Особенности и основные черты эстетического суждения. Понятие вкуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Эстетическое суждение – одна из самых высоких ступеней развития эстетического сознания, которую иногда называют вторичным суждением вкуса. Эстетическое суждение представляет собой логическое осмысление воспринятого в единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категориями, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эстетических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Содержание

Понятие и виды эстетического суждения 3
Основные черты эстетического суждения 5
Эстетический вкус 9
Эстетическое удовольствие 13
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Эстетика контрольная работа.docx

— 39.21 Кб (Скачать)

Если эстетический идеал  является своеобразной доминантой, организующей структуру эстетического сознания определённой эпохи (что делает эстетический идеал единством действительного и должного при определяющей роли последнего), то эстетический вкус выражается в многообразии рационально-эмоциональных оценок. Социальная определённость идеала здесь оказывается необходимым условием существования эстетического вкуса личности, социальной группы или слоя. Когда говорят, что о вкусах не спорят, это верно на  уровне суждения об индивидуальном эстетическом вкусе, но это неверно в принципе, когда речь идёт о социально-природной сущности эстетического вкуса.

Развитый эстетический вкус в значительной степени впитывает  в себя исторически конкретный эстетический идеал. Здесь  значение эстетического идеала заключается в том, что он ориентирует общество и человека на сравнение реальности с ним и, соответственно, на формирование социально активной творческой позиции. Эстетический вкус более ярко и отчётливо, чем идеал, отражает  индивидуально-неповторимую сторону эстетического сознания. Однако и вкус невозможен без рефлексии, поскольку в нём отражаются свойства эстетического объекта. Наиболее ярко и сильно эта особенность эстетического вкуса проявляется в искусстве, когда художник в своём произведении уникальным образом передаёт своё отношение к предмету творчества.

Таким образом в феноменологии вкуса проявляется диалектика индивидуально неповторимого эмоционального таинства личности и её приобщенности к всеобщему, опосредованно восходящему к эстетическому идеалу. В этом своеобразие структуры эстетического вкуса, существующее как неустойчивая устойчивость, как внутренне противоречивое и вместе с тем единое эмоционально-рациональное состояние, как чувственно-интеллектуальная духовность.

В гносеологическом аспекте  эстетический вкус является отражением единства объективно-природного содержания эстетического чувства и эстетического  идеала. Он становится как бы субординирующим гносеологическим звеном между ними, моментом, тяготеющим к полноте эстетического идеала, но ещё не оторвавшимся от эстетически чувственного.

В социальном аспекте эстетический вкус органически связан спроблемой полноты эстетического бытия личности, то есть с проблемой эстетического воспитания, с процессом формирования социально-природного и духовного совершенства человека. Эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, эстетически осваивать мир. Здесь важно подчеркнуть, что эстетический вкус как целостность, выражающая взаимосвязь эстетического идеала и эстетического вкуса, формируется не только искусством, но и всей духовно-практической деятельностью человека.

Подчас мы сталкиваемся с  деформацией эстетического вкуса, которая проявляется в его  односторонности или неразвитости, в разорванности эмоционального и интеллектуального мира человека, в гипертрофии того или другого. Так, излишняя эмоциональность в восприятии произведений искусства или явлений действительности свидетельствует о неразвитости вкуса, о неспособности вывести его на уровень правильной оценки.

Другой аспект деформации вкуса проявляется в интеллектуальной игре, в нарочитом эстетстве, в  поверхностной ориентации на моду, что зачастую приводит человека к  внешнему, формальному восприятию социальных, духовных и художественных ценностей, к неясности эстетических позиций. Всё это говорит об отсутствии доминанты эстетического вкуса – идеала – или о его размытости и неопределённости.

Формирование всестороннего, развитого эстетического вкуса  требует от субъекта определённой самодисциплины и усилий. Воспитывая в себе способность тонко чувствовать природу, мир другого человека, понимать цели и смысл современности, обращаясь к классическому художественному наследию, человек обогащает свой духовный потенциал, развивает эстетический вкус, наполняет свою жизнь высоким смыслом.

Эстетическое удовольствие

Эстетические чувства  как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических  объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние  на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.

Трудно представить себе человека без радости, доставляемой ему искусством, без счастья эстетических переживаний. Эстетические чувства в обыденной жизни помогают нам воспринимать окружающую действительность как близкую нам, не чуждую, не враждебную. Эстетические чувства делают бытие многоцветным.

Эстетические чувства  – сложное психическое образование. Oни присущи лишь человеку как социальному существу. При этом их социальная природа определяется не только тем, что они возникли исторически, но и тем, что в онтогенезе личности они становятся человеческими лишь благодаря её участию в общественной жизни.

Эстетические чувства, как  и вся эмоционально-чувственная  сфера человеческой психики, – своеобразная форма отражения действительности, в которой объект-субъектные отношения существенно отличаются от этих же взаимоотношений в познавательном отражении действительности.

Субъективные переживания  личности – это часть её собственной индивидуальной жизни, кровь и плоть её реального бытия. В эмоциях нет отделения объективного содержания, отражающего окружающую действительность, от внутренних состояний субъекта. В них мир не выступает чем-то существующим объективно, сам по себе, не имеющим отношения к жизни субъекта. Чувства и эмоции являются той формой психической деятельности, в которой человек присваивает себе объективный мир, делает его частью себя, придаёт ему субъективную значимость. И объективные свойства действительности в данном случае не имеют никакого значения для человека.

Посредством эстетических чувств мы открываем красоту мира и человека. Связь эстетических чувств с предметами, вызывающими их, настолько глубока, что некоторые психологи и эстетики стали утверждать, что эстетические чувства являются “вчувствованием” в предмет. То есть эти чувства не просто порождаются соответствующими объектами, а входят в предмет, проникают в него с особой интимной любовью. И эта проникновенность порождает собственную cущность предмета, выявляет её и делает человека соавтором объекта.

Эстетическое удовольствие, или наслаждение. Его составляет чувство удовольствия, которое нам доставляет восприятие красок, звуков, форм, движений и других особенностей объективных предметов или явлений. В своей самой простой форме это чувство выступает как «чувственный тон», отличающий отдельные ощущения. Так, мы можем любоваться определённым цветом материи, одни чистые цвета или звуки предпочитать другим и т. д.

Более сложное эстетическое наслаждение является при восприятии целых предметов и явлений, состоящих  из ряда элементов. В этом случае его  основу составляет своеобразное сочетание  в целом явлении его элементов  — звуков, красок, движений, форм и  т. д. Одни такие сочетания воспринимаются с удовольствием, другие с неудовольствием.

Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие.

В мире звуков это будет  консонанс и диссонанс, в мире движений — ритм или аритмичность и т. д. Значение определённого соотношения  элементов, как основы эстетического  чувства при восприятии целых  предметов, может быть иллюстрировано так называемым правилом «золотого деления». Это правило гласит, что прямоугольники будут доставлять наибольшее эстетическое удовлетворение, когда их стороны (высота и ширина) будут находиться друг с другом в отношении 5 : 8. Другие пропорции вызовут меньшее удовлетворение или даже чувство некрасивого.

Список литературы

    1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для вузов/ В. В. Бычков. -М.: Академ. проект, 2009
    2. История эстетики: Учебное пособие / Ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб, 2011
    3. Бачинин В. А.,д-р соц. наук, проф. Эстетика : энциклопедический словарь/ В. А. Бачинин. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005
    4. Эстетика и теория искусства XX века : Хрестоматия/ Гос. ин-т искусствозн.; сост. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. -М.: Прогресс-Традиция, 2007
    5. Эллектронный ресурс: http://libsib.ru/estetika

 

 

 


Информация о работе Особенности и основные черты эстетического суждения. Понятие вкуса