Особенности построения программ мюзик-холлов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В системе зрелищных искусств эстрада сегодня прочно занимает обособленное место, представляя собой самостоятельное явление художественной культуры. Популярность эстрады в самых широких и разнообразных зрительских слоях заставляет ее откликаться на противоречивые эстетические потребности различных групп населения по социальному, возрастному, образовательному и даже национальному составу. Эта особенность эстрадного искусства в значительной степени объясняет наличие негативных аспектов в профессиональных, эстетических и вкусовых достоинствах эстрадных произведений.

Работа содержит 1 файл

Особенности построения программ мюзик-холлов.doc

— 100.00 Кб (Скачать)


 

 

Введение.

 

В системе зрелищных искусств эстрада сегодня прочно занимает обособленное место, представляя собой самостоятельное явление художественной культуры. Популярность эстрады в самых широких и разнообразных зрительских слоях заставляет ее откликаться на противоречивые эстетические потребности различных групп населения по социальному, возрастному, образовательному и даже национальному составу. Эта особенность эстрадного искусства в значительной степени объясняет наличие негативных аспектов в профессиональных, эстетических и вкусовых достоинствах эстрадных произведений. Массовость аудитории эстрады в прошлом и настоящем, ее разнородность, необходимость сочетания в эстрадном творчестве развлекательной и воспитательной функций, — предъявляет специфические требования к создателям произведений эстрадного искусства, накладывает на них особую ответственность.

  Искусство Эстрада развивалось и в мюзик-холлах, которые выросли из народных таверн (особенно распространённых в Англии). Для привлечения посетителей туда приглашались оркестры, хоры, артисты. Исполнялись злободневные куплеты, бытовые танцы, песни улицы. Первые мюзик-холлы были созданы в Лондоне в середине 19 в. В кабаре-кафе, где собирались артисты, художники и др., на импровизированной эстраде выступали поэты, актёры. Здесь впервые появился конферансье.  Программы мюзик-холлов состояли из различных произведений эстрадного искусства.
   Сложность исследования произведений эстрады, а также выработки методологических подходов к их созданию обусловлена тем, что она в целом представляет собой конгломерат различных искусств.

 

 

 

 

В ней синтезируются актерское мастерство, инструментальная музыка, вокал, хореография, живопись (например, жанр «художник-моменталист»), В этот синтез искусств вклинивается спорт (акробатические и гимнастические номера) и наука (среди эстрадных жанров есть математический номер — «живая счетная машинка»). Более того, существуют жанры эстрады, основанные на трюковой составляющей, которая требует проявления уникальных способностей и возможностей человека (например, ряд эстрадно-цирковых поджанров, гипноз, психологические опыты). Множественность выразительных средств, их неожиданные и необычные
сочетания в различных синтетических формах на эстраде очень часто более разнообразны, чем в других зрелищных искусствах.
Притом, что эстрада очень тесно связана с театром, формы произведений театра и эстрады различны. Если в первом, как отмечал А.Анастасьев, это - спектакль, то в искусстве эстрады - номер,1 который, по выражению Ю.Дмитриева, «является основой эстрадного искусства».2
Сложившаяся за последние десятилетия особая отрасль искусствознания - эстрадоведение* - уделяет серьезное внимание исследованию истории эстрады, теоретически осмысляет закономерности этого искусства, рассматривает современные тенденции его развития.

   В настоящее время по всему миру, в том числе и в России твердую нишу в мире развлечений и эстрадного искусства занимают театры мюзик-холлы
Практика показывает, что артисты эстрады, в отличие от театра, часто являются авторами своих произведений искусства - номеров.
    Тема курсовой работы представляется актуальной, поскольку произведения эстрадного искусства всегда привлекали интерес зрительской

 

 

 

 

 

аудитории и выходили из существовавших еще в 19 веке пабов и мюзик-холлов, существующих и по ныне, вызывающие непосредственный интерес публики.
Цель исследования - в выявлении закономерностей в построении программ мюзик-холлов, с учетом потребностей зрительской аудитории.

Объектом исследования является искусство эстрады и особенности мюзик-холла.
Предмет исследования является программа мюзик-холла.
Материалом исследования являются также многочисленные труды, статьи, отклики, рецензии, посвященные истокам эстрадного театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Что такое мюзик-холл.

 

1.1. Понятие «Мюзик-холл».

  Мюзик-холл (варьете) — развлекательный жанр, который был моден между 1850 и 1960 годами, вид эстрадного театра. В начале 18 в. Мюзик-холл - представления в англ. Тавернах, где широко использовались приёмы фарса, буффонады, гротеска. Один из первых М.-х. был организован в пригороде Лондона (Воксхолл) В 1890 в Лондоне был открыт М.-х. "Альхамбра",в обозрениях которого выступали эстрадные и цирковые артисты; особенным успехом пользовались эксцентрические сцены клоунов. Первоначально эти зрелища предназначались преимущественно для демократического зрителя, однако постепенно в европейские и американские М.-х. проникло увлечение самодовлеющими экстравагантными сценическими трюками, пышными зрелищами (ревю), пошлостью, эротическими сценами (обнажённые танцовщицы-гёрлс).

Они отличались от театров тем, что в них можно было, скажем, сидеть на столе и распивать алкоголь, курить табак во время просмотра шоу.

   Большое внимание Мюзик-холлам уделяли футуристы, противопоставлявшие его механистичность психологическому театру, пытаясь утвердить современность Мюзик-холла в условиях индустриального общества. В СССР первый М.-х. был открыт в 1923 в московском саду "Аквариум".

 

 

 

 

 

В 1926 начал работать М.-х. в помещении 2-го Госцирка (обозрения: "Как 14-я дивизия в рай шла" Демьяна Бедного, "Под куполом цирка" Ильфа, Петрова и Катаева, оба в 1934).

Открылись также М.-х. в Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Баку, Таганроге и др. (работали до середины 30-х гг.).

В начале 60-х гг. созданы Московский, Ленинградский и Грузинский передвижные М.-х.

Так же  одно из определений звучит так: мюзик-холл- это вид театров, дающих концертные представления. Обозрения, ставящиеся в мюзик-холлах, представляют собой пышное зрелище, в котором участвуют обнаженные танцовщицы (герлс).

  Салон мюзик-холла изначально представлял из себя помещение, где за плату за вход или за более высокие цены в баре проходили выступления с танцами, пением, комедиями и драмами. Одним из наиболее известных салунов был Grecian Saloon, открытый в 1825, на севере Лондона. Позже он стал известен как Grecian Theatre, в возрасте 14 лет в 1884 году в нём дебютировала Мэри Ллойд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. История возникновения и развития мюзик-холлов.

Мюзик-холлы явились результатом развития салунов и пабов в 1830х. годах.

Первым мюзик-холлом принято считать Canterbury Music Hall, располагающийся по адресу Westminster Bridge Road, 143, построенный Чарльзом Мортоном, позднее названного «Отцом Залов». Он открылся 17 мая 1852 года: про эту дату говорят «наиболее знаменательная дата в истории всех мюзик-холлов». В 1852 году зал выглядел как многие другие пабы, но был расширен в 1854 до беспрецедентных размеров. Он был ещё сильнее отстроен в 1859, позже перестроен как театр, в 1942 здание уничтожила бомба.

Другим ранним мюзик-холлом был Middlesex (1851). Более известный как 'Old Mo', он был построен на месте Mogul Saloon. Позднее преобразованный в театр, он был снесён в 1965.

В СССР первый М.-х. был открыт в 1923 в моск. саду "Аквариум". В 1926 начал работать М.-х. в помещении 2-го Госцирка (обозрения: "Как 14-я дивизия в рай шла" Демьяна Бедного, "Под куполом цирка" Ильфа, Петрова и Катаева, оба - 1934). Открылись М.-х. также в Ленинграде. Горьком, Ростове-на-Дону, Баку, Таганроге и др. городах (работали до сер. 30-х гг.). В нач. 60-х гг. вновь созданы Моск., Ленингр., Груз. передвижные М.-х.

 

 

 

 

 

1.3. Программы мюзик-холла.

   Программы Мюзик-холла состоят из небольших номеров разных жанров, составляющих музыкально-эстрадные концерты или тематически и сюжетно цельные музыкально-эстрадные спектакли (обозрения, ревю). Возник Мюзик-холл в Лондоне; отдалённые истоки его - любительские выступления посетителей одной из окраинных таверн, исполнявших (для развлечения) старинные народные песни. Её владелец Чарльз Мортон (1819-1904), прозванный впоследствии в Англии «отцом мюзик-холла», по-деловому оценил эту инициативу и стал вводить в практику кабачка выступления профессиональных  артистов: сначала главным образом  певцов, потом акробатов, фокусников и т. д. Само название «Мюзик-холл» утвердилось, однако, позднее, когда тот же Ч. Мортон в 1848 организовал первое предприятие такого рода - Canterbury Hall. Почин имел успех - Мюзик-холл получил распространение в Англии и за рубежом. С 1880-х гг. Мюзик-холл стали исключительно зрелищными предприятиями без прежних «ресторанных» функций. Крупнейшие английские (главным образом лондонские) М.-х. (периодически прерывали деятельность или же реорганизовывались в театры других жанров): Холборнский (1860-1941), Оксфордский (по названию улицы, на которой он помещался, 1861-1921), Эмпайр (1884-1927), Альгамбра (1854-1936), Колизей (1904-14), Метрополитен (с 1862). Среди известных артистов Мюзик-холла - Ж. Грей, Г. Клифтон, Л. Коллинз, К. Ланнер, бр. Ганлон-Ли, М. Ллойд, Дж. Роби, сёстры Лимер, Г. Тент, Литл Тич. Развитие М.-х. в других странах шло в основном тем же путём: от баров, салонов, кафе-шантанов, кафе-концертов, театров-кабаре, неизменных песенных программ - Tour de chant - к М.-х. как высшей форме эстрадных театров.

 

 

  В Мюзик-холле разных стран сложились свои индивидуальные жанровые особенности: во Франции и в Италии преобладают вокальные, музыкально-инструментальные и телевизионные формы, в Германии - речевые и эстрадно-цирковые, в США - эстрадно-водевильные, эксцентрические с «гёрлс» (girls) в качестве одного из ведущих компонентов мюзик-холльного представления. Наиболее известные М.-х.: Казино де Пари, Фолибержер, Муленруж, Олимпик - во Франции; Салон Маргерит, Умберто, Эден - в Италии; Водевиль, Бурлеск, Радио-сити - в США; Винтергартен, Фридрихштадт-Палас - в Германии. Среди известных мастеров зарубежных мюзик-холлов: Жозефина Бейкер, Иветт Гильбер, Клео де Мерод, Боби Кларк, Жанна Мистенгет, Эдит Пиаф, Морис Шевалье. В дореволюционной России М.-х. фактически не существовало. Начало поисков в этой области относится к 1927-28, когда были открыты первые М.-х. в Москве (1927, в помещении нынешнего театра Сатиры) и в Ленинграде (1928, в оперном театре Народного дома, позже - в здании нынешнего Ленинградского театра музыкальной комедии). Перед ними стояла задача - создать М.-х., где тематически актуальные сюжетные спектакли воплощались бы с помощью всех разнообразных средств т. н. малых форм искусства. В конце 20-х-30-е гг. были показаны постановки: «Чудеса XXI века, или Последний извозчик Ленинграда», «С неба свалились», «Небесные ласточки», «Условно убитый», «Туда, где льды», «Букет моей бабушки», «Шестая мира», «Артисты варьете», «Как 14-я дивизия в рай шла», «Под куполом цирка» и др. Наибольший успех сопутствовал трём последним спектаклям, в которых зрелищная яркость (художники M. Левин, M. M. Сапегин), выразительность музыки (комп. Дм. Я. Покрасс, Л. М. Пульвер) сочетались с актуальной тематикой,

 

 

своеобразием сюжета, высоким мастерством исполнителей (Г. И. Афонин, Б. С. Борисов, Ю. С. Глизер, Рина Зелёная, В. А. Лепко, M. M. Миронова, В. Г. Токарская, Н. П. Смирнов-Сокольский, Б. М. Тенин). Начало нового этапа искусства М.-х. связано с открытием московского Мюзик-холла во главе с Л. Б. Мировым и А. П. Конниковым. 1-я постановка этого театра - «Когда загораются звёзды», за ней последовали «Москва - Венера, далее везде…» (1961), «Тик-Так, или Московское время» (1963), «Все цвета радуги» (1965), «Сто один день в Париже» (1966), «Я - песня» (1968), «Красная стрела прибывает в Москву» (1973). В 1966 организован ленинградский Мюзик-холл (рук. И. Я. Рахлин), в котором пост.: «Нет тебя прекрасней» (1967), «Миллион новобрачных» (1971), «От сердца к сердцу» (1975). Возникли М.-х. Киевский, Ташкентский, Тбилисский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Наиболее известные мюзик-холлы и их программы.

 

2.1. Ленинградский мюзик-холл.

Ленинградский мюзик-холл, вначале «Цирк-мюзик-холл», с 1928 «Эстрадный театр-цирк». Открылся в дек. 1928 в Оперном театре Народного дома, осенью 1929 переехал в помещение Палас-театра на Итальянской ул. (ул. Ракова). На открытии шла постановка Моск. М.-Х. «Чудеса XXI века» с ленингр. артистом А. Орловым в главной роли (авторы и реж. В. Типот и Д. Гутман). В дальнейшем Моск. и Ленингр. М.-Х. продолжали обмениваться спектаклями и номерами. Первые самостоятельные работы: обозрение А. Мариенгофа и Э. Кроткого «815-1120» и аттракционное представление «С неба свалились» (1929), показанное в Москве и возобновленное в следующем сезоне (реж. А. Феона, балетмейстер К. Голейзовский, худ. В. Ходасевич, композитор и дирижер Д. Покрасс, в главной роли артист Моск. театра сатиры П. Поль). Фабула спектакля — зарубежная командировка «совслужащего» Ив. Ив. Жупела, его ознакомление с «чудесами западной цивилизации» — позволяла легко и органично вводить эстрадно-цирковые номера (жонглеры братья Гурьевы — «2 Гудияни», роликобежцы братья Бренди, А. Дурова с морскими львами и др.). Участвовали также артисты Г. Богданова и В. Честноков с пародиями, частушечницы В. Глебова и М. Дар-ская, молодые танцовщики А. Редель и М. Хрусталев, конферансье А. Менделевич. К открытию сезона 1929-1930 М.-Х. подготовил сатирическое обозрение В. Масса и Н. Эрдмана «Одиссея» (реж. Н. Смолич, худ. П. Соколов, композитор И. Дунаевский, балетмейстеры Голейзовский и А.Чекрыгин).

 

 

 

 

В главных ролях Н. Черкасов, Н. Копелянская, П. Березов, В. Лепко, Н. Тамара, Н. Янет. Острый, злободневный текст осмеивал насилие бюрократов, нарождающийся тоталитаризм, борьбу с «правым» и «левым» уклонами и др. Сатира оказалась не ко времени и веселый ироничный спектакль был запрещен, хотя монолог Одиссея долго сохранялся в концертном репертуаре Черкасова. Пока готовились новые постановки, М.-Х. вернулся к «сборным» программам («Монтаж аттракционов») с участием «герлс». На эстраде М.-Х. работали актеры всех жанров, нередко со специально подготовленными и оригинально оформленными номерами: фельетоны «Карта Октябрей» (худ. Н. Акимов) исполнял В. Коралли, «День Аюева» — А. Вениаминов; теалитмонтаж «Морской мятеж» (по поэме Б. Пастернака «1905 год») — Д. Лузанов, «Юбилей» А. Чехова — Е. Грановская и Л. Утесов, рапсодию Дж. Гершви-на — пианист А. Зейлигер с оркестром, номер на проволоке показывали сестры 3. и М. Кох, гавайскую гитару имитировала Е. Легар, конферировали К. Гибшман и Менделевич. Постоянными участниками были Н. Смирнов-Сокольский, Р. Зеленая и другие известные эстрадные актеры, наряду с ними актеры оперных, балетных и драм, театров, исполнявшие отрывки из спектаклей, арии из опер и др.
Целое отделение занимал теаджаз Утесова, ежегодно обновлявший репертуар: «Джаз на повороте» в оформлении Акимова, муз. Дунаевского (1931), «Музыкальный магазин», сценарий Эрдмана и Масса, муз. Дунаевского, реж. А. Арнольд (1932). Параллельно  М.-Х. продолжал работать над сюжетными спектаклями: «Условно убитый» (1931) по пьесе Е. Рысса и В. Воеводина, муз. Д. Шостаковича, реж. Н. Петров, худ. Акимов, в главных ролях Утесов и К. Шулъженко, цирковые номера в постановке

 

 

 

 

Е. Гершуни; «Отцы города» (1932), обозрение А. Бухова и А. Д’Актиля, муз. Дунаевского, реж. Гутман, в главных ролях Утесов, Копелянская, Л. Рассказо-ва, В. Казаринов, С. Каюков; «Невеста и автомат» по сценарию Фролова (М. Падво) и Ефремова (М. Левитина), реж. Арнольд и А. Таскин (1933). Особый успех имели «Небесные ласточки» по оперетте «Нитуш» Ф. Эрве, новый текст Фролова, музыкальная редакция Дунаевского и Р. Мервольфа, худ. С. Манделъ, реж. 3. Рикоми и Феона, балетмейстеры В. Вайнонен и В. Чест-ноков, в главных ролях Копелянская и Феона. В веселом, ироничном музыкальном спектакле было много хорошей выдумки, впечатляющих номеров (гусарская пляска «Пара голубеньких глаз», «Танго серпантин», аттракцион Рикоми «Серенада о 4 граммофонах» и др., в том числе номера зарубежных гастролеров). К гастролям джазового септета «Вайнтрауб Синкопей-торс» М.-Х. приурочил постановку пьесы «Темное пятно» Г. Кадлерберга и Р., Пресбера (1934), реж. Гутман, в главных ролях Казаринов, Рикоми, М. Розанов, Э. Утесова (сценический дебют). Главный герой- негр- у авторов адвокат по профессии — в спектакле превратился в дирижера джаз-оркестра. Второе действие было отдано джазу, роль дирижера, которую исполнял Розанов, переходила к Вайнтраубу. Спектакль долго держался в репертуаре, после отъезда гастролеров их заменил теаджаз Утесова. В 1935 Ф. Каверин с труппой Ленингр. М.-Х. повторил свою моек, постановку «Под куполом цирка» (в главных ролях Копелянская, Рикоми, В. Доронин, 3. Шиляева, Д. Данильский), дополнив ее новыми пародийными номерами («Веселые пингвины», «Кукарача» и др.).
Одновременно шла работа в Экспериментальной мастерской, созданной в 1933 под рук. Акимова. Осенью 1934 был выпущен спектакль «Святыня брака» Э. Лабиша (сценический вариант А. Бруштейн, ст. Л. Давидович,

Информация о работе Особенности построения программ мюзик-холлов