Проблема вертикали в готических храмах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Готика - (франц. Gothique - исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr) - исторический архитектурно-художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв.
С начала 19 века, когда для искусства был принят термин - романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Содержание

Введение. 3 стр.
Архитектурная конструкция готического храма. 5стр.
Французские соборы:
А) ранняя готика 7 стр.
Б) высокая готика 10 стр.
В) поздняя готика 16 стр.
Заключение 17 стр.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История культуры и искусства..проблема вертикали.курсовая.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    Несмотря  на то, что своды Шартрского собора больше по высоте, чем даже в Нотр-Дам-де-Пари, они не кажутся ни слишком огромными, ни слишком легковесными, но производят впечатление массивных и чрезвычайно мощных. Максимальная толщина шартрской колонны - 3,7 метров. В то же время интерьер собора в Шартре не лишен изящества: восьмигранные колонны в центральном нефе чередуются с круглыми; к круглым колоннам примыкают восьмигранные пилястры, а к восьмигранным - напротив, круглые. Поскольку это чередование сохраняется и в пучках пилястров, поддерживающих своды, то весь зал центрального нефа радует глаз своим утонченным ненавязчивым ритмом.

    Южная башня  этого собора ближе всего к  основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра.

    Собор в Шартре задал высокий стандарт готической архитектуры - стандарт, превзойти который, казалось, было невозможно. И в то же время готическая архитектура еще далеко не достигла вершины своего развития: соперничать с шартрским собором было трудно только по причине его роскоши и дороговизны. В результате бросить вызов Шартру можно было лишь одним способом: реставрировать собор в Реймсе. 
 
 

    Высокая готика 

    Церковь Нотр-Дам в Реймсе, место коронации французских монархов. Раскопками выявлена крипта обширного сооружения 9 в., которое имело большую башню на западном фасаде и реконструировалось в период ранней готики. После пожара 1210 здание было заменено новым. Строительство по новому плану Жана д'Орбе было начато в 1211. В 1231–1237 его продолжал Жан ле Лу, в 1247–1255 Гоше Реймский руководил строительством нефов, а между 1255 и 1285 Бернар Суассонский завершил западный фасад. Робер из Куси, которого раньше считали главным строителем собора, в действительности был занят возведением башен в 14 веке.

    Реймсский собор – классический образец  архитектуры высокой готики в  период ее наивысшего расцвета. Удлиненное алтарное пространство окружает галерея  деамбулатория с пятью радиально  расходящимися капеллами (венцом капелл). Трансепт короткий, но имеет собственные боковые нефы; в продольной части храма главный неф, насчитывающий 10 травей (пролетов крестового свода), фланкирован боковыми, по одному с каждой стороны. Вопреки установившейся традиции, первоначальный план не нарушен добавлением капелл, предназначавшихся для гильдий или особых обрядов. Замысел Реймсского собора основывается на том, что уже было достигнуто в архитектуре Шартрского собора, но он больше (длина 138 м), торжественнее и строже, перекрыт более массивными сводами, достигающими полуметровой толщины. В планировке представлена типичная для готики система, при которой квадратной в плане травее бокового нефа соответствует прямоугольная травея главного нефа, обе – с четырехчастными крестовыми сводами. Высокий свод, достигающий в вершине 38 м, несут эффектно сгруппированные ряды аркбутанов, которые впервые применены в столь монументальных формах. После 1919 деревянная стропильная кровля, горевшая в 1481 и в 1914, была заменена железобетонной каркасной конструкцией. Другие повреждения были успешно отреставрированы, за исключением витражей. Лишь верхние части прославленных средневековых окон главного нефа уцелели в пожаре 1914, и их цветные стекла были соединены заново в меньшем по числу, но зато полностью восстановленном ряду окон. По первоначальному замыслу собор должны были украшать шесть башен со шпилями. Шпили так и не были построены, но удалось завершить две башни западного фасада. Именно в этой части здания сосредоточены наиболее значительные из украшающих храм скульптур, общее число которых достигает 2000. О том, насколько значительным было влияние собора Шартра, можно судить хотя бы по тому факту, что строители нового собора в Реймсе нарушили некоторые местные архитектурные традиции.

    Но  с другой стороны, в этом соборе присутствуют и другие весьма эффектные мотивы, позволяющие говорить об определенном превосходстве этого собора над шартрским. Например, вместо изысканных окон-роз, украшающих верхний ярус центрального нефа в Шартре, в Реймсе применена ажурная каменная работа, которая с тех пор заняла чрезвычайно важное место в готической архитектуре.

    Реймский  зодчий отступил от шартрского образца  также в конструкции хора, значительно упростив ее: в Шартре в новый хор была встроена крипта прежнего здания собора, тогда как в Реймсе такой необходимости не было. В результате реймский хор приобрел довольно монументальные внешние очертания, но был украшен значительно пышнее. Над венцом капелл расположилась высокая стрельчатая аркада, а контрфорсы были увенчаны массивными табернаклями с огромными рельефными изображениями ангелов. Моделью здесь снова послужил шартрский собор, где между мощными контрфорсами центрального нефа размещены ниши со статуями; однако в Шартре эти ниши слишком малы и не могут замаскировать истинную структурную функцию контрфорсов.

    Там, где шартрский зодчий дает лишь технические  решения, реймский демонстрирует изобретательность в области декоративных мотивов.

    Попытка реймсских зодчих превзойти Шартр в конце концов осталась незавершенной, так как затраты на дальнейшее усовершенствование собора оказались чересчур велики. Будущее архитектуры определилось не роскошью и великолепием соборов в Шартре и Реймсе (хотя мотивы, использованные в декоре этих зданий, уже вошли в общий репертуар готического стиля), а более элегантной в своей простоте и менее дорогостоящей суасонской моделью, которой были многим обязаны, в свою очередь, соборы Шартра и Реймса.

    Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м). Главная его часть построена в 1218–1279 по проекту Робера де Люзарш и его преемников Тома и Рено де Кормон. Между 1373 и 1549 в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания. Собор Нотр-Дам в Амьене является одним из наиболее смелых, изящных и гармоничных архитектурных решений готической церкви. На западном фасаде здания находятся три скульптурных портала; центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа. Главный неф (высота 42,5 м, ширина 14,3 м) представляет собой трехъярусную структуру: в среднем ярусе за аркадой трифория находится узкая галерея. Начиная с 1292, боковые нефы стали расширяться благодаря пристройке капелл. Восточная часть короткого, но широкого трансепта и просторный хор освещаются через окна трифория. В обходную галерею хора открываются пять капелл. Внутреннее пространство Амьенского собора, высокое и просторное, кажется одновременно изысканным и строгим, величественным и уютным. Итак, первый автор проекта собора в Амьене даже не пытался сравняться с грандиозным великолепием Шартра и Реймса. Пожар в старом соборе Амьена, освященном в 1152 году, послужил поводом для строительства совершенно нового здания, которое началось в 1220 году при епископе Эвраре де Фуийю. Первым архитектором и главным строителем нового собора в Амьене был Робер из Люзарша;  затем ему на смену пришли Тома де Кормон и его сын Рене, в 1288 году завершивший создание первого лабиринта на полу собора, от которого до наших дней дошла только копия. Этот лабиринт был призван напоминать людям о лицах, сыгравших самую важную роль в истории здания, и о самых важных датах этой истории. Череда блестящих художественных достижений, воплотившихся в архитектуре Амьенского собора, началась, по-видимому, с точного строительного плана, предопределившего увеличение масштабов здания: ведь весь прежний собор по размерам не превышал нового центрального нефа. К востоку от бывшего собора, там, где предстояло расположиться новому хору, возвышалась городская стена, к западу стоял госпиталь Святого Иоанна, а на месте будущего северного трансепта - церковь Сен-Фирмен. Таким образом, когда закладывался фундамент нового здания, строители еще не располагали достаточным по величине участком земли; более того, территория, на которой предстояло разместиться собору, еще не принадлежала его заказчику.

      Такая ситуация возникала в истории средневекового строительства не впервые, но необычным было то, что амьенские мастера начали возводить здание с середины - точнее, с южного трансепта, в надежде на то, что в каком-то неопределенном будущем к нему удастся пристроить главный фасад, хор и северный трансепт. Тем не менее, все это гигантское сооружение было создано за сравнительно короткое время - с 1200 по 1288 год. Из-за столь быстрого хода работ в течение нескольких лет оставалось неясным, в каком направлении будет развиваться строительство, - в основном потому, что создатели собора ориентировались на противопоставление между декором центрального нефа и хора. Такое противопоставление явилось результатом предварительного единого плана, предполагавшего оформление этих частей здания в разных стилях.

    И только благодаря четкости и точности этого плана, а также постоянной работе над рационализацией строительных методов Робберу удалось возвести в Амьене храм, превзошедший по величине даже шартрский и реймский соборы. Ключевую роль сыграло здесь решение зодчего отказаться от обычной установки крупных каменных блоков друг на друга. В качестве модели он избрал не реймсские и шартрские массивные опорные столбы, а более изящные колонны собора в Суасоне, совершенно адекватные замыслу собора в Амьене не только с декоративной, но и со структурной точки зрения. И в то же время из Шартра была заимствована система четырех тонких колонн, окружающих опорный столб. Проигрывая реймсским и шартрским колоннам в толщине, амьенские опоры превосходят их по высоте; в результате общая сумма затрат на их возведение почти не отличалась от стандартной для того времени. Что касается конструкции хора, то зодчие Амьена даже отказались от задней стены трифория (которая прежде считалась обязательным элементом), благодаря чему этот ярус, темный в других храмах, стал здесь ярко освещенным и зрительно объединился с великолепным ажурным декором верхних окон центрального нефа.

    Аркада  и ярус с верхними окнами центрального нефа в Амьене не равны друг другу по высоте, как это было в Суасоне, Шартре и Реймсе. Высота аркады равняется здесь совокупной высоте трифория и верхних окон нефа. В результате посетителю, входящему в собор через западный портал, сразу же бросаются в глаза четко очерченные изломы стрельчатых арок. Стены центрального нефа, поддерживаемые изящными колоннами, над аркадами разделены на ярусы рельефно вылепленными поясками с лиственным орнаментом и, кажется, устремлены в недостижимую высоту. В то же время хор из-за длинного, единообразного, похожего на туннель центрального нефа отступает вдаль; поэтому интерьер собора в Амьене производит самое эффектное впечатление, если рассматривать его со стороны главного портала. Эту особенность можно причислить к самым выдающимся достижениям амьенских зодчих, так как строительные работы начались, как уже говорилось, с южного трансепта, а вовсе не от западного фасада.

    В марте 1918 собор сильно пострадал  от обстрела немецкой артиллерии, позже он был восстановлен, а во время Второй мировой войны, к счастью, потерпел лишь незначительный урон.

    Высотой центрального нефа храм в Бове (1247-1272) превзошел Амьенский собор. Архитекторам удалось поднять своды на 47,5 м, предельно развеществить стену, превратить её в гигантскую светящуюся решетку. Но это уже было пределом. Через двенадцать лет после окончания строительства своды собора рухнули. И дальнейшие реставрации не увенчались успехом.  
 
 

    Поздняя готика. 

      Нантский собор был начат в 1434 году. Высота здания -63 метра длина нефа 103 метра высота нефа под сводами 37,5 метров Он был полностью перепланирован в эпоху поздней готики, однако реконструировать его в этот период удалось лишь наполовину. В 15 веке Нант все отчетливее принимал на себя функции столицы Бретани, и возникла необходимость воздвигнуть здесь большой храм, который соответствовал  бы статусу этого города. В 1434 году герцог и епископ вместе заложили первый камень в основание нового собора. Строительные работы начались с двух башенного западного фасада, который, как и центральный неф (за исключением сводов) был завершен в 1498 году. Однако затем работы надолго приостановились. Только в 17 веке центральный неф был перекрыт готическими сводами, тогда же возвели южный рукав трансепта. И лишь в период с 1835-1891 год, в эпоху расцвета неоготики, здесь, наконец, возвели хор с деамбулаторием и венцом из пяти капелл, созданным по новому проекту. В стилистическом отношении это здание можно считать типичным образцом поздней готики. Поверхность несущих конструкций расчленена по вертикали нитевидными торусами и выступами, которые, чередуясь с узкими каветто, смело устремляются ввысь, к крыльям арок и сводам не прерываясь горизонтальными линиями. В соответствии с композиционными принципами поздней готики опорные столбы, софиты аркадных арок и опоры сводов сливаются в сплошные  единообразные массы. Тем не менее, архитектор мастерски отделил друг от друга пролеты, в духе готики 13 века превратив своды и опорные столбы в каркасную структуру, которая благодаря своей отчетливой и согласованной трехмерности кажется практически независимой от стен.

    Заключение. 

    В этой курсовой работе были представлены данные о строительстве храмов, их особенностях, отличиях от других. В заключении можно представить обобщающую таблицу с цифрами, подтверждающую то, что храмы становились выше с течением лет.

Название  храма. (м) Высота. (м) Длина. (м) Ширина. (м) Высота центрального нефа. (м)
Собор Парижской  Богоматери

(1163-1345)

69 130 48 35
Шартрский собор 

(1194-1225)

Не удалось найти  данные. =//=//=//=//= =//=//=//=//= 37,25
Реймсский собор

(1211-)

Не удалось найти  данные. 138 Не удалось найти  данные. 38
Амьенский собор 

(1218-1243)

Не удалось найти  данные. 145 Не удалось найти  данные 42,5
Храм в Бове (1247-1272) Не удалось найти  данные. =//=//=//=//= =//=//=//=//= 47,5
Нантский  собор

(1434-1891)

63 103 Не удалось найти  данные. 37,5
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Муратова К.М. «Мастера французской готики 12-13 вв.». Москва. «Искусство» 1988г.
  2. Гуревич А.Я. «Средневековье как тип культуры//Антропология культуры». Москва. «ОГИ» 2002г.
  3. Петрусевич Н.Б «Искусство Франции 15-16 веков»1973 г
  4. Тяжелов В.Н. «Малая история искусств. Искусство средних веков в западной и центральной Европе». Москва. «Искусство» 1981г.
  5. Ротенберг Е.И. «Искусство готической эпохи. Система художественных видов». Москва. «Искусство» 2001г.

Информация о работе Проблема вертикали в готических храмах