Основные положения теории архитектурной композиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Разные периоды истории оставили нам бесчисленные примеры совершенных произведений, поражающих единством эмоционально выраженного идейного содержания и отточенной, гармонической, высокохудожественной формы.

Работа содержит 1 файл

Основные положения теории архитектурной композиции.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

Основные  положения теории архитектурной композиции

Архитектурная композиция. Цели и  задачи архитектурной  композиции

Разные периоды  истории оставили нам бесчисленные примеры совершенных произведений, поражающих единством эмоционально выраженного идейного содержания и  отточенной, гармонической, высокохудожественной формы.

Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной  композиции здания: с одной стороны  – удобство и пользу (функциональная задача); с другой – прочность  и экономичность (конструктивная и  технико-экономическая задача); с  третьей – красоту форм (эстетическая задача).

Многообразие художественных средств, приемов, используемых для  выражения идеи произведения, объясняется  отличием как самих идей, так и технических возможностей, которые определяются многими факторами и, в первую очередь, социальными условиями.

Архитектурная композиция характеризуется и многими постоянными  принципами, многообразно проявляясь, обогащаясь в течение всего исторического  развития архитектуры, приобретая характер объективных композиционных закономерностей.

Архитектурная композиция – это закономерность и оптимальное  сочетание объемов и пространства в единую гармоническую архитектурную  форму, отвечающую назначению произведения природным и социальным условиям (возможностям строительной техники, требованиям  экономики и идейно-художественным задачам своего времени).

Задача архитектора  – используя средства и методы архитектурной композиции, удовлетворить  всем требованиям, объединив объемы и пространство в целостную структуру, обладающую идейно-художественной выразительностью.

Создание единства архитектурной композиции из множества  составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований –  главнейшая задача архитектуры.

Организующим началом  в архитектурной композиции служит идея, определяемая социальным заказом. Содержание в архитектуре обусловлено  как чисто утилитарными, так и  идейно-художественными факторами.

Цель архитектурной  композиции – достижение единства формы и содержания, т.е. создание с помощью композиционных средств  архитектурной формы, адекватной содержанию. Идея, лежащая в основе художественной выразительности образа архитектурного произведения, формируется под воздействием идеологических воззрений той или  иной эпохи, отражает взгляды определенного  класса и воплощается с помощью  материальных средств, которыми данный класс располагает. Идея теснейшим  образом связана с содержанием  произведения. Таким образом, архитектурная  композиция служит средством выражения  социального заказа. Так, идея торжества, ликования русского народа, стремление увековечить победу Русского государства  над Казанским ханством послужили  основополагающими факторами при  создании архитектурной формы храма  Василия Блаженного в Москве.

Перед архитектором всегда стоит множество задач, которые  он должен решить комплексно, с учетом всех взаимосвязей. Состав этих задач  определяется, в первую очередь, требованиями функционального, конструктивного  и художественного порядка.

К основным задачам  архитектурной композиции относятся:

  1. организация объемов и пространств в соответствии с функциональным процессом, требованиями экономики и местных условий;
  2. выражение конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно-пространственном решении.
  3. гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную архитектурную структуру.

Законченность архитектурной структуры во многом зависит от ее геометрической формы и характера построения деталей, которые ограничивают объем во всех направлениях, дают возможность продолжения развития архитектурного организма.

Целостность – это единство содержания и формы, которое заключается не только в реалистическом воплощении идейно-художественного замысла в соответствующей архитектурной форме, но и в ограниченности построения самой архитектурной формы в единстве композиции и стиля.

Большое значение для  целостности архитектурного произведения имеет стилевое единство художественных элементов, художественных принципов, конструктивных приемов, материала, технологических  форм и деталей, присущих данной эпохе.

Организация архитектурных  форм в гармоничную структуру  подразумевает определенную закономерность в их сочетании – упорядоченность,т.е. композиционная система объединения архитектурных форм в единое целое.

Объективные свойства архитектурно-пространственных форм

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Выделим главные  из них.

Геометрический  вид – основное свойство формы архитектурного сооружения. Он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет обратный характер. Если одно измерение меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

Величина  архитектурной формы – свойство ее протяженности по высоте, ширине и глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

Положение формы в пространстве по отношению к зрителю: фронтальное, профильное, горизонтальное; ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей – многопустотные, плоские и гладкие.

Мерность  формы – это эмоциональная оценка ее объемности, плоскостности, линейности.

Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм.

Насыщенность – степень заполнения пространства какими-либо телами.

Расчлененность  формы – это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое состоит из частей.

Ориентация  формы – определяется соотношением ее положения с каким-либо ориентиром, присущим среде, т.е. представляет собой взаимное расположение формы и среды.

Динамичность  формы – это эмоциональная оценка изменения, точнее, нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающая в каком-либо направлении развития формы.

Статичность формы – это эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.

Соотносительность – особенность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Иллюзорность – восприятие, не свободное от кажущихся свойств формы.

Фактура материала – важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

Цвет  – свойство структуры поверхности формы избирательно отражать световые лучи определенной длины волны. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

Длина волны – параметр, определяющий ощущение цветового тона оттенка, например, длина волны 720 мм – красный, 400 мм – синефиолетовый и т.д.

Яркость – параметр, определяющий ощущение светлого оттенка.

Светлота – свойство структуры поверхности формы отражать часть падающего на нее светового потока.

Чистота цвета (колорит) – доза чистого спектрального цвета в сложном составном оттенке, определяющем ощущение насыщенности.

Светотень – свойство, выделяющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает  
и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы, с наибольшим эффектом выявляет объем и фактуру архитектурной  
формы.

Виды  архитектурных композиций

Выбор композиционных средств согласуется с назначением  здания, его размещением в застройке  и характером его объемной формы.

Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате.

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение  элементов формы по двум координатам  в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий). В связи с этим построение внешних  объемов осуществляется преимущественно  в фасадных плоскостях. Фронтальные  композиции присущи большинству  дворовых, учебных и административных зданий.

Например, если здание театра будет замыкать улицу, по сторонам которой стоят однотипные дома одинаковой высоты, то в этом случае наиболее желательна симметричная композиция здания с выделением хорошо обозримого фасада, т.е. с расположением кассового вестибюля, фойе и зрительного зала по одной оси с центральным входом. Решение фасада должно учитывать характер плоскостного восприятия и обладать достаточной пластичностью. Такая композиция, когда в основном воспринимается не объем,  
а плоскость сооружения, и является фронтальной или плоскостной (рис. 2). История архитектуры насчитывает много примеров фронтальных композиций. Отличаясь строгим, официальным характером, они чаще всего использовались при возведении дворцовых, административных, правительственных зданий.

Объемная  композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, обусловленные нормальным углом зрения (30° ) и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы (рис. 1–5). В случае нескольких обособленных объемов – доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Объемная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем координатам. Ее усложненным  вариантом является центрическая композиция, содержащая центральный крупный  объем, вокруг которого группируются подчиненные  объемы. Объемная композиция присуща  зданиям цирков, крытых рынков, спортивно-зрелищных зданий. Размещение таких зданий в застройке должно обеспечиваться возможностью всестороннего обзора, что в свою очередь требует согласования всех форм его фасада.

Если здание расположено  среди зелени, на склонах холма  с паутиной дорожек, сбегающих к  входу, то в этом случае композиция должна формироваться соответственно рельефу местности, с учетом основных направлений движения людей и  обзора, стремиться к созданию живописной связи между зданием и окружающей природой. Тут в основе восприятия лежит всесторонний обзор. Архитектура  здания в этом случае воспринимается как бы в условиях трехмерного  пространства и требует взаимосвязи  трех основных параметров и соответствующего решения фасадов как элементов  объемной формы. Композиции зданий с круговыми обзорами называются объемными. Примерами таких композиций могут служить античные периптеральные храмы. Римский храм обычно замыкал площадь геометрически правильной формы и был рассчитан на узкий сектор обзора. В связи с этим, римские зодчие, сохраняя объемность формы, усиливали значение главного фасада устройством высокой лестницы и расположением отдельно стоящих колонн. Таким образом композиция храма приобрела фронтальный характер.     

    

Рис. 2. Фронтальная  композиция. Городская Дума в Москве (1890–1892 гг.), архит. Д.Н. Чичагов

Глубинная и глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров.

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Так, например, для  усиления эмоционального впечатления, придания величия античный храм, как  правило, возводился очень большим, его располагали на высоком постаменте и окружали колонными галереями меньшей высоты. Римский храм с парадным двором, площадями, галереями, а иногда и триумфальной входной аркой – это единый архитектурный комплекс, включающий ряд объемных форм и развивающийся в пространстве по определенному принципу. Такая композиция называлась глубинно-пространственной.

Информация о работе Основные положения теории архитектурной композиции