Иван Иванович Шишкин. "Утро в сосновом лесу"

Дата добавления: 16 Декабря 2011 в 17:09
Автор: S********************@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (17.75 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

1.docx

  —  20.27 Кб
 

1. Биография

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга  Вятской губернии. Происходил из древней  вятской фамилии Шишкиных, был  сыном купца Ивана Васильевича  Шишкина (1792—1872)[1].

В двенадцать лет  был определён в ученики 1-ой казанской  гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в  Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857продолжал своё образование в Петербуржской  Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессораС. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал  этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее  и большее знакомство с её формами  и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему  две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил  большую серебряную медаль за вид  на Валааме, в 1859 году — малую золотую  медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую  медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя, вместе с  этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там  мастерские известных художников, между  прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью  анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним  из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних  с натуры. В Цюрихе попробовал впервые  гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с  целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в  Дюссельдорф и написал там  по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много  занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в  удивление иностранцев, и некоторые  были помещены в Дюссельдорфском  музее рядом с рисунками первоклассных  европейских мастеров.

 

 

И. Н. Крамской. Портрет  художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская  галерея)

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург  до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью  по России, почти ежегодно выставлял  свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках  производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в  Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал  до конца своей жизни, посвящая ему  почти столько же времени, сколько  и живописи. Все эти работы с  каждым годом увеличивали за ним  репутацию одного из лучших русских  живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской  области).

В 1873 году академия возвела  его в звание профессора за приобретённую  ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 годубыл приглашён  руководить её учебной пейзажной  мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая  над новой картиной. 
 
 

2. История создания.

В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее бы глубинную силу и необъятную мощь российского соснового бора. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Три месяца Шишкин жил  в шалаше, добиваясь единения с  природой. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Утро». Однако, жена Ивана  Ивановича Софья Карловна, служившая  главным экспертом и критиком картин великого живописца, посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Первоначально  планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако, их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского  леса. Выбирать пришлось из трех фактурных  представителей фауны: медведя, кабана и лося. Отбор произвели методом  отсечения. Кабан отпал сразу - Софья  Карловна не любила свинину. Сохатый  также не прошел по конкурсу, так  как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно. В поисках  победившего в тендере подходящего  медведя Шишкин вновь был отселен  в Брянские леса. Однако на этот раз  его ожидало разочарование. Все  брянские медведи показались живописцу  худосочными и малосимпатичными. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. 4 года скитался художник по лесам Орловщины, Рязанщины и  Псковщины, но так и не нашел экспонат, достойный шедевра. «Непородистый  нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», - писал из шалаша Шишкин жене. Софья Карловна и здесь  помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской  губернии. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как  «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». На Вятку, в Омутнинский уезд и  подался Шишкин в поисках идеального животного. На шестой день проживания в лесу, неподалеку от своей уютной землянки художник обнаружил берлогу  великолепных представителей бурой  породы медведей. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. В 1889 году великое  полотно было готово, аттестовано  Софьей Карловной и размещено  в Третьяковской галерее.

            К сожалению, о существенном  вкладе вятской природы в написание  картины «Утро в сосновом бору»  сейчас мало кто помнит. А зря.  И по сей день медведь в  этих краях водится мощный  и породистый. Общеизвестным является  тот факт, что для эмблемы Олимпиады-80 позировал медведь Громыка из  зверохозяйства «Зониха».

Но мало кто знает  подлинную историю написания  этой картины. Как известно, Шишкин был классическим пейзажистом. Картина  появилась в 1889 году. Вероятно, художник написал ее под впечатлением от поездки  по вологодским лесам. На ней был  изображен утренний сосновый бор. Обладая  исключительным талантом живописца, художник невероятно точно изобразил тихую  мощь пробуждающегося леса.

А, собственно, всеми  нами любимые мишки появились  на картине чуть позже. Их автором  стал товарищ и коллега Ивана  Ивановича Константин Аполлонович  Савицкий. Знакомство двух живописцев ,страстно любивших природу,произошло  в художественной артели. Там же, якобы, Шишкин показал Савицкому  законченный пейзаж и посетовал  на то, что картине не хватает  динамики. А Савицкий, дескать, предложил  свою помощь в написании какой-нибудь лесной живности, которую великий  Шишкин, к сожалению, писать не умел. Так, совместными усилиями, появилась  одно из самых известных русских  художественных полотен.

Интересно, что подписывая полотно, оба художника оставили на нем свои подписи. Однако, коллекционер Павел Третьяков подпись Савицкого  стер,отдав тем самым авторство  Ивану Ивановичу. Хотя существует и  другая версия исчезновения подписи  Савицкого под картиной. Если брать  ее за правду, Савицкий сам пришел к  Третьякову с просьбой снять с  картины инициалы автора мишек. 
 

3. Образные Средства. 

Шишкин много путешествовал  по России, изучая ее природу. Его “художественной  стихией” был лес, преимущественно  северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Шишкиным написаны получившие широкую известность и прославившие его как крупнейшего пейзажиста картины: “Рубка леса” (1867), “Рожь” (1878), “Лесные дали”  “Утро в сосновом лесу” (1889), “Корабельная роща” (1898), в  которых созданы целостные образы русской природы, ее лесов и полей. 

4. Перспектива картины. 
 

Но линейная перспектива  часто сочетается с так называемой тональной, воздушной.

Однако в природном  ландшафте прямолинейная строгость  линий встречается редко. Там  чаще господствуют линии кривые –  змейки дорог и тропинок, вьющиеся русла рек, гребни горных хребтов, вытянутые  массивы лесов и т. д. При киносъемке пейзажей мы почти постоянно имеем  дело с перспективой тональной.

Пример тональной  перспективы – туманное утро в  лесу. Деревья, расположенные ближе  к нам, просматриваются четко. По мере удаления они теряют резкость, становятся более серыми. Совсем дальние  – оказываются в пелене тумана, выбеливаются, теряют четкие контуры. И, наконец, самые отдаленные совсем сливаются с туманом, тонут в  нем.

Вспомните «Утро  в сосновом лесу» И. Шишкина. На переднем плане в легком предрассветном сумраке  четко – медвежья семья у сломленной бурей сосны. Стоящие за этой живой  группой деревья уже начинают тонуть в тумане. Чем дальше, тем  труднее читаются их контуры. И, наконец, далекие сосны совсем пропадают  в голубой пелене.

Обратите внимание на колорит картины. Воздушная перспектива  не голубая и не синяя – она  сине-зеленая, особенно в левой части  картины. По всему выходит, что мастер естественного цвета Шишкин слегка запутался в оттенках утреннего  освещения – но ведь ему надо было как-то тени показать? 
 

5. Колорит Формат. 

Утреннее солнце разгоняет влажный, голубоватый  ночной туман, поднимающийся снизу, из оврага, яркие скользящие лучи золотят  верхушки огромных сосен. В этом заповедном лесном царстве стоит особая, торжественная, не нарушаемая человеком тишина.

Контуры деревьев расплываются, тают в глубине картины, передний же план, напротив, четко разработан. Колорит переднего плана картины  сочный, глубокий, даже тяжеловесный, в  изображении дальних планов он постепенно приобретает легкость, прозрачность, становится светлым, неопределенным. На этом этапе творчества Шишкина начинают интересовать проблемы пленэра –  взаимодействия света и цвета  в живописи, изменения цвета под  воздействием освещения.

Дата написания  картины: 1889 г.

Оригинальный размер: 213x139 см.

Место хранения картины: Государственная Третьяковская  галерея, Москва

Материал картины: холст, масло

Описание работы
Биографические сведения, описание картины.
Содержание
содержание отсутствует