Основные положения теории архитектурной композиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Разные периоды истории оставили нам бесчисленные примеры совершенных произведений, поражающих единством эмоционально выраженного идейного содержания и отточенной, гармонической, высокохудожественной формы.

Работа содержит 1 файл

Основные положения теории архитектурной композиции.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

Стеновая  система, представлявшая в начальный период развития архитектурной формы массивную конструкцию с художественно-декоративной обработкой, впоследствии, с появлением более прочных материалов, превратилась в легкую конструкцию, художественная выразительность которой достигается не пластикой, а графичностью, т.е. швами между панелями, расположением проемов, чередованием лент стекла и панелей.  

Тектоника стоечно-балочных и  каркасных систем

Стоечно-балочная система первоначально не имела художественной выразительности, но хорошо выполняла несущую функцию. Впоследствии греческие и римские зодчие придали ей архитектурно-художественную выразительность, разработав классические ордера.

Стоечно-балочные конструкции  из камня, дерева, железобетона отличаются друг от друга по техническим параметрам. Малое сопротивление растяжению при изгибе каменных балок (архитавра) определило в системе ордера частый шаг колонн, а также небольшой горизонтальный вынос капителей колонн и карниза антаблемента. Большое сопротивление дерева определило в формах древнего ордера, сложившегося в середине века в Азии, большой шаг колонн и большой горизонтальный вынос консолей. В современных несущих конструкциях, в связи с переходом от шарнирных к жестким узлам крепления ригеля со стойкой, возникают характерные признаки тектоники железобетонной стоечно-балочной системы – вертикальная опора, сужающаяся к низу, слитность ригеля и стойки в узле сопряжения. Изобретение стального проката и железобетона и применение этих материалов в каркасных конструкциях позволили в XIX веке перейти к резкому увеличению этажности зданий.

Совершенная стоечно-балочая система, выполненная из железобетона, позволила значительно уменьшить сечений конструкций, увеличить пролет блочного перекрытия, не утратив архитектурно-художественной выразительности.

В современных многоэтажных каркасных домах в тектонических  целях прибегают к обнажению  колонн на отдельных участках здания, но чаще всего в нижнем ярусе (“дом на столбах”) или к иллюзорному  выявлению каркаса на фасаде соответствующими членениями наружных ограждений.    

                               

 Рис. 10. Стоечно- балочная тектоника              

Рис. 11. Сводчатые тектонические  системы: а) аэропорт в Нью- -Йорке (1956–1962 гг.), архит. Э. Сааринен; б) ресторан в Мехико (1957–1958 гг.), архит. Ф. Кандела, Х. И Ф. Альварес Ордонес  

Тектоника арочных и сводчатых  конструктивных систем

Сводчатая тектоническая система в древности представлялась в виде массивных сводов и куполов, опирающихся на массивные стены.

В эпоху Древнего Рима арочные и сводчатые конструкции  из камня и бетона получают не только техническую, но и тектоническую  разработку. В инженерных сооружениях  тектоника арочных систем проявляется  в ритмическом сочетании различных  арочных ярусов, а в гражданских  зданиях дополняется завершенной  системой профилировки архитравов –  идентичным профильным венчаниям опорных  пилонов и обрамлениям арок. При  одинаковых пролетах, нагрузках и  высоте смежных полуциркульных арок их распор взаимно погашается, что  позволяет заменить массивные опоры  колоннами, несущими только вертикальную нагрузку. Соответствующая этой конструкции  тектоническая система аркады на колоннах получает широкое распространение  в архитектуре раннего средневековья. Применение аркады позволяет заменить плоскую преграду отдельными столбами, использование же крестового свода  заменяет опорный периметр стен четырьмя столбами. Применение крестовых сводов позволяет перекрыть, объединить внутреннее пространство площадью в сотни квадратных метров.

Современные сводчатые  системы после применения для  их конструкции железобетона и армоцемента позволяют придать этой криволинейной форме легкость при достаточной жесткости, минимальной толщине и перекрытии огромных пролетов (более 100 м).

Важное средство достижения единства и художественной выразительности  композиции в архитектуре – симметрия.

Симметрия – такой случай равновесия масс, при котором относительно центра, оси или плоскости симметрии элементы располагаются равные не только по массе, но и по геометрической характеристике.

Симметричными считают  тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости  симметрии. Применяют в архитектуре  и асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях  является зрительное равновесие частей по массе, фигуре, цвету и пр. Равновесие масс является средством организации  формы и определяется как сложная  закономерность распределения масс элементов относительно точки или  оси равновесия.

Роль асимметрии в  композиции архитектурных форм –  в выявлении динамики художественного  образа сооружения. В сложных композициях  могут сочетаться симметрия и  асимметрия.

Различные виды симметрии  применяют в особой области убранства  архитектуры – орнаментальном декоре. Орнамент – ритмично повторяющийся  рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом.

Исторически сложилось  несколько типов орнаментов на основе двух источников – природных форм и геометрических фигур. Основные типы орнаментов – сетчатые, прямолинейные (ленточные) орнаментальные полосы, круговые (кольцевые) орнаментальные композиции, центрические (розеты), основанные на симметрии многоугольников, и другие. Примеры сетчатого геометрического орнамента можно увидеть в композициях ряда металлических решеток и оград, плиточных покрытий полов, в декоративном решении стен с узорной кирпичной кладкой.

Ленточный орнамент использован  в прорезях карнизов античных храмов, в росписях стен древнерусских храмов. Розеты различных видов симметрии применены, например, в заполнении кессонов потолков, в русских цветных рельефных изразцах. Орнаментальные заполнения филенок, пилястр и панно чаще имели симметричные композиции, за исключением стилей рококо и модерн, где встречались и асимметричные.

Специфика архитектурных  орнаментальных композиций – в сочетании  орнамента с содержанием композиции здания. На конструкциях и деталях, несущих нагрузку, орнамент имеет  характер, выявляющий их напряженность. На несомых, и особенно на венчающих  элементах, орнамент выявляет их легкость. Особенности орнамента интерьеров – в его камерности, изяществе, более детальной проработке, что  можно видеть на примере интерьеров Московского метрополитена.

Контраст, нюанс. Средствами художественной выразительности в создании единства композиции являются контрастные и нюансные отношения элементов формы, а также отношения равенства, или тождества. Элементы архитектурной композиции могут контрастно (резко) отличаться при сопоставлении друг с другом по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам и, тем самым, усиливать роль друг друга с помощью контрастного сопоставления (см. рис. 8).

Примером контраста  в архитектуре является цветовое противопоставление дополнительных цветов (красный – зеленый, синий –  желтый), взятых не строго по спектру, а  с гармоничным сочетанием промежуточного дополнительного, разбавленного ахроматическим цветом. Контрастной является цветовая триада – гамма, составленная из цветов, равноотстоящих по длине цветовой диаграммы.

Пример цветового  нюанса (мягкого перехода) – монохроматическая  гамма – сочетание оттенков одного цветового тона (например, светло –  и темнооранжевого с коричневым) или ахроматическая гамма (например, сочетание серых цветов).

Для современного интерьера  характерны мягкие тона, которые создаются  естественными материалами, образующими  цветовую гармонию по тону, светлоте и  насыщенности цвета, с одной стороны, и объемом цветового пространства – с другой.

Синтез  искусств в архитектуре. К художественным средствам создания композиционного единства произведения архитектуры относится применение монументального, декоративного и прикладного искусства в архитектуре, в частности скульптуры и живописи, сочетание которых с архитектурой получило название синтеза искусств.

Синтез искусств в современной архитектуре, однако, не ограничивается применением живописи и скульптуры. Получают широкое распространение резьба по дереву, художественно обработанный металл (например, чеканка), майолика и мозаика, гобелены в интерьере.

Архитектурный стиль. Единство архитектурной композиции подразумевает единство стиля, который создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. Стилем в архитектуре и искусстве принято назвать общность образных средств и приемов художественной выразительности, проникнутых мироощущением господствующей идеологии общества. На стиль каждой эпохи влияли различные факторы: идеологические и эстетические взгляды, материалы и техника строительства, уровень развития производства, бытовые запросы, художественные формы.

Одно из принципиальных отличий современной архитектуры  от архитектуры прошлого – ее индустриальность, массовое промышленное производство строительных конструкций и материалов. Требование индустриальности новой архитектуры органически входит в понятие “современный стиль”, в понятие “красота”.  

Приложение 2

Задание на вторую часть контрольной работы “Анализ  архитектурной композиции

известного  архитектурного произведения” 

№№

вариантов

Наименование

темы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Большой театр в  Москве, архит. Росси К.И.

Александрийский театр  в Петербурге, архит. Росси К.И.

Исаакиевский собор  в Петербурге, архит. Монферран А.А.

Биржа в Петербурге, архит. Тома де Томон.

Казанский собор в  Петербурге, архит. Воронихин А.Н.

Адмиралтейство в  Петербурге, архит. Захаров А.Д.

Таврический дворец в  Петербурге, архит. Старов И.Е.

Дом Пашкова в Москве, архит. Баженов В.И.

Дом Разумовского в  Москве, архит. Баженов В.И.

Храм Василия Блаженного в Москве, зодчие Барма и Постник.

Продолжение прил. 2

Вариант 1

Большой театр в  Москве (1821–1824 гг.). Архит. Михайлов А.А. и Бове О.И  

Продолжение прил. 2

Вариант 2

Александрийский театр  в Петербурге (1828–1832 гг.). Архит. Росси  К.И.

Продолжение прил. 2

Вариант 3

Исаакиевский собор  в Петербурге (1818–1858 гг.). Архит. Монферран А.А

Продолжение прил. 2

Вариант 4

Биржа в Петербурге (1804 - 1810 гг.) Архит. Тома Де Томон   
 

Продолжение прил. 2  

Вариант 5

Казанский собор в  Петербурге (1801–1811 гг.). Архит. Воронихин  А.Н.   
 

Продолжение прил. 2

Вариант 6

Адмиралтейство в  Петербурге (1806–1823 гг.). Архит. Захаров  А.Д.   
 

Продолжение прил. 2

Вариант 7.

Таврический дворец в  Петербурге (1783 - 1799 гг.) Архит. Старов И.Е.

Продолжение прил. 2

Вариант 8  

Дом Пашкова в Москве (1784–1786 гг.) . Архит. Баженов В.И.  

Продолжение прил. 2  

Вариант 9.

Дом Разумовского (Шереметьева) на воздвижение в Москве (вторая половина 17 века)

Архит. Баженов В.И    
 

Продолжение прил. 2

  

Вариант 10

Покровский собор  на Рву – храм Василия Блаженного в Москве (1555–1560) гг.). Зодчие Барма и Постник   
 

Приложение 3  

Темы  третьей части

контрольной работы "Архитектурный ордер"

№№

вариантов

Наименование темы
1

2

3

4

 

 

7

8

 

10

Тосканский ордер  ( в массах)

Дорический ордер  ( в массах)

Ионический ордер  ( в массах)

Коринфский ордер  ( в массах)

Антаблемент и капитель колонны дорического ордера

( в деталях)

Капитель колонны  дорического ордера. Сложные архитектурные  профили (обломы)

База колонны ионического  ордера ( в деталях)

База колонны коринфского  ордера (в деталях)

Антаблемент и капитель колонны тосканского ордера

(в деталях)

Построение утонения колонны ордера (два варианта)

Информация о работе Основные положения теории архитектурной композиции