Проблема вертикали в готических храмах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Готика - (франц. Gothique - исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr) - исторический архитектурно-художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв.
С начала 19 века, когда для искусства был принят термин - романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Содержание

Введение. 3 стр.
Архитектурная конструкция готического храма. 5стр.
Французские соборы:
А) ранняя готика 7 стр.
Б) высокая готика 10 стр.
В) поздняя готика 16 стр.
Заключение 17 стр.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История культуры и искусства..проблема вертикали.курсовая.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение профессионального  образования

Костромской государственный  технологический  университет 
 
 

Кафедра технологии и материаловедения швейного производства. 

Секция «Графический дизайн». 
 
 

Допущено  к защите                                         Защищено студенткой

………………...2011г.                                          ……..….………….2011г. 
 
 
 

Отчет

По курсовой работе по истории культуры и искусств. 
 
 

Тема:

Проблема  вертикали в готическом соборе. 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                    

                                                                                     Исполнитель:

                                                                                     Копылова Х.О.

                                                                                     Группа: 10-ТД-6(б)

                                                                                      Руководитель:

                                                                                      Румянцева О.В. 

                          
 

г. Кострома

2011

Содержание. 
 

  1. Введение.                                                                                  3 стр.
  2. Архитектурная конструкция готического храма.                     5стр.
  3. Французские соборы:

         А) ранняя готика                                                                 7 стр.

         Б) высокая готика                                                              10 стр.

         В) поздняя готика                                                              16 стр.

  1. Заключение                                                                            17 стр.
  2. Список использованной литературы                                    18 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Готика - (франц. Gothique - исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr) - исторический архитектурно-художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв.

    С начала 19 века, когда для искусства был принят термин - романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Начало истории  готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де-Франс, маленьком «островке» на севере Франции с центром в Париже. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени к северу от Парижа. Строившийся храм должен был превзойти все дотоле известное, противостоять Риму и клюнийскому монастырю. Амбулаторий (проход для шествий вокруг алтаря), неф (вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов) и трансепт (поперечный неф) церкви Сен-Дени представляют собой ранний памятник архитектуры готического стиля.

    Готический  стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства  Западной Европы. Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима,  и  христианского мировоззрения. Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало образования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере формирования общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы.

    Готическая  архитектура стала новой ступенью в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единой системе.

    Архитектура была ведущим видом готического искусства, наиболее законченно выразившим его принципы и подчинявшим себе другие его виды. Главные архитектурные устремления эпохи воплотились в формах готического собора. Храмы строились по трем принципам вертикаль, пространство и свет. На одном из этих принципов (вертикали) нужно остановиться и рассмотреть подробнее. Человечеству свойственно строить высотные объекты. С древних времен и до сегодняшних дней. Пирамиды, храмы, стелы, небоскребы все они устремлены в небо. Пирамиды и соборы в этом плане роднит цель, с которой они строились. И для египтян и для французов была очень важна их религия. Им казалось, что строя высокие храмы и пирамиды, они прокладывают себе дорогу к богу, становятся ближе к нему.

    Хотелось  бы проследить эту доминирующую особенность готических храмов – стремление к вертикали на примере Французской готики.

 
 
 
 
 
 

Архитектурная конструкция готического храма. 

    Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Сущность готики в единстве противоположностей. Балансирование на грани двух контрастных сфер придало готическому искусству особую остроту захватывающую пронзительность.

    Важнейшим достижением готической архитектуры  стало выделение в здании строительного  каркаса. Основу готической конструкции  составлял крестовый нервюрный  свод. Обычай подчеркивать ребра свода выступающими рядами камней, а также применение арок для поддержания сводов были известны задолго до готической поры. Не были новшествами и другие части готической конструкции, но, сведенные воедино, они получили совершенно новое звучание, оказались пронизанными внутренней строительной логикой.

    В готике изменилась система кладки ребристого свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Четыре опоры первоначально соединяли щековыми арками, затем перебрасывали две диагональные арки – оживы. Эта конструкция составляла скелет будущего свода. Образующие свод арки получили название нервюр. Они были призваны нести и скреплять распалубки, которые выкладывали из облегченных плит камня.

    Нервюрный свод выгодно отличался от массивного романского еще и тем, что точки приложения сил тяжести и распора становились предельно ясными для строителей. Важным нововведением готической архитектуры стало последовательное использование стрельчатых арок в качестве сначала торцовых, а затем и диагональных нервюр. Они обладали меньшим распором, главное давление было направлено вниз, на опору. Устои, а не стена стали рабочей частью готической архитектуры. Для того чтобы снять возникавшие нагрузки, боковой распор сводов гасили за счет самостоятельного элемента конструкции, вынесенного за пределы наружных стен, - подпорного ступенчатого столба, контрфорса. В зданиях с базиликальным разрезом, где средний неф был выше боковых и между наружной стеной бокового нефа и поднятой частью центрального существовал пространственный разрыв, становилось необходимым применение специальной соединительной арки -  аркбутана, которая перебрасывалась от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Помимо бокового распора сводов готические соборы испытывали давление арочных конструкций, расположенных по продольной оси. В погашении их распора определенную роль играли башни при входе и опоры средокрестия, кладка которых была массивнее остальных. Выделение строительного каркаса и изменение роли стены (она превращалась в заполняющий и ограничивающий элемент здания) открывали возможность для создания значительных проемов, что облегчало архитектуру, давало ей возможность стремительно расти вверх.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Французские соборы.

    Ранняя  готика. 

    Нотр-Дам  де Пари (Notre-Dame de Paris), памятник ранней французской готики, ставший образцом для многих церквей Франции и др. стран. Собор расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

    В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

    Высота  собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м. Его строительство началось в 1163. Историки расходятся во мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и  величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи. В этом соборе использовались однотипные пилоны, поскольку чередующиеся пилоны ослабляют впечатление пространственной динамики.  

    Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

    В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

    В конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

    В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века, статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены  или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в «Храм Разума», а позднее он использовался как винный склад.

    Собор был возвращён церкви и вновь  освящён в 1802 году, при Наполеоне.

    Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора  Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

    Нотр-Дам  де Шартр, был возведен в кратчайшие строки – всего за 31 год (1194-1225). Освящен в 1260 году. Стал первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии, является одним из лучших образцов "чистой" готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название "Акрополя Франции". Возведенный храм стал не только самым большим из готических соборов того времени, но и самым величественным - во всем, вплоть до мельчайших деталей.

    Ширина  главного нефа в Шартре равна 16 метрам 40 сантиметрам, высота - 37 метрам 25 сантиметрам около фасада, 36 метрам 55 сантиметрам в трансепте. Всего же в соборе три нефа. Апсида Шартрского собора заканчивается двумя обходными галереями и тремя полукруглыми капеллами, между которыми находятся небольшие выступы, освещенные двумя окнами.

Информация о работе Проблема вертикали в готических храмах