Организация занятий декоративно-прикладным искусством по теме " Дымковская игрушка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Методы и приемы обучения лепки в подготовительной группе детского сада
1.3 Использование декоративной лепки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
1.4 Материалы, применяемы в декоративной лепке
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Определение уровня сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой детей подготовительной группы
2.2 Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования Дымковской игрушки
2.3 Эффективность использования дымковской народной игрушки в развитии творческих способностей старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Печёрская Наталья.docx

— 67.81 Кб (Скачать)

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах  и последовательности работы. Одним  из наиболее распространенных приемов  обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный  показ — показ способа передачи движения, изменения позы, новых  деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель  подбирает такие темы, чтобы детям  встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного  они учатся изображать в разнообразных  позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные  сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды  из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные  черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить  выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд  изделий.

В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и  смысловые связи группы в сюжете.

Детям 6—7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.

6—7-летние дети более требовательны  сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно  и легко берется слепить и  шарик и козу или корову, то  ребенок 6—7 лет уже способен  оценить свои силы, опасается  технических трудностей, требователен  и к отделке, не за всякую  работу легко берется.

Смелость в работе воспитывается  параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и  дети с каждым месяцем все легче  берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими  мелкими деталями.

Воспитатель предоставляет детям  еще большую свободу действий и замысла. Он показывает лишь те приемы, без которых работа может перестать  удовлетворять возросшим требованиям  ребенка. Очень трудно поставить  на тонкие ножки грибы — лисички, мухоморы. Воспитатель показывает, как объединить их на подставке. Еще  трудней поставить на ноги животное, человека — и здесь приходит на помощь совет воспитателя.

6—7-летним детям в процессе  занятия реже нужна техническая  помощь воспитателя, обычно дети  обращаются к нему лишь за  советом — можно ли так украсить, как лучше добавить, пополнить.  Однако и здесь воспитатель  должен видеть затрудняющихся  детей и немедленно приходить  на помощь в тех случаях,  когда видит, что этот ребенок  еще неспособен самостоятельно  выйти из затруднительного положения,  знает, что ребенок много дней  отсутствовал в детском саду  или недавно поступил в детский  сад.

Творческое решение замыслов в  лепке предполагает большой объем  зрительных образов, которые ложатся  в основу их изображений. Для этого  с детьми наблюдают и рассматривают  предметы, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения  животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как  вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута  голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост  в одну ровную линию у убегающей  лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания должны помочь детям во время лепки  сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы  показать животных в разных положениях. Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Дети рассматривают форму туловища, сравнивают по размеру его части. Если перед подобными наблюдениями детей предупреждают, что они  будут рассматривать петушка, а  потом лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше  запомнят особенности животных. Во время наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляющие их внимание на то характерное, что поможет передать животное более выразительно. Можно  рассматривать с детьми иллюстрации  в книгах, где персонажи представлены в разных положениях.

Изображение человека наиболее сложно для детей, поэтому воспитатель  организует рассматривание разных кукол (санитарка, космонавт, школьница и  т. д.), проводит наблюдения людей на улице, детей во время прогулки: на катке или парке. Он обращает внимание детей на форму частей фигуры человека, пропорциональные отношения между  частями, предлагает сравнить фигуру взрослого  и ребенка. Организуя подобные наблюдения, воспитатель задает детям вопросы, например, «Кто выше: девочка или  ее мама? У кого из них больше голова, длиннее руки, ноги» Выразительность  готовых фигур будет зависеть и от того, как дети передадут  одежду. Поэтому воспитатель привлекает их внимание к тому, что на ногах  у девочки – валенки, а у ее мамы – сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с пумпоном, а у ее мамы – большая меховая шапка. Чтобы дети лучше поняли движение, можно прибегнуть к показу его самими детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда мальчик бежит на лыжах, туловище мальчика и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, а другая нога, которой он отталкивается, сзади и выпрямлена; одна рука с палкой несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад.

Успешная передача динамики в лепке  зависит и от того, как она преподносится  воспитателем. Лучше всего, когда  при объяснении действие расчленяется на составные части, например во время  лепки по стихотворению Л. Воронковой «Маша-растеряша» воспитатель говорит: «Для того чтобы заглянуть под  стол. Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол».

Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое  содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и  ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластинку переходов от одной части к другой, на то, какими способами они выполнены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки).

Могут быть организованы также выставки декоративных пластинок с доступным  содержанием, керамической посуды. При  рассматривании посуды воспитатель  задает детям вопросы о форме  сосудов, о том, каким способом их сделать из глины. Знания детей можно  дополнить рассказом о гончарных  мастерских, где работают мастера, которые  на специальных станках лепят  посуду. Хорошо сводить детей на выставку или в музей прикладного искусства.

В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические  приемы, предоставляя в остальном  инициативу ребенку. В процессе занятия  дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель  наблюдает за тем, как лепят дети, и, если нужно, задает им вопросы. Например, во время лепки на тему «Звери зоопарка»  воспитатель видит, что ноги у  слона, которого изобразил ребенок, очень тонкие, а хобот короткий. Воспитатель предлагает вспомнить, какой толщины ноги у слона, и  подумать сможет ли таким хоботом  слон переносить бревна.

При обучении детей предметной или  сюжетной лепке воспитатель может  использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы  персонажи оказывались в самых  разнообразных ситуациях. Важно, чтобы  во время слушания у детей формировались  живые действенные образы. После  чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или  эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи  по отношению друг к другу, в каком  положении они находятся и  какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода  на ней уместились.

В подготовительной к школе группе можно применять игровые приемы, например, провести игру в гончарную  мастерскую. Воспитатель рассказывает о том, как мастера создают  посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры (в посудный магазин).

Возможно создание и других увлекательных  ситуаций. Например, детям предлагают вылепить декоративные плитки, чтобы  подарить их в День Победы бывшим фронтовикам  или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например фриз из бабочек. Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка – эскиза, который создается  за день или два до занятия. Вся  работа над пластиной ведется  в два приема. Сначала по размеру  эскиза подготавливается пластинка. Это  техническая работа, которая требует  от ребенка точности движений и аккуратности. Подготовленные пластинки завертываются  в полиэтиленовую пленку и сохраняются  до следующего занятия, на котором дети по эскизу будут делать рельеф. Так  же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняются углубленным  или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергается росписи ангобами.

Организация анализа возможна в  разных формах: дети сидят на своих  местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к  себе отдельных детей, и они анализируют  чью-то работу; все изделия размещаются  на специальном столе, воспитатель  и дети стоят около стола, рассматривают  их и беседуют о качестве работ. Формы  анализа могут быть и другие: они  зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой  он работает с детьми.

Развитие творческой активности и  самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском  саду, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей  группе в основном воспитатель с  дежурными подготавливали рабочее  место для каждого ребенка, раздавая глину и оборудование, то в подготовительной группе каждый ребенок может сам  взять себе то количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках. В том случае если лепка связана с окраской ангобами, то занятие делится на две части: первая часть занятия – лепка предметов, а вторая часть – окраска их.

На занятиях лепкой перед воспитателями  ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей  изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в  детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к  школе.

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет  свои специфику.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Дети 5-7 лет уже в состоянии  проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель  это делает сам.

Задача воспитателя – понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали  способ лепки, нужно доказать, что  есть другой, наиболее удобный и  подходящий.

Важно, чтобы дети из множества  возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или кошку можно  вылепить способом вытягивания из целого куска глины или из отдельных  частей.

Лепка из отдельных частей более  длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный  образ, а из целого куска дает возможность  сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Трудность  вытягивания формы из целого куска  для ребенка заключается в  том, что нужно на глаз определить количество глины для той или  иной части.

Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в  которых ярко раскрывается тот или  иной образ.

Иногда используются загадки, но надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей формы, размеров, действий. Например:

С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел)

В конце занятия воспитатель  показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет  их ответы. Важно, чтобы дети научились  критически и доброжелательно оценивать  свою лепку и работу товарищей.

В подготовительной к школе группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать  свою работу, обдумывать заранее изображение  формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской  самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения  и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель  дает детям задание – выбрать  и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также  количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к  работе.

Важно, чтобы дошкольники овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в  лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют  с частями предмета и им не нужно  прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как  вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т.д.

Информация о работе Организация занятий декоративно-прикладным искусством по теме " Дымковская игрушка"