Особенности построения программ мюзик-холлов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В системе зрелищных искусств эстрада сегодня прочно занимает обособленное место, представляя собой самостоятельное явление художественной культуры. Популярность эстрады в самых широких и разнообразных зрительских слоях заставляет ее откликаться на противоречивые эстетические потребности различных групп населения по социальному, возрастному, образовательному и даже национальному составу. Эта особенность эстрадного искусства в значительной степени объясняет наличие негативных аспектов в профессиональных, эстетических и вкусовых достоинствах эстрадных произведений.

Работа содержит 1 файл

Особенности построения программ мюзик-холлов.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

муз. А. Живо-това, реж. и худ. Акимов, в главных ролях Б. Чирков, Ё. Юнгер, Ю. Лавров). Несмотря на режиссерскую выдумку, изобретательность оформления, спектакль отходил от эстетики м.-х. представления, с другой стороны, эстрадные номера разрушали стройную конструкцию пьесы, остроумный лабишевский диалог. «Положение концертного зала с обязанностями театра абсурдно (…). Формальная ценность самостоятельного номера в его монолитности, законченности, замкнутости в себе самом», — писал Акимов (Рабочий и театр. 1934. № 17). Экспериментальный, лабораторный характер спектакля не помешал зрительскому успеху. С некоторыми изменениями Акимов повторил постановку «Святыни брака» в Моск. М.-Х. Она стала последней работой этого театра. После закрытия Моск. М.-Х. (1936) Ленингр. существовал до лета 1937. Усилиями Дунаевского и под его худ. рук. в помещении М.-Х. в сезоне 1937-1938 работал Ленингр. театр миниатюр, частично сохранивший м-холльную труппу (Копелянская, Розанов, Грановская, А. Арди, А. Менакер, С. Пейсен, балетный ансамбль).
Новый Ленингр. М.-Х. открылся в окт. 1967 усилиями режиссера, в дальнейшем бессменного художеств, рук. И. Рахлина. Спектакли шли в концертном зале Дворца им. Ленсовета (в 1988 переехал в новое здание в парке Ленина, 4). На открытии показано ревю, посвященное Ленинграду, «Нет тебя прекрасней» (авторы О. Левицкий и Рахлин, композитор С. Пожлаков, худ. Манделъ, балетмейстеры М. Годенко, И. Вельский, немецкие хореографы Г. Вальтер и В. Шуман, в главной роли эстонская танцовщица и синтетическая актриса Улле Улла). Успех (прошел 2 тысячи раз) во многом определялся хореографическими номерами: «Колокола Ростова Ярославского», «Новгородские ложечники»,

 

 

 

 

«Вологодские кружевницы» и др., а также яркими цирковыми и «оригинальными» номерами. Как вокально-танцевальное ревю решались и все последующие спектакли: «Миллион новобрачных», 1971, «От сердца к сердцу», 1975, «Балтийский ветер», 1977, «Здравствуй, Москва!», 1980, «Счастливый день», 1982, «Всегда со мной», 1985, «Знакомьтесь, впервые!», 1987, «Новоселье», 1988, «Веселая карусель», 1989, «Америка, Америка», 1990, «Звонят колокола» и «Нам 25», 1992 и др. Все они поставлены Рохлиным с участием композиторов М. Кажлаева, Пожлакова, В. Гаврилина, А. Журбина, Д. Тухманова, А. Петрова, В. Баснера и др. Музыкальные руководители нар. арт. РСФСР  С. Горковенко и О. Куценко.
Постоянный хореографический ансамбль состоит из мужской группы, группы одинаковых по росту девушек для ансамблевого танца и характерных танцовщиц. Солисты  В. Матвеев, Г. Рогацкая, О. Маркатанова и др. В М.-Х. выросли певцы С. Захаров, О. Вардашева, В. Баглаенко. На основе сценариев, позволяющих свободно вводить хореографические, вокальные и цирковые номера, режиссер выстраивает красочные музыкальные спектакли с большим числом участников. Труппа пополняется за счет выпускников созданной (1976) при М.-Х. студии, где ведется подготовка по 3 направлениям: вокальное, хореографическое, оригинальный жанр. М.-Х. много гастролировал по стране и за рубежом: Франция, 1969, 1990, 1991, Австралия, 1991 и другие страны Европы, Африки, Азии. После смерти И. Рахлина главным режиссером стал его сын Л. Рахлин; муз. руководитель Ю. П. Крылов, сменивший С. Горковенко, главный балетмейстер С. В. Штыков. Поставлены спектакли: ревю «Безумный век» (2000), мюзикл «Яблочная леди» (2002).

 

 

 

 

Санкт-Петербургский Мюзик-холл - уникальный театр по своей жанровой природе и сегодня единственный в России. Коллеектив создан в 1966 году по инициативе известного режиссера драматического театра и эстрады России Ильи Рахлина. Первый спектакль "Нет тебя прекрасней“, поставленный в 1967 году, получил полное признание не только в России, но и за рубежом. На второй год существования молодой театр Мюзик-холл пригласили в Париж на открытие серебряного сезона знаменитого концертного зала “Олимпик”. Выступление на подмостках лучшего зала мировой эстрады - высочайшая оценка творческого уровня артистов с берегов Невы.

   За 34 года театре  Мюзик-холл побывал более чем в 50 странах. США, Франция, Германия, Италия, Греция, Мексика, Перу, Венесуэла, Автралия, Китай, Япония и другие страны горячо апплодировали артистам из России.
Нести людям радость, веселье, смех – так понимают свою задачу артисты и бессменный руководитель театра Мюзик-холл Илья Рахлин. Его режиссуре свойственны щедрость выдумки, оригинальность, умение выстроить цельное и увлекательное зрелище. На сцене «Мюзик-холла» прошли такие известные спектакли, как «Миллион новобрачных», «От сердца к сердцу», «Балтийский ветер», «Здравствуй, Москва!», «Всегда со мной», «Знакомьтесь впервые», «Счастливый день, «Веселая карусель».
В настоящее время в Мюзик-Холле открыты 3 зала. Основной площадкой является Большая сцена на 1360 мест, где проходят драматические спектакли, мюзиклы и концерты. Малая сцена театра – зал «Бельэтаж» (263 места) – это идеальное пространство для камерных спектаклей и творческих встреч. Театр-бар "Синий бархат" - новая площадка Мюзик-Холла.

 

 

 

 

 

Это двухэтажное пространство со столиками на 2-4 человек. Театр-бар единственная театральная площадка в стране, где во время спектакля РАЗРЕШАЕТСЯ разговаривать по мобильным телефонам, жевать и даже спорить с артистами.
Кроме того под сценой основного зала Мюзик-холла располагается Арт-клуб Мюзик-Холла «Красный бархат» ( вместимость – 200 человек), в котором проводятся различные тематические вечера и банкеты.
Сегодня наряду с традиционным «Канканом», перьями и дефиле девушек театр Мюзик-холл представляет музыкальное шоу «Аладдин», музыкальные авантюры «Вождь краснокожих», «Интервью с Вампиром», новый мюзикл «Любовь.net». Оригинальность нового мюзикла в том, что артисты для «новой версии истории любви Ромео и Джульетты» подбирались путем открытого кастинга среди молодежи города. Спектакль насыщен спецэффектами, современными музыкальными аранжировками и динамичной хореографией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Московский мюзик-холл.

   Во второй половине 20-х годов в Москве, Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Таганроге и других городах создавались мюзик-холлы. Наличие стационарных театров с хорошо оборудованными сценами способствовало росту мастерства артистов, совершенствованию их номеров. На их сценах шли первоклассные эстрадные программы при участии советских и иностранных артистов. Интерес к мюзик-холлам усилился под влиянием опубликованных в России в 1914 году манифестов итальянских футуристов: "Мюзик-холл - школа героизма, создающая на сцене сильную и здоровую атмосферу своими рекордами трудностей, которые надо победить. Мюзик-холл школа проницательности и запутанности благодаря своим клоунам, музыкальным жонглерам, престидижитаторам, отгадывателям мыслей, комикам-имитаторам или пародистам и своими американскими эксцентриками". Наиболее творчески активен был Московский мюзик-холл. Созданный в 1926 году Московский мюзик-холл к 30-м годам сформировался как интересный эстрадный театр, в репертуаре которого были не только сборные программы, но и спектакли, объединенные темой и сюжетом, играемые постоянной актерской труппой.

Когда в 1925 году было принято решение о создании Московского мюзик-холла, начались споры: каким же должен стать советский мюзик-холл? Решили, что это будет театр, на сцене которого будут выступать эстрадные и цирковые актеры, как советские, так и иностранные. И в программе должен быть цуг-номер (аттракцион). Открытие первого сезона состоялось в перестроенном здании 2-го Госцирка в начале 1926 года. До весны 1925г.в Москве существовало два цирка:

 

 

 

 

1-й - на Цветном бульваре и 2-й - на большой Садовой улице (сейчас это здание перестроено и в нем играет театр Сатиры) Положение цуг-номера в первой программе занял немецкий гипнотизер То-Рама. Остальная программа была составлена из советских эстрадных и цирковых номеров среднего качества. Были показаны хореографические этюды студии И.Чернецкой и фильм с участием американского комика Монти Бэнкса "Полицейская карьера Монти".

Следующие представления (режиссер Н.Фореггер) строились по одному принципу: несколько сильных цирковых советских и иностранных номеров, конферансье, фельетонист, рассказчик или куплетист, один или два танцевальных номера, вокалист. Цирковые номера подбирались для мюзик-холла с таким расчетом, чтобы они могли быть показаны на сцене. Предпочтение отдавалось номерам, в которых была театрализация. С такими номерами по преимуществу выступали иностранцы. Номер немецких акробатов Спирас (1927г.) назывался "Посыльный №17". Немецкие музыкальные эксцентрики А В С - три девушки играли на музыкальных апельсинах и игрушечных медвежатках. "Балет на льду" в исполнении чешской труппы Кламек. Берлинский театр марионеток Тейблер. Испанские клоуны Барасета. Советские акробаты Берета. Французские канатоходцы Гильбер и Грановиль. Немецкие велофигуристы Клейн. Дрессировщики животных: Данкова с собаками, капитан Гулинг с морским львом, капитан Валь с крокодилами. Превращение программы мюзик-холла преимущественно в цирковую вызвало критику. И не только это. Почему в основном только иностранцы?

 

 

 

Почему не попытаться объединить номера сюжетом, пусть несложным, например, создать обозрение на советскую тему?

Под влиянием критики работа мюзик-холла перестраивалась. Стали приглашать исполнителей злободневных фельетонов, куплетистов, частушек, сценок: Н.Смирнова-Сокольского, В.Хенкина, Г.Афонина, А.Громова и в Малича, В.Глебову и М.Дарскую. В 1927 году в мюзик-холле гастролировали балалаечники в составе ста человек. Певицы: Изабелла Юрьева, Варя Панина и др. Выступал блестящий чечеточник В.Зернов. Номера хореографической пантомимы Галейзовского. Композитор и дирижер Д.Покрасс, фрачный конферансье А.Грилль. Выступали и цирковые номера: фокусник Кефало, жонглеры на четырех и восьмиметровых моноциклах под руководством Нароу (позже они исполняли под псевдонимом Брутонс футбол на велосипедах). Но по прежнему смущал излишний цирковой уклон. А.В.Луначарский призывал к театрализации мюзик-холла по идеологии близкой Советской власти. В середине 1928 года Главискусство предложило реорганизовать Московский мюзик-холл в показательный эстрадный театр, по преимуществу ставящий обозрения. Режиссером был назначен Д.Гутман. Было принято о создании драматической труппы переменного состава. Из выпускниц хореографического отделения Техникума им. А.В.Луначарского был создан балетный ансамбль под рук. К.Голейзовского. Новый директор мюзик-холла А.Юрьев стал его художественным руководителем. 5 октября 1928 года мюзик-холл открыл сезон постановкой ревю "Чудеса ХХХ века". Главную роль - Извозчика - играл Г.Ярон (авторы В.Типот и Д.Гутман, режиссер Д.Гутман, художник М.Беспалов, хореограф К.Голейзовский).

 

 

 

Постановка обозрений.

Если основой эстрадного представления является законченный номер, то обозрение, как и всякое драматическое действие, требовало подчинения всего происходящего на сцене сюжету. Это, как правило, органически не сочеталось и приводило к ослаблению одного из компонентов представления: либо номера, либо характеров, либо сюжета. Так произошло при постановке "Чудес ХХХ века" - пьеса распадалась на ряд самостоятельных, слабо связанных эпизодов. Успех у зрителей имели лишь балетный ансамбль и несколько первоклассных эстрадно-цирковых номеров. Балетный ансамбль в постановке Голейзовского исполняли три номера: "Эй, ухнем!", "Москва под дождем" и "30 английских герлс". Особенно эффектной было исполнение "Змеи". Среди цирковых номеров лучшими были: Теа Альба и "Австралийские дровосеки" Джексон и Лаурер. Альба одновременно писала мелом на двух досках правой и левой руками разные слова. Дровосеки в конце номера наперегонки перерубали два толщенных бревна. Отличный номер эквилибра на проволоке показывал немец Строди. Он исполнял сальто на проволоке. Из советских артистов, как всегда, большой успех имели Смирнов-Сокольский и частушечницы В.Глебова и М.Дарская. Среди цирковых номеров выделялся номер Зои и Марты Кох на двух параллельно натянутых проволоках.

 

 

 

 

 

2.3. Мюзик-холл возрождается.

После двадцатипятилетнего перерыва в нашей стране вновь возродился популярный жанр мюзик-холльного представления.
В программах организованного в 1960 году Московского мюзик-холла существенное, а может быть, и ведущее положение занял балетный ансамбль. И прежде в мюзик-холле танцы герлс, поставленные Касьяном Голейзовским, пользовались неизменным успехом, теперь же, когда спектакли мюзик-холла строились, по определению некоторых критиков, по принципу обозрения с элементами феерии или феерии-буфф, танцевальные номера-интермедии приобрели значение связующего элемента программы.

Организатором и руководителем этого женского танцевального ансамбля был Николай Сергеевич Холфин (1903—1979). На протяжении долгого творческого пути Холфин часто становился зачинателем нового. Некогда он поставил в Московском мюзик-холле по-новому для своего времени танцевальную сценку «Морской скетч», — работая вместе с Голейзовским, он многое почерпнул у этого мастера эстрадной хореографии. Успех его балета «Соперницы» (1933) — одного из первых советских комедийных спектаклей — решил дальнейшую судьбу маленькой, по преимуществу гастрольной труппы Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер.
Она стала начальным ядром теперешней балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Перед самой войной он создал первые балетные спектакли в Туркмении и Киргизии, вернее, возродил хореографическое искусство этих республик, некогда утерянное

 

 

 

 

 

под влиянием религиозных запретов. В начале 50-х годов Холфин долгое время работал в Болгарии, помогая в организации первого профессионального ансамбля народного танца страны. Руководитель ансамбля Маргарита Дикова считает себя воспитанницей Холфина. Им поставлено несколько балетных спектаклей в Софийской народной опере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 



Информация о работе Особенности построения программ мюзик-холлов