Особенности и основные черты эстетического суждения. Понятие вкуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Эстетическое суждение – одна из самых высоких ступеней развития эстетического сознания, которую иногда называют вторичным суждением вкуса. Эстетическое суждение представляет собой логическое осмысление воспринятого в единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категориями, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эстетических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Содержание

Понятие и виды эстетического суждения 3
Основные черты эстетического суждения 5
Эстетический вкус 9
Эстетическое удовольствие 13
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Эстетика контрольная работа.docx

— 39.21 Кб (Скачать)

 

 

 

МУРМАНСКИЙ  ФИЛИАЛ НОУ ВПО 

«сАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 

 

Заочный факультет 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа 

 

 

 

 

По дисциплине: Эстетика

Тема: Особенности и основные черты эстетического суждения. Понятие вкуса

 

 

 

 

 

Выполнил студент

ЭК 4-11  группы    2 курса

Ковальчук Илья Андреевич

89600241881

Проверил:  Мациевич Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

Понятие и  виды эстетического суждения 3

Основные  черты эстетического суждения 5

Эстетический  вкус 9

Эстетическое  удовольствие 13

Список литературы 16

Понятие и виды эстетического  суждения

Эстетическое суждение –  эстетическая оценка действительности, мнение об эстетическом предмете или явлении.

Эстетическое суждение –  одна из самых высоких ступеней развития эстетического сознания, которую иногда называют вторичным суждением вкуса. Эстетическое суждение представляет собой логическое осмысление воспринятого в единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категориями, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эстетических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Проблема сущности эстетического  суждения – одна из самых важных и наименее разработанных в современной  эстетике.

Само по себе понятие “эстетическое  суждение” неочевидно и часто  трактуется по-разному.

Это словосочетание может  означать то, что эстетик выносит  некое суждение об эстетическом объекте. Будет ли такое научное суждение эстетическим? Безусловно! Но по своей  логической сути оно ничем не будет  отличаться от суждений других учёных о других объектах познания.

В другом случае определение  “эстетическое” в применении к  суждению может быть понято так, что, в отличие от суждений обычной  формальной или диалектической логики, которыми оперируют все остальные  науки, эстетика в силу специфичности своих объектов располагает какими-то особыми, присущими только ей суждениям. Но если это так, то, естественно, встаёт вопрос о своего  рода “эстетической логике”, которая имела бы свои законы, категории и т.д. Однако мы знаем, что такой логики не существует.

Наконец, есть и ещё один вариант трактовки эстетического  суждения: допущение, что познание искусства  – более сложный процесс, чем  познание других явлений действительности. Мы часто говорим о неоднозначности, неопределённости, загадочности произведений искусства и их понимания. Появилось даже определение “сверхсмысловой остаток” как след восприятия художественного произведения, находящийся за пределами возможностей нашего сознания.

Познание искусства –  действительно непростой и противоречивый процесс. А эстетическое суждение отличается от любого другого. Но выражается оно в тех же самых логических формах, что и суждения остальных наук. Его специфические особенности – в оценочном характере.

Кант размышляет о сущности искусства (Kunst) и определяет его как "созидание через свободу". Далее он противопоставляет искусство науке (Wissenschaft) и ремеслу (Handwerke). От первой оно отличается практической направленностью, а от второго - свободой. Выход к изящному (schönen) имеет только искусство, потому есть изящное искусство, но нет изящной науки. Само искусство можно подразделить на механическое и эстетическое (ästhetische), а эстетическое - на приятное и изящное (schönen). К приятным искусствам Кант относил, например, умение поддержать разговор или искусство сервировки стола. Изящное искусство необходимо есть продукт гения (Genie), который обладает талантом как способностью, через которую природа даёт искусству правила (образец для подражания). Отсюда существенной характеристикой гения оказывается оригинальность. При этом вкус и талант - это совсем не одно и то же, однако вкус дисциплинирует гения. Изящные искусства Кант делит на три вида:

  • словесные (redenden)
    • красноречие
    • поэзия (Dichtkunst)
  • изобразительные (bildenden)
    • Пластика: ваяние (Bildhauerkunst) и зодчество (Baukunst)
    • живопись (Malerei)
  • искусство игры ощущений (Spiels der Empfindungen):
    • музыка.

Основные черты  эстетического суждения

Какие типы оснований оценки мы могли бы выделить? Основных всего  три:

1) чувство или ощущение;

2) некоторый образец, идеал,  стандарт;

3) некоторая иная оценка.

Разумеется, возможны и другие виды оснований оценки. Главное – прибегать к таким основаниям, которые вытекают из природы самого оцениваемого объекта, выражая его существенные, а не второстепенные черты. Познав природу оцениваемого явления, исследователь получает твёрдую методологическую базу для оценки его конкретных сторон, учитывая, конечно, изменения в нём с ходом времени, то есть, проявляя строгий и последовательный историзм.

В последние годы проблема эстетической оценки всё чаще привлекает внимание исследователей. Наиболее существенным достижением стал вывод о возможности объективной, научно обоснованной эстетической оценки. При этом роль субъекта вовсе не умаляется.

Наиболее логичной и стройной нам представляется такая система  критериев оценки, которая, беря начало из какого-то принципиального, основополагающего и, конечно, доказанного наукой положения, развёртывает всю диалектически связанную цепь критериев, позволяющих оценить произведение искусства во всей его целостности. Здесь познание произведения является первым актом оценки, оценка же – завершающим предварительный анализ итогом. Особо следует отметить, что такая система критериев соединяет в едином подходе и содержательные, и формальные критерии. Эта система опровергает деление критериев на “эстетические” – касающиеся формы, и “внеэстетические”, неспецифические – касающиеся содержания.

Критерием художественности не может выступать какой-то один отдельно взятый признак искусства, а только система признаков, поскольку  только ей под силу охватить всё многообразие конкретного произведения. Представленная в самом общем виде цепь объективных критериев эстетической оценки выглядит так: художественная правда – типичность – идеал – идейность – народность – форма – художественность. Причём художественность выступает здесь как завершающая, итоговая, суммирующая оценка. Характер конкретных произведений, материал, проблемы, даже время появления приводят к тому, что на первое место выходит то один, то другой критерий. Но невозможно представить себе художественного произведения, на ценности, художественном качестве которого не сказалось бы пренебрежение хотя бы одним из этих основных критериев.

Разумеется, весь спектр эстетических критериев невозможно исчерпать ни в какой логической цепи, как нельзя исчерпать жизнь и отражающее её искусство. Но практически все наиболее часто применяемые в художественной критике критерии внутренне содержатся в этих приведённых выше. Так, например, “художественная правда” позволяет раскрыть целый ряд связанных с ней критериев – новизна, познавательность, оригинальность. “Идейность” точно так же ведёт за собой группу таких критериев, как сила и глубина идей,  проблемность, духовность, интеллектуальность искусства, его философский смысл. Аналогично обстоит дело и с другими основными критериями – в сущности, все они вытекают из других и сами порождают новые.

Хотя в практической художественной критике под давлением неповторимого, живого, постоянно обновляющегося искусства  как общественного явления  эти критерии могут являться и являются в любой последовательности. В теории критики у них, разумеется, есть своя иерархия, свой порядок следования.

Исходным пунктом этой системы критериев является теория отражения, из которой вытекают все остальные критерии оценки, рассматривающие не только те или иные стороны художественного произведения, но и его целостность. В основу должен быть положен, следовательно, принцип отражения и отражательная природа искусства. И только приняв эту посылку, можно через категорию типичности, вызванную, в свою очередь, необходимостью отбора некоторых, наиболее существенных, явлений для передачи художественной правды, перейти к идеалу и идейности. Это относится и к остальным критериям эстетической оценки. Важно подчеркнуть, что в данном случае к искусству прилагаются не чуждые его природе критерии, но выведенные из него же самого.

С другой стороны, эти критерии не задают никакой жёсткой структуры  произведению, оставаясь достаточно общими, чтобы не регламентировать вкус и волю художника, и достаточно конкретными, чтобы служить как для него, так и для критика неким руководством к действию, с той разницей, что художник создаёт произведение искусства, а критик его оценивает. Это единство установок художника и критика является общественной необходимостью, поскольку в противном случае  художник теряет “обратную связь” с обществом, стимул для себя и интерес зрителей, к которым обращается, а критик в этом случае имеет дело с явлением, сути которого он не понимает в принципе или отвергает, как исходящую из ложных посылок. Никакая система критериев, впрочем, не отменяет вкуса критика, она даёт ему лишь теоретические инструменты, а применять их человек должен сам. И художнику, и критику для того, чтобы не “испортить” хороших логических критериев неуместным их применением, нужен ещё и вкус, и талант.

Наконец, объективную оценку осложняет ещё и присутствие  чисто субъективных предпочтений критика, его “вкуса” в узком, частном  смысле – как пристрастия к  каким-то формам, темам, героям. Иногда эти субъективные предпочтения могут  даже заслонить объективное содержание произведения и привести к ложным оценкам. Полностью исключить их влияние, разумеется, невозможно и не нужно. Нельзя обойтись без личного момента в восприятии вообще, в эстетическом восприятии в частности и даже в научном исследовании.  Без личностной потребности нет ни познания, ни эстетического отношения.

Таким образом, человеческая субъективность является не только неизбежностью  эстетического восприятия и оценки, но и её условием. Не переживая искусства, нельзя его оценить. Вопрос только в  том, чтобы переживание не подменяло  логики, понятийного анализа, а дополняло  их. И чем более строго разработана  система понятий эстетического  анализа, тем успешней она противостоит соблазнам чисто вкусовых оценок.

Эстетический вкус

Эстетический вкус  – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок.

Эстетический вкус как  способность к адекватному эстетическому  освоению действительности проявляется  не только в эстетической деятельности человека, но и в процессе эстетического  восприятия. Он даёт о себе знать  в любой творческой деятельности, в быту, в повседневном поведении  людей. Эстетический вкус исторически конкретен и непосредственно связан с эстетическим идеалом, в котором находят своё воплощение представления о прекрасно-должном как для отдельной личности, так и для определённого социального слоя, группы людей.

Эстетический вкус, являясь  формой эстетического сознания, органически  объединяет в себе не только эстетический идеал, но и эстетическое чувство. В  нём находит отражение связь  человека с природой и социальным миром. Эстетический вкус как бы пронизывает  и эстетическую деятельность человека, и его эстетическое сознание. С  одной стороны, эстетический вкус заключается  в способности высказывать суждение об эстетических достоинствах предметов и явлений природы и общества, с другой – в выражении переживания, благодаря чему реализуются субъективное начало личности, её индивидуальная неповторимость.

Эстетический вкус представляет собой органическую целостность этих специфических признаков. Он не может нести в себе элементы только рационального или только эмоционального. Это рационально-эмоциональное освоение действительности. И в этом смысле эстетический вкус – такая способность, в которой выражена гармония социальной и природной сущности человека. Единство эмоцинально-рационального в эстетическом вкусе проявляется и во взаимосвязи эстетического идеала и эстетического чувства.

Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, красиво – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приобретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тенденцию усложняться и, в конечном счёте, осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.

Сущность эстетического  вкуса заключается в гармоническом  единстве суждения и переживания. Это  делает его общесоциальным, а также в определённых исторических условиях одним из немногих социальных явлений, сохраняющих сугубо личностный характер. Это диалектическое единство противоположностей гармонизирует отношения человека и социума. Ф. Шиллер утверждал, что только вкус вносит гармонию в общество, так как он создаёт гармонию в индивиде.

Информация о работе Особенности и основные черты эстетического суждения. Понятие вкуса