Формирование творческой личности у учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть методы формирования творческой личности. Изучение процесса формирования творческой личности. Раскрыть методы совершенствования объекта изучения.
Задачи: изучить литературу по формированию творческой личности, раскрыть процесс формирования творческой личности, дать определение творческой личности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования творческой личности у учащихся 6
1.1 Теоретический анализ феномена творчества 6
1.2 Фазы творческого процесса 10
1.3 Определение понятия творческой личности 14
2. Дидактические условия формирования творческой личности у учащихся 22
2.1 Цели и задачи технологии формирования творческой личности 22
2.2 Воспитание у учащихся творческого начала 24
2.3 Эвристические приёмы творческого мышления 24
2.4 Механизм организации творческой деятельности 29
Выводы 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Формирование творческой личности у учащихся (обработанная).doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Прежде чем перейти конкретно к методу гирлянд случайностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить, что такое ассоциации, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы. .[6,с.20]

Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависит от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания. .[20,с.39]

Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Основная цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы "расшатать" стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение, перекинуть "мостик" к искомым аналогиям. Ассоциации в творческом поиске выступают как прямые "подсказки", как аналогии или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом и объектом совершенствования, объектом изобретения. Последнее свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристической силой. Так в примере с "арахнавтикой", наверное, для того, чтобы у Дедала родилась идея использовать нити в качестве парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств: наблюдение летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации с летящим парашютистом. Именно в тех случаях, когда аналогия находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожиданностью и оригинальностью. .[6,с.261]

Различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу), по смежности - для приемов преобразования в пространстве и времени.

Все примеры генерирования ассоциаций можно разделить на две группы: приемы свободных ассоциаций и направленных детерминированных ассоциаций.

К свободным ассоциациям относят такие, генерирование которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, каламбура и т.д.

Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными заранее заданными условиями. .[4,с.369]

К таким условиям, например, можно отнести генерирование ассоциаций по контрасту, выраженных только глаголом и т.д., или ассоциацией по сходству, также выраженных словами определенной части речи или символами, знаками и т.д.

Генерирование как свободных, так и направленных ассоциаций основывается на быстрой реакции на слово раздражитель. Реакция человека на слово-раздражитель является глубоко индивидуальной и зависит от его интеллекта, темперамента, условий, психофизиологического состояния и т.д.

Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово раздражитель и виде связанной последовательности - "гирлянды", когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является в свою очередь, словом-раздражителем для последующей ассоциации.

Например, со словом-раздражителем "компас" можно образовать следующую группу ассоциаций:

Компас: движение, направление, трасса, магнитное поле, путеводитель, уверенность, железное постоянство, поход, круиз, самолет, теплоход, навигация и т.д. .[8,с.37]

Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность: компас - движение, движение - танцы, танцы - радость, радость - здоровье, здоровье - бодрость, бодрость - сила, сила - штанга, штанга - игрушка силачей и т.д.

Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта. .[10,с.96]

Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта.

Гирлянда ассоциаций может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных, стереотипных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Этот прием может быть полезен при поиске новых функций свойств и качеств объекта.

Как уже говорилось, эффективность всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психики человека к моменту "озарения", в установлении связи между сознанием и подсознанием и подключением интуиции.

Конечно, нельзя не видеть огромные возможности ассоциаций

для развития творческих задатков: памяти, остроты мышления, воображения, а использование метафорических ассоциаций развивает, кроме того, образность мышления. .[22,с.126]

В качестве упражнений для тренировки этих задатков можно использовать все изложенные приемы. Неплохо, если эти упражнения будут выполняться в виде игры и особенно детьми, у которых воображение и образность мышления проявляются сильнее. В этой игре дети будут выполнять роль "катализатора" и одновременно с помощью взрослых развивать свои природные задатки.

Рассмотренные нами эвристические приемы послужили основой для создания эвристических, интуитивно-ассоциативных методов активизации творческого мышления. Эти методы можно рассматривать как совокупность предписаний по выполнению тех или иных эвристических приемов, а с точки зрения их использования для развития задатков и способностей творческой личности - как готовые упражнения для тренировок. .[4,с.111]

 

2.4 Механизм организации творческой деятельности

 

Проблема школы, ее главное задание - формировать целевые мотивы, которые дают возможность прививать навыки, благодаря которым человек самостоятельно будет руководить своей познавательной активностью. Нужно, чтоб ученики овладели этой технологией. .[7,с.178]

Как показывают исследования, лишь в 13% учеников формируют целевые установки на выявление нового, раньше неизвестного, а у остальных - на механическое запоминание текстов. Чтоб решить эту проблему, учителю необходимо организовать работу с учениками в трех направлениях;

1) правильно формулировать целевую установку (отмечать, перечислять факты, все, что подлежит усвоению; давать общее представление о теме, которую нужно выучить; обращать внимание на новизну изучаемого материала; уделять внимание критике: критическому отношению к учебнику; делать прогнозирование);

2) активизировать контроль за восприятием (непонятное, спорное, неправильное);

3) повышать темп воображаемых операций, обращать внимание на глубину и четкость их осознания, на зрительное представление фактов, изъятие главного, прогнозирование прочитанного, установление причинно-следственных связей, критическое отношение к тексту. Кроме того, стоит напомнить, что хороший результат дает выполнение учителем принципов учебно-воспитательного процесса, которые, в свою очередь, способствуют формированию творческих способностей учеников. Среди них можно назвать:

- принцип развития, который допускает учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников;

- принцип самодеятельности, целью которого является деятельный подход, когда ученики чувствуют себя соучастниками учебного процесса, а идеи учителя полностью овладевают ими;

- принцип самоорганизации, который должен быть хорошо отработанный учителем. .[24,с.200]

Место учителя на каждом этапе урока, его деятельность можно охарактеризовать глаголами: учит, направляет, помогает. Не менее важное место в развитии ребенка занимают способности, которые обеспечивают производительность труда с интеллектуальной нагрузкой. Опираясь на исследование С. О. Сысоевой, можем назвать такие способности: проблемное видение; способности к выдвижению гипотез, оригинальных идей; способность к выявлению противоречий; умение анализировать, интегрировать и синтезировать информацию; поисково-превращающий стиль мышления; способность к межличностному общению; способность к исследовательской деятельности и тому подобное.

Нужно помнить, что каждый человек - неповторимая индивидуальность, и поэтому она характеризуется своим уникальным набором перечисленных выше качеств. Учитель должен стимулировать развитие недостающих у ребенка способностей - черт, которые способствуют успешной творческой деятельности. При этом большое значение предоставляется диагностической деятельности учителя. Большое значение имеет эта деятельность, когда учитель получает новый классный коллектив. Можно предложить такой критерий оценки уровня творческой деятельности учеников: инициатива, активность; уверенность в своих силах и способностях; нестандартные действия; умение довести дело до конца; поезд к самостоятельной работе; логика мышления; импровизация. Понятия одаренности и творчества взаимосвязаны; направленность на творчество является выразительным признаком одаренности, а одаренность всегда проявляется в определенной сфере творческой деятельности. .[11,с.216]

Сущность и специфика творчества обобщенно отображается двумя признаками: превращения явлений, вещей, процессов действительности или их образов; новизна, оригинальность идей. Относительно ученического творчества новизна продукта деятельности может иметь не только объективный, но и субъективный характер.

Творчески одаренный ребенок, по данным мировой психологии, проявляет себя наиболее выразительно в академической, интеллектуальной, двигательной, коммуникативной, художественной сферах деятельности. Перестройка внутренних предпосылок, которые обеспечивают творческую активность ученика, может быть осуществлена благодаря:

1) формированию нового педагогического мышления учителя;

2) глубокому изучению личностно творческих возможностей учеников и оценке их сформированности;

3) совершенствованию учебно-воспитательного процесса через:

- реализацию психологических аспектов усвоения знаний;

- проблемно-диалогический подход;

- нестандартный урок и тому подобное. .[15,с.46]

 

 


Выводы

 

В своей работе я рассмотрела теоретическое формирование творческой личности и предложила методы для развития творческого начала у учащихся.

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Индивидуальные особенности поведения людей имеют решающее значение для целого ряда профессий, для плодотворного участия личностей-носителей этих профессий в творческом процессе.

Формирование социально ценной творческой личности начинается с формирования достаточно сильной социально-ценной потребности. Тренировка “творческого мышления”, “творческого труда” сопровождается воспитанием “эмоционально богатой” личности.

Творческая интуиция порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения доминирующей потребности. Она напряженно работает на доминирующую потребность, и невозможно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива.

Игровая деятельность детей с их познавательными потребностями и чрезвычайно слабой вооруженностью сознания является периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки, открытия следуют буквально друг за другом.

Каждый человек обладает индивидуальной структурой трех уровней сознания (сознание, подсознание, сверхсознание). Все они входят в его вооруженность, обеспечивающую удовлетворение потребностей и их возвышение в процессе развития человека.

Широкий эволюционный подход к природе творчества подтверждает невозможность волевого вмешательства в механизмы творчества. Однако можно предположить о существовании косвенных путей сознательного влияния на эти механизмы.

Инструментом подобного влияния может служить профессиональная психотехника человека, призванная решать две задачи: готовить почву для деятельности подсознания и не мешать ему.

В сфере творческой деятельности человека эволюционизирует его опыт, включающий в себя освоенный субъектом опыт других людей и поколений. Однако этот коллективный опыт, совокупность знаний и умений, технологий, т.е. культура в целом, пополняется открытиями и достижениями, первоначально возникающими не в общей “культуре”, а в конкретной индивидуальной голове творящего субъекта.

Информация о работе Формирование творческой личности у учащихся