Казахский орнамент. Разновидности орнамента

Дата добавления: 29 Октября 2013 в 20:08
Автор: g*************@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (201.82 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

контрольная Орнамент.худ.труд.doc

  —  249.00 Кб
  1. Казахский орнамент. Разновидности орнамента.

Названия распространенных элементов орнамента.

Центральная Азия – сердце евроазиатского материка. Исторические судьбы народов, населяющих это пространство, тесно переплетены между собой, ибо это ветви одного дерева.

«Никто не приходит «ниоткуда», и не исчезает в «никуда». Мы есть, и мы были всегда. Ибо мы знаем  свою родословную в семи коленах, знаем свою историю в 27 веках. Если уподобить современное искусство  Казахстана кроне пышно-цветущего  дерева, то традиционное казахское искусство, и в первую очередь орнамент – образ глубоких его корней. Изучение орнамента – путь к истокам». (Р. Жусупов, директор музея Современного икусства «Шежире»)

Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.

Прикладное искусство — один из основных разделов казахской этнокультуры, необходимо преподавать в школах, и не только на уроках рисования и труда, но и на уроках истории, так как изделия прикладного искусства являются носителями информации о древней культуре народа. Их образцы хранятся в музейных фондах в качестве экспонатов археологических раскопок. Еще в дописьменные времена кочевники отображали особенности своей жизни и быта при помощи изделий прикладного искусства. Произведения древнего прикладного искусства дают учащимся объективные сведения о прошлой жизни наших предков. Все произведения прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок на территории нашей страны, украшены орнаментами. И что характерно, в соответствии с уровнем развития каждой эпохи менялись особенности стиля мастеров — создателей орнаментов. Если говорить на языке орнаментов, то много еще не раскрытых тайн хранят они. Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения не доказаны тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов. В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы нашей страны отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша — паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов. В данном пособии рассматривается только самый распространенный вид - "мүйіз" — роговидный орнамент.

"Мүйіз" можно назвать истоком,  первоэлементом казахского орнамента,  так как другие виды орнаментов  создавались на его основе. Менялись  только названия, например, "қошкармүйіз" - бараньи рога; "аркармүйіз" - рога архара; "бұғымүйіз" — рога оленя; "қырықмүйіз" — сорок рогов; "қосмүйіз" — двойные рога; "сыңармүйіз" - однорогий; "сынықмүйіз" - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц — "төртқұлақ" — крестовина; түйетабан — верблюжья ступня; "сыңарөкше" — единственная пятка; "қосалқа" — двойное ожерелье; "құсканаты" — птичьи крылья; "қазтабан" — гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент — "мүйіз" — рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.

Орнаменты типа "мүйіз" иногда бывают очень мелкими, а порой — крупными. Мелкие используются в украшении  ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные — в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заложен в самой основе войлока, в сырмаках — вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.

Народные мастера, используя орнамент "мүйіз" во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные  композиции.

Мастера, используя новые орнаменты  в соответствии с требованиями времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными.

Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах  искусства казахского народа. Они  являются его спутниками, как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид.

Обогащение духовной самобытности народа, расширение его мировосприятия в связи с обретением независимости, позволило народным мастерам подняться  на более высокую ступень творческих поисков.

В настоящее время открываются новые предприятия, занимающиеся изготовлением традиционных народных изделий, украшаемых уникальными орнаментами, пользующимися большим спросом.

Создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая большое  внимание на их художественное решение. Поэтому в настоящее время все чаще встречаются более современные по композиционному решению новые образцы орнаментов, называющиеся "шаршыою" — орнамент-квадрат, "араласөрнек" — смешанный узор.

К тому же в изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.

Слово "композиция" на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами и орнаментом пиалу, то они не должны иметь очень  мелкий или крупный рисунок, а  подходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент.

Для орнамента также  важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.

Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "қошқармүйіз" - бараньего рога — это ритм. Если "қошқармүйіз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности — это называется "шетою" — бордюрный орнамент.

Разделение единого  потока на две части условно можно назвать символом власти; по форме элемент действительно напоминает рога барана.

Из соединения двух противоположных  начал возникает нечто третье –  объединяющая третья сила. Это закон движения и развития жизни, так называемый закон триединства.  Закон триединства  подробно описан в работах крупнейшего суфийского философа-мистика Г.Гурджиева, который глубоко изучал культуру и искусство Древнего Востока.  Заключается он в том, что любое движение складывается из трёх составляющих: утверждающее начало – сила (+), отрицающее - знание или проверка на прочность (-), и нейтрализующая сила -  объединяющий третий принцип.  Закон триединства – это всеобщий закон, поэтому для лучшего понимания его  можно рассматривать как единство трёх времён: прошлого, настоящего и будущего.

Другой характерной  и своеобразной особенностью казахского орнамента, можно назвать явление  дипластии, или взаимопроникновение  фона и узора. Чаще всего его можно  встретить в орнаментах сырмаков и тускиизов – шерстяных ковров, выполненных методом аппликации.

Примерное равенство  фона и узора, а также цветовое решение, основанное на принципе контрастов, позволяет говорить о присутствии  здесь симметрии противоположностей.  Такой вид симметрии был описан в прошлом веке А.В.Шубниковым и утвердился в науке под названием антисимметрии.

По смысловому значению явление дипластии заключает  в себе древнюю идею дуализма, известную  ещё со времён Заратуштры. Взаимопроникновение  контрастных по цвету и часто  идентичных по форме элементов зрительно  создаёт впечатление равновесия, где каждая из полярностей имеет право на полноправное сосуществование, являясь одновременно дополнением своей противоположности. Общим элементом, находящимся на границе контрастных форм, становится серединная линия. Удерживая в сознании изображения обеих полярностей, человек имел возможность выхода в иное измерение, некое пространство, лежащее за пределами добра и зла  через серединную линию, которая становится своеобразным медиатором – третьим объединяющим началом.

В произведении Г.Гурджиева «Беседы Вельзевула со своим внуком» есть интересный рассказ о том, как во времена пребывания Пифагора в древнем Вавилоне древнее эзотерическое знание было зашифровано и в символической форме передано через произведения искусства, легенды, обряды и церемонии. Именно этот рассказ послужил началом данному исследованию и поиску произведений искусства, содержащих идеи эзотерического знания. В своих работах  Г.Гурджиев часто пишет о существовании объективного искусства, следы которого можно встретить именно на Востоке. Создание произведений такого искусства невозможно без знания математики. Такое искусство не может восприниматься по-разному различными людьми, оно производит именно то воздействие, которое было в него заложено, - разница заключается лишь в степени восприятия его зрителем или слушателем.

На протяжении многих поколений идеи древнего искусства  бережно сохранялись и передавались от учителя к ученику. Таким образом, оно стало традиционным, и благодаря  этому сохранилось до наших дней. И хотя в народном искусстве разрабатываются в основном одни и те же мотивы и темы, в нём всегда есть место для творчества;  каждый художник  вносит в своё произведение нечто своеобразное, отвечающее его индивидуальности и духу времени.

 

 

Литература.

 

  1. С. Кенжеахметулы «Традиции и обряды казахского народа» Алматы 2004 г.
  2. Б. Шоптыбай «Қазақтың ою - өрнектері» Алматы - өнер 2006 г.
  3. М. Аджи «Тюрки и мир: сокровенная история» Москва АСТ 2004 г.
  4. Л.Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая Степь» Москва ЭКСМО 2006 г.
  5. В.И. Тимошина «Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад» Алматы 2001 г.
  6. «История Казахстана» Алматы – Атамура 1 том
  7. В. Аяган «Қазақ ою» Алматы 2004 г.
  8. Р.М. Фокина «Орнамент» Феникс 2005 г.
  9. М.Ш. Омирбекова «Традиционная культура казахов» Алматыкітап 2004 г.
  10. У. Джаксыбеков «По следам легенды о золотой домбре» Алматы 1990
  11. О. Жанибеков «Қазақ киімі» Алматы - өнер 2005 г.
  12. А.К. Маргулан «Казахское народное прикладное искусство» 3 том Алматы - өнер 1994 г.
  13. Г.Е. Тайжанова «Казахи» Казахстан 1995 г.
  14. Толенбаев – Омирбекова «Способы создания казахского орнамента» Алматы 1993 г.
  15. Казахстан «Национальная энциклопедия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Составить  конспект занятия  по аппликации «Украсить  достархан». Предоставить  детские работы.

 

Тема: «Украсить дастархан»

Цель: воспитывать уважение к традициям казахского народа, его быту

 

ОЗ:  Учить детей располагать элементы казахского орнамента на квадрате или на круге: узор располагается по краю с ритмичным повторением элементов, по углам или в центре. Упражнять детей в вырезании казахского орнамента симметричным способом

РЗ: Развивать умение работать с ножницами и свободно владеть ими.

ВЗ: Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.

Материал к занятию:  образец «дастархана», выполненный воспитателем, образцы орнамента, листы бумаги, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

 

Воспитатель вносит в группу куклу  в национальной одежде:

- Ребята, сегодня у нас необычный  день, к нам в гости пришла  кукла Айгуль. Давайте с ней поздороваемся. Сәлеметсізбі, Айгуль. (дети здороваются с куклой)

- Посмотрите, какая она нарядная, какое у нее красивое платье, расшитое национальными узорами - орнаментами.

(дети рассматривают куклу)

II. Объяснение нового материала. 

 

Воспитатель объясняет, что слово орнамент означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Обычно он служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Орнамент придаёт изделию выразительность, красоту. Объяснение сопровождается показом

Страницы:12следующая →
Описание работы
Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.
Содержание
содержание отсутствует