и приобщить детей к нравственным общечеловеческим ценностям – народному творчеству. В данной программе реализация этого направления происходит посредством народной глиняной игрушки. Глиняная игрушка – фигурка, вылепленная руками, без специальных приспособлений. Ее лепили до повсеместного изготовления бытовых керамических изделий и появления гончарного круга.

Как любое  народное изделие она обладала утилитарном  характером: задабривание духов-охранителей  человека, приумножение посевов, отсутствие падежа скота и т.д. В глиняной игрушке не только  отражались древние  верования, но и выражалась психологические и художественные представления самих авторов.  

Цели  программы:

- воспитание всесторонне развитой личности

  - знакомство с традиционной культурой

- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности

  - развитие цветового и эстетического восприятия

- приобщение к художественной лепке на основе народных традиций

Задачи  программы:

- формирование толерантного отношения к народной культуре

- экологическое воспитание, бережное отношение к природе

- формирование навыков и умений при работе с природным материалом

закрепление физических способностей мелкой моторики

- развитие нравственных качеств личности

Результативность:

В ходе групповых занятий ребенок сможет:

распознавать  виды народной глиняной игрушки, различить  и назвать виды работы с глиной; освоит приемы лепки; научиться распознавать средства художественной выразительности  народного мастера; обучиться навыкам  по росписи керамики; сможет самостоятельно лепить декоративные изделия.

Материалы:

В ходе занятий может быть использована природная глина разного природного и пластичного происхождения. Так же может быть использована пласт-глина или самозатвердевающая глина. Необходимы бытовая печь, деревянные стеки, краски по керамике, емкость для воды, губка, кисти, доска. В ходе лекционной части используются видеоматериалы, учебная литература,  экскурсионные поездки.

При составлении  данной программы была использована научная литература: Елисеева Г. Г. «Глиняная игрушка. Художественный буклет»;  Дурасов Г.П., «Каргопольская глиняная игрушка»; Кулешов А. Г. «Русская глиняная игрушка как вид народного искусства: истоки и типология»; Богуславский И.Я. «Дымковская игрушка»; Лыкова И. А. «Едем - гудим. Сюжетная лепка»;  Халезова Н.Б. « Народная пластика и декоративная лепка». Также были использованы видео материалы с мастер-классами.

Целевая аудитория и ход занятий:

Данная  программа рассчитана на работу с  детьми младшего школьного возраста 7 – 9 лет. Занятия проводятся в досуговых или этнокультурных центрах. Предпочтительно в период летних каникул.

Обучение  по программе «Народная глиняная игрушка» основано на повторение и  закрепление пройденного материала,  получение новых знаний, практической части, обсуждение в группе выполненных  работ. 
 
 

Ход занятий:

Исходя, из поставленных задач программа  проводится в виде мастер-классов  разбитых на тематические поэтапные  уроки.

Поурочный план занятий по глиняной игрушке
Тема  занятия Материал Результаты Часы
Вводные уроки
Гончарное ремесло на лекция изучение истории  гончарного  
Руси экскурсия ремесла  
  в деревню изучение видов  обжига  
  "Мандроги" мастер-класс  в "Школе ремесел" дер. целый
  с родителями Мандроги день
    работа на гончарном  круге  
    установление  связи природа -  
    народное творчество  
"Глина  - природный материал" лекционный ознакомление  с видами глины  
  материал изучение приемов  работы  
  природный изучение изделий  керамического 45 мин
  Материал народного творчества  
    обсуждение  пройденного материала  
    постановка  задач для дальнейшей  
    работы  
    получение тактильного  опыта при  
    работе с  разными видами глины  
Виды  современных материалов Производственный материал ознакомлением с полимерной глиной  
    ознакомление  с самоотвердевающим  
    пластиком 45 мин
    способы работы  
    изучение видов  красок  
    практическая  работа  
Практическая часть:  лепка
"Дымковская  игрушка" видео ознакомление  с видами игрушек  
дымковский петушок материал изучение истории  дымковской  
  мастер- игрушки 45 мин
  класс изучение характерных  особенностей  
    практическая  часть - изготовление  
"Каргопольская  игрушка"     45 мин
каргопольская лошадка      
"Абашевская  игрушка"     45 мин
абашевская  свистулька      
"Филимоновская  игрушка"     45 мин
филимоновская барыня      
       
       
Заключительная часть
Выставка  работ   оценка и  анализ проделанной работы  
    организация выставки работ  
    вручение призов  
    организация творческого  вечера  
    для детей и  родителей  
 

Пример  занятия:

«Дымковский петушок» 

Цели: научить передавать в лепке характерные особенности дымковских фигурок. Лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого; сравнивать свою работу с образцом дымковской игрушки; использовать стеки и доску, изучить приемы росписи.

Содержание: рассматривание различных фигурок дымковских животных, сравнение по признакам, вычленение главных и второстепенных деталей. Подробное объяснение учителя правил выполнения фигурки. В процессе лепки стараться придерживаться пропорций фигурок. Выполнение работ по лепке мелких деталей. Роспись изделия.

Итог: дети сравнивают свои работы с образцом, стараются определить самую похожую игрушку. Происходит обсуждение, что по мнению ребят наиболее характерно для дымковской игрушки, какую фигурку они бы хотели вылепить еще и почему.

Программа включает в себя теоретическую и  практическую части. При планировании занятий по изготовлению глиняных игрушек  включается в программу экскурсии  на выставки декоративно-прикладного творчества, посещение школы ремесел по ознакомлению с гончарным делом, выезды на природу, знакомство с мастерами.

Каждое  занятие состоит из образовательных  и развивающих целей, а также  содержательной части. В процессе урока  дети учатся распознавать характерные  особенности различных видов  народной игрушки, развивают мелкую моторику, тренируют пространственно-объемное воображение и произвольное внимание.

Содержательная  часть занятия основана на подробном  объяснении учителя правил выполнения и изготовления глиняной игрушки, рассмотрение видов фигурок на примере готовых  изделий, процессе лепки и росписи.

Заключительная  часть программы основана на выставке детских работ, вручение наград. Проведение народного творческого вечера для  детей и родителей, в котором  дети познакомятся с народными ансамблями и народными инструментами. Также  данная программа может быть интегрирована  в фольклорный детский театр  или использована для коррекционной  педагогики.  

Лекционный  материал

Гончарное ремесло на Руси.

Приготовление горшков из глины было известно в  древности, когда познакомились  со свойствами глины — материала, имеющегося почти везде под рукою, удобного по своей пластичности для выделки и представляющего после обжига крепость камня.  Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом.

Гончарное дело было одним из самых распространенных ремесел на Руси. Гончар – вторая по значимости профессия в деревне. Гончарное дело в славянских землях имеет древние корни. Из века в век оно приобретало новую технику и превращалось в ремесло. Историю гончарного дела можно разделить на две части; границей между ними является изобретение гончарного круга. Посуда первого периода называется лепной, второго — гончарной, т.е. формованной на круге, в знакомом для нас виде. Гончар работал, сидя верхом на скамейке с кругом. Круг вращался слева направо, мастер работал левой рукой, а правой формировал глину. 

У славянских народов гончарное ремесло тоже берет свое начало с доисторических времен. Первые сосуды, появляются, к примеру, в Волго-Омском междуречье около 7′000 лет назад, во второй четверти I тыс. в Поволжье зафиксировано использование гончарного круга.

Слова «посуда» еще не было в Древней  Руси. То, из чего можно было есть, называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Очень часто, например, в Домострое, слово «сосуд»  употребляется как общее слово  для названия столовой посуды. Первый раз слово «посуда» встречается  в России в XVII веке.

Овальные  горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья  или варки) пищи. Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлебок, кпячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой.

Горшки  в семье берегли, обращались с  ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали  загадку: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал». Учитывая ту большую роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах. Например, битьё горшков в помещении, где проводили первую брачную ночь молодые, должно было символизировать перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчиной и женщиной. В народных поверьях горшок выступал как оберег, сосуд, в котором могла накапливаться волшебная сила.

Информация о работе Программа занятия с детьми младшего школьного возраста