Постмодернизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:36, реферат

Описание работы

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве.

Работа содержит 1 файл

Постмодернизм.docx

— 39.06 Кб (Скачать)

Массовая  культура, поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди  широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в  себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено  ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими  жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура»  получил широкое распространение  благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.  Массовая культура нередко противопоставляется традиционной.

В начале XX в. массовое общество и сопряженная  с ним массовая культура стали  предметом исследований виднейших  ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная  ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), Питирима Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и  других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного  труда:    «Мильтон, написавший „Потерянный рай“ и получивший за него 5 ф. ст., был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шелк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал свое произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке своего издателя книги… является производительным работником, так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала»[1].

Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал  Питирим Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для  развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей  красоты, принуждает художников подчиняться  их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации»[2]. В начале XXI века современные исследователи  констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших  самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области  знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию»[3].

Отношение науки к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство  «упадком сущности искусства»[4], а Жан  Бодрияр говорил, что все сферы  современного искусства «входят  в трансэстетическую сферу симуляции»[5], то эти концепции были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной  культур качественного оценочного смысла[6] Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорит о его  дегуманизации[7]. В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» массового искусства — процесс  закономерный.

Информация о работе Постмодернизм