Особенности режиссуры в факте и документе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

В работе над сценарием театрализованного представления и праздника документ и факт имеет огромное значение, он, как правило, является основой будущего сценического действа. В дальнейшем в курсовой работе мы рассмотрим этапы работы с документальным и фактическим материалом, исследует проблемы их использования, и сделаем соответствующие выводы.

Работа содержит 1 файл

Доклад кусочки.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

  1. Введение

  В работе над сценарием театрализованного представления и праздника документ и факт имеет огромное значение, он, как правило, является основой будущего сценического действа. В дальнейшем в курсовой работе мы рассмотрим  этапы работы с документальным и фактическим материалом, исследует проблемы их использования, и сделаем соответствующие выводы.

  Понятие «факт» предлагает объект предмет, который его данности всегда согласуется с переживаниями субъекта, поэтому в процессе исследования при установлении фактов стараются исключать по возможности субъект с его не совершенством и заменить его аппаратом инструментов.

   Одно из распространенных определений документа это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами позволяющая ее идентифицировать.

  При исследовании и анализе данной темы определим следующее:

    1. Теоретические задачи

  А) Проанализировать генезис особенности документа и факта в театрализованном представлении и празднике.

  Б) Изучить и выяснить значение документа и факта в театрализованном представлении.

  В) Изучить роль и место документов и фактов в театрализованном представлении.

  Г) Определить актуальность и значение документа и факта в современных театрализованных представлениях и массовых праздниках.

  Д) Определение различий документа и факта, изучение их особенностей в театрализованных представлениях и праздниках.

  Е) Роль и функции документа и факта в театрализованных представлениях и праздниках.

    1. Объект, предмет исследования.

А) Объект исследования документального и фактического материала

Б) Предмет исследования Документ и Факт.

    1. Гипотеза исследования

В процессе формирования сценария и постановке режиссуры театрализованных представлений и праздников следует исходить из документальных и фактических аспектов.

1.4. Методы исследования 

А) Теоретический анализ литературы.

Б) Исследование определений документа и факта.

В) Исторический экскурс применения документа и факта в театрализованных представлениях и праздниках.

Г) Особенности использования документа и факта в сценарии и режиссуре театрализованных представлений и праздниках.

1.5. Обзор литературы

 Генкин Д.М. Массовые праздники. Учеб. Пособие для студентов ин-ов культуры М. Просвещение 1975. – 140 с.

  «Использовать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых праздников – это значит прежде всего изучить и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслимый любой праздник в обществе. Фактический материал нужен сценаристу в режиссуре массового праздника не как самоцель, а для того, чтобы на этом доходчивом близком людям материале раскрывать важнейшие вопросы жизни общества.» [с. 96.]

    «Документальность массового праздника  во всех его проявлениях небеспристрастное изложение собранных фактов она предполагает их строгий отбор обязательное стремление непосредственному воздействию на жизнь всего коллектива, каждый из его членов активное утверждение нового. Все основные компоненты, входящие в понятие документальной драматургии и режиссуры массовых праздников представляют собой хорошую идейную и эмоциональную основу для активизации зрителя»   [с. 99].

  «Довженко А.П. называл сценаристов главными проектировщиками фильма на бумаге. Сценарий концертного действия (театрализованного концерта, эстрадного представления, стадионного зрелища и т.д.) в принципе выстраивается на выразительных средствах общих для всех разновидностей жанра».

  «В  строительный материал драматургии  концертного действия войдет и народное творчество, фольклор и его преломление в современности и стихии музыки и сокровищницы живого слова, живопись, скульптура, графика и пластическая образность пантомимы, танца, спортивных построение, театр и кино, и цирк и т.д.» [с. 108].

  Шароев  И.Г. Режиссура эстрады имассовых представлений учебник для студентов высш. Театр. Учеб. Заведедений. – М.: Просвещение, 1986. – 463 с.

«Работа с документальностью как специфической  чертой драматургии театрализованных представлений непосредственно  связана и из нее вытекает и  другая существенная сторона — активный, агитационно-пропагандистский характер драматургии. Если театр требует от зрителя сочувствия, сопереживания, то драматургия театрализованных представлений требует и содействия, активного вовлечения в то или иное действие».

Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: история и теория. Учеб. для инст. культуры. М. Просвещение. 1981. – 190 с. 
 
 
 
 
 
 

  Глава I. Работа режиссёра над сценарием театрализованного представления и праздника

  1.1 Понятие сценария.

      Сценарий – это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переводы от одной части действия к другой, приводит примерное направление всех публицистических выступлений, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим в единую работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.

Сценарист театрализованного представления, работающий в основном на местном документальном материале, не может начинать творческую работу, не познакомившись с конкретным материалом, не изучив его. Сам творческий процесс в этом случае просто не состоится. Все начинается, как мы уже говорили, именно с поисков материала для сценария и с его изучения. Только в процессе изучения фактов, событий, документов, биографии людей можно очертить тему будущего представления.

Рассмотрим  основные работы этапы над сценарием театрализованного массового действа. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего сценария.

Идея  – это основной выход, это основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Понятие идея связано, прежде всего, с представлением о выводе, о решении вопроса, который поставлен в данном произведении художником. Но вопрос этот, как основной факт при анализе произведения нельзя сводить к лаконичной формуле, которую художник выдвигает по поводу той или иной стороны жизни. Такое понимание идеи таит в себе опасность упрощения.

Тема  – это круг жизненных явлений  отобранных и освещённых сценаристом  и режиссером, понятие ракурса  темы угла зрения на нее становится особенно ощутимым, как только связываешь ракурс с мировоззрением, миро восприятием художника а так же с тончайшим из видов человеческой деятельности, с творческим процессом, с возникновением в данном случае замысла действенного воссоздания жизни то есть синтеза слияния темы драматического действия.

Виды  сценариев.

Написание сценария – один из этапов творческого процесса создания публицистического произведения. Сценарий – литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

Сценарий  – итог сложных, напряженных поисков  автора, в которых тесно взаимодействуют два момента: изучение журналистом действительности и мысленное воплощение ее в будущее экранное произведение.

Сценарий  – это предварительный этап творческой обработки изученного публицистом  жизненного материала, предусматривающий  возможность воссоздания замысла с помощью драматургических, пластических, монтажных и словесных средств выразительности. Таким образом, сценарий – это литературное произведение особого рода, это описание будущего экранного произведения. Об экранных средствах выразительности речь шла в предыдущей главе. Эта же посвящена методам, приемам, которыми пользуются при создании сценария.

Сценарист, как и прозаик, вызывая зрительные представления у читателя, достигает  этого с помощью слов – ярких  или серых, точных или неточных. То или иное из этих качеств слово приобретает в зависимости от того, насколько полно выражает оно предмет, мысль, чувство, которые хотел изобразить литератор. Разумеется, важнейший фактор, определяющий полноту воображаемой картины, – мастерство сценариста. Умение словом выразить мысль, нарисовать картину необходимо всем, кто посвятил себя искусству слова. Необходимо оно и журналисту, пишущему для экрана, где обязательное видение элементов будущего экранного сообщения – кадров и их сочетаний – неколебимый закон. Причем не только видение и слышание всего, что будет показано на экране, но умение записать это так наглядно, чтобы в процессе экранного воплощения не могло возникнуть неясностей.

Элементы  «экранного письма» можно найти  в произведениях литературы. Они  встречаются у Пушкина и Диккенса, Толстого и Бальзака, Паустовского и Булгакова. Однако конкретность видения, лаконичность, действенность, пластичность, монтажное построение не есть еще сценарное письмо, не есть еще сценарий. Ибо наличие «зримых» образов и даже монтажа далеко не все, чего требует телевизионный сценарий.

Чтобы лучше и глубже разобраться в  особенностях сценария как специфической  разновидности литературы, обратимся  к его происхождению, к его  истокам. Понятие «сценарий» существует с давних времен. Сценарием называли план, конспект драматического произведения, который представлял собой краткое описание действия и порядок следования сцен. И само слово «сценарий» возникло от театрального понятия «сценариус» – так называли человека за сценой, указывающего актерам, когда им выходить на сцену и с какой стороны кулис, а также следящего за своевременным вступлением в действие всевозможных сценических эффектов.

Из театра термин «сценарий» перешел в кинематограф. Пока уровень последнего не поднялся за грань аттракциона, под сценарием подразумевали листок бумаги с записью выходов актеров перед киноаппаратом. Медленно и постепенно, развиваясь вместе с кино, сценарий из списка «явлений» пьесы превращался в произведение литературы. В своем первоначальном виде он давал лишь канву, грубую наметку действия. Со временем описание действия становилось все более подробным. Сценарию стали придавать характер описания будущего фильма. Однако некоторые теоретические концепции принижали роль сценария. В частности, считалось, что документальному кино сценарий вообще не нужен, что фильм рождается сам по себе – на съемочной площадке и за монтажным столом.

Точность  применения всего разнообразия специфических  особенностей драматургии и режиссуры  массовых праздников приведет к созданию сценария, а затем к его яркому воплощению. Наиболее актуальным представляется умение сценаристов и режиссёров массовых праздников, имеющих важное социально педагогическое значение среди многих сложных проблем драматургии и режиссуры массового праздника выбирать  жизненный материал на котором строится сюжет массового действа, находить факты, события из людских судеб в которых раскрывается красота нашей эпохи, выбрать точное художественное для нее выражения умело сочетать их с реальным действием массы. Подчас еще сценаристы и режиссеры обращаются к массовым инсценировкам лишь иллюстрирующим общественные события из истории нашей родины не менее общественным литературно-художественным материалом,  опирающимся на реальную жизненную основу. Однако здесь нам следует заметить, факты показывают что действие, построенное на отвлеченном материале, зачастую скользят по поверхности, не затрагивая душу человека, даже при широком антураже и гигантских масштабах. Документальность обращения к документальному историческому опыту к героико-обыденной жизни в их неразрывном единстве с художественно-образным решением палитры выразительных средств – важнейшее условие дальнейшего развития массового праздника как формы художественной пропаганды. Причем это в равной степени касается как праздник на улице, обладающая более высокой степенью обобщения материала, стремящаяся к наибольшей конкретизации событий и образов.

    1.2. КОМПОЗИЦИОННАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНАРИЯ

Цельность сценария обеспечивается его смысловым, а не композиционным каркасом, так как композиция понятие формальное. Важным моментом в построении «конструкции» сценария является то, что каждый последующий эпизод должен быть подготовлен заранее. Если в сценарии  всего десять эпизодов, то десятый необходимо готовить с первого. Это делается для того, чтобы не дать каждому последующему эпизоду (его смыслу) затеряться в общем развитии темы.

Информация о работе Особенности режиссуры в факте и документе