Формирование творческой личности у учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть методы формирования творческой личности. Изучение процесса формирования творческой личности. Раскрыть методы совершенствования объекта изучения.
Задачи: изучить литературу по формированию творческой личности, раскрыть процесс формирования творческой личности, дать определение творческой личности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования творческой личности у учащихся 6
1.1 Теоретический анализ феномена творчества 6
1.2 Фазы творческого процесса 10
1.3 Определение понятия творческой личности 14
2. Дидактические условия формирования творческой личности у учащихся 22
2.1 Цели и задачи технологии формирования творческой личности 22
2.2 Воспитание у учащихся творческого начала 24
2.3 Эвристические приёмы творческого мышления 24
2.4 Механизм организации творческой деятельности 29
Выводы 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Формирование творческой личности у учащихся (обработанная).doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано другому, может стать достоянием других членов сообщества. В сфере творчества именно сознание формулирует вопрос, подлежащий разрешению и ставит его перед познающим действительность.

К сфере подсознания относят все то, что было осознаваемым ранее. Это хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъектов. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознаваемость этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. За сознанием остается функция отбора этих гипотез путем их логического анализа.[23,с.431]

Трехуровневая структура сознания может рассматриваться как основной параметр индивидуальности человека. У разных людей активность этих уровней выражена далеко не в равной степени.

Все уровни сознания развиваются, обогащаются и тренируются начиная с раннего детства. Сверхсознание тренируется игрой, затем – искусством. Оно не редко функционирует в зоне конфликта между социальными и идеальными потребностями, между существующими нормами и необходимостью их изменения. Сознание обогащается в процессе обучения, потом – образованием и мышлением. Подсознание наполняется посредством подражания, а позднее – практическим опытом, который контролируется сознанием. По мере взросления происходит обогащение как сознания (вполне осознаваемого опыта), так и подсознания, т.е. совокупности вторично неосознаваемых, автоматизированных навыков и умений. На определенном этапе у сверхсознания (творческой интуиции) появляется возможность непосредственного использования опыта, хранящегося в подсознании.

“Творческая личность, – утверждает американский психолог Л.С. Кьюби, – это такая, которая некоторым, еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными”.[10,с.125]

Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность

- как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового. Залогом творческой деятельности человека является отбор необходимой (ценной) информации. Причем под ее ценностью понимают степень вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на основе полученного сообщения.[22,с.210]

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Техническое творчество. Существует две формы получения творческого результата (решения):

- изобретение;

- рационализация.

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.[16,с.63]

К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.

Категории новизны.

Результат деятельности может характеризоваться с различных точек зрения. Различают:

- принципиально новое (качественно);

- новое во времени.

Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.

Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.

Понятие новизны.[23,с.161]

Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).

По отношению к "творцу", новизна классифицируется:

1. Индивидуальная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидуальным, психологически новым.

2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей.

3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона.

4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования. Из сказанного вытекает, что обучение творчеству как специальной дисциплине должны проводить высоко квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них в научно-учебно-воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества.[17,с.171]

 

 


2. Дидактические условия формирования творческой личности у учащихся

 

2.1 Цели и задачи технологии формирования творческой личности

 

Признание ученика главной действенной фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого ученика [18,с.326].

В науке и до сих пор дискутируется проблема, можно ли научиться творчеству, творческого мышления; однако опыт работы экспериментальных школ, лицеев дает; возможность утвердительно отвечать на этот вопрос. Главная цель этих учебных заведений - преодоление отчуждения ученика от окружающей среды и предоставления ему возможности самому активно осваивать его. Только в процессе самостоятельной деятельности у ребенка могут быть сформированы навыки непрерывного интеллектуального саморазвития.

Придя в школу, дети должны погружаться в атмосферу творчества, поиска нового, поддавать сомнениям постоянные истины [3,с.75]. Создание такой атмосферы - дело сложное, но необходимое. В литературе находим разные понятия: "педагогическая среда познания" [15,с.23], "среда производительного познания", "среда учения" [6,с.237]. Мы будем считать, что эта среда взаимодействия информационного, психологического, познавательного, педагогического. Благодаря сбалансированности функций того, кто учит, и того, кто учится, и создаются комфортные условия для творческого развития ребенка. "Стартовой площадкой" успешного обучения и формирования творческой личности является наличие трех составных интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:

1) высокого уровня сформированности элементарных познавательных процессов;

2) высокого уровня активного мышления;

3) высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов.

Этого можно достичь посредством внутреннего плана действий: планирования, анализа, рефлексий. .[3,с.79]

Учитель, воспитатель должен направить развитие ребенка по направлениям:

а) ребенок познает, воспринимает и усваивает окружающую среду;

б) ребенок влияет на окружающую среду;

в) ребенок приобретает способность к ориентации и саморегуляции, у него формируется личный подход к явлениям, среде, поступкам, а знания становятся практически направленными. [8,с.340]

При этом учитель должен воспитывать культ знания, применяя широкую информированность, потому что развитие лица порождает независимость, свободу мысли. То есть учитель должен сам овладеть моделью продуктивного познания и внедрять ее в своей деятельности, позже ее может быть положено в основу развития творческого потенциала учеников. При этом учитель должен осознать содержание и значение каждого звена модели, ибо за этим алгоритмом должно идти познание:

а) познание - знакомство с идеей, проблемой;

б) восприятие - сопоставление нового со своим опытом, переработка информации;

в) усвоение - сопоставление собственного опыта с опытом окружающей среды, установление причинно-следственных связей, перегляд накопленного, имеющихся средств, методов, желание усовершенствовать то, что уже существует;

г) влияние - выбор средств, методов нового действия, реализация, сравнение результатов личностного влияния. Важным для учителя имеется овладение умениями постоянно ставить ученика в такие условия, когда он самостоятельно примет решение. В центре внимания педагогов должен находиться не средний ученик, а каждый школьник как личность в своей уникальности. Обучение должно ориентироваться на ученика, который сознательно относиться к всевозможным средствам познания.[10,с.51]

 

2.2                    Воспитание у учащихся творческого начала

 

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. .[19,с.151]

 

2.3 Эвристические приёмы творческого мышления

 

Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии, умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение - по словам А. Энштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение (фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий. .[1,с.109]

Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий.

В литературе по техническому творчеству часто разные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой, методологией и т.д. В связи с этим целесообразно уточнить значение этих терминов для более определенного их понимания.

ПРИЕМ - Это элементарное действие или несколько элементарных действий, выполняемых по определенным правилам для достижения определенной цели.

МЕТОД - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

МЕТОДИКА - это совокупность приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели.

МЕТОДОЛОГИЯ - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о принципах построения, формах и методиках научного познания. .[16,с.92]

Информация о работе Формирование творческой личности у учащихся