Цвет и дизайн

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:56, реферат

Описание работы

Мнение, что цвет является свойством вещей, служит для многих практических целей в повседневной жизни. Оно служит также хорошо в большинстве практических направлений науки и технике, однако, не везде. Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА ………………5
1.1. Символика цвета ……………………………………...5
1.2. Гармония цвета ……………………………………….6
2. СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧЕСКОЙ
ЦВЕТОВОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ …………………………...10
Заключение …………………………………………………………13
Список использованной литературы …

Работа содержит 1 файл

Цвет и дизайн (реф.).DOC

— 87.00 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3

    1. ВОЗДЕЙСТВИЕ  ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА ………………5

      1.1. Символика цвета ……………………………………...5

      1.2. Гармония цвета ……………………………………….6

    2. СПОСОБЫ  ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧЕСКОЙ 

        ЦВЕТОВОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ …………………………...10

Заключение  …………………………………………………………13

Список  использованной литературы ……………………………...14

ВВЕДЕНИЕ

      Восприятие  цвета и само понятие цвета  представляют собой  чрезвычайно сложное явление. Закономерности цветового восприятия основаны на природных ассоциациях. Природа всегда была источником цветовых переживаний, являясь как бы элементарным эталоном цветообразования. Но природа не является статистической  моделью, а научно – технический прогресс выдвигает нередко задачи, несовместимые с природными цветовыми закономерностями. В то же время, знание этих закономерностей является насущной социально – культурной задачей.

      Изучением цветовых закономерностей природы, физических свойств цвета, законов  смешивания и сочетания цветов,  их психического воздействия  на человека занимается наука цветоведение. Практические задачи, решаемые этой отраслью знаний, заключается в создании функционального и психофизиологического комфорта, направленного на   повышение производительности труда, снижение утомляемости, улучшение гигиенических условий и освещенности. Учет утилитарных задач не исключает эстетические требования при использовании цвета.   

      Прекрасный  дар природы – способность  человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. В повседневной жизни мы рассматриваем цвет как свойство материалов. Естественно, цвета предметов и материалов  мы оцениваем при дневном цвете.

      Мнение, что цвет является свойством вещей, служит для многих практических целей в повседневной жизни. Оно служит  также хорошо в большинстве практических направлений   науки и технике, однако, не везде. Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.

      В своем жизненном опыте мы практически  никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

      При дневном освещении самым светлым  человеку кажется желтый цвет. При  переходе от дневного зрения к ночному  чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.

      Важное  значение для дизайнера имеет выбор цвета. Здесь большую роль играет психологические моменты. Данные психологических исследований говорят о том, что для человека каждый цвет обладает определенными свойствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

1.1. Символика цвета

      Известны  случаи, когда люди жаловались на  холод в помещениях, окрашенных в голубые или темно-зеленые цвета, хотя температура в них была в пределах нормы. После перекраски помещений в светло-оранжевые  и красно-желтые тона недовольство пропадало.

      Темные  цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными, холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.            

      Большая интенсивность цвета, действующая  на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает. Кроме того, при синем освещении снижается острота зрения и скорость зрительного восприятия, которые повышаются при желтоватом и белом свете.

      Выяснено, что в числе условий нормального  функционирования человеческого организма важную роль играет психофизиологическое воздействие цвета. Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета – символа1. Так, солнце, огонь – желтый и красный цвета – создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; небо, воздух, лед – голубые, синие цвета стали «холодными».

      На  этой основе образовались новые ассоциации: радостный – печальный, легкий – тяжелый, громкий (звучный) – тихий, динамичный – статичный и т.д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами2.

      Для целенаправленного использования  цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей – по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний.

      Предпочтительное  отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых – холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых – ахроматические цвета пастельных тонов.

      Цвет  может успокоить и взволновать, радовать и печалить. Цветом можно лечить, вызвать чувства голода и холода, легкости и тяжести3. 

    1.2. Гармония цвета

        Существует три основных цвета – красный, жёлтый, синий. Давайте нарисуем равносторонний треугольник, каждую вершину которого последовательно обозначим основными цветами (рис. 1). Известно, что и все остальные цвета получаются при смешивании основных цветов: красный  + жёлтый = оранжевый; жёлтый + синий = зелёный; синий + красный = фиолетовый.

Рис. 1. Порядок  дополнения основных цветов.

      Нарисуем  ещё один точно такой же треугольник, только вершиной вниз. Вершины треугольника обозначим цветами, полученными  при смешивании основных цветов. Итак, вершины первого, нарисованного нами треугольника обозначены цветами, которые называются основными. Вершины второго треугольника обозначены дополнительными цветами. А теперь давайте рассмотрим, в каком порядке происходит дополнение основных цветов и что это означает. Из каждого вершины основного цвета проведём стрелку в противоположную вершину дополнительного цвета, и мы четко увидим цветовые пары: красный – зелёный; жёлтый – фиолетовый; синий – оранжевый. Иными словами, зелёный цвет является дополнительным к красному, фиолетовый – к жёлтому, а оранжевый – к синему. Как один цвет может дополнить другой? Дополнять – это, значит, усиливать друг друга, как бы вызывать основным цветом появление дополнительного цвета. Можно проделать такой опыт. На белой бумаге нарисуйте красный круг и в течение полминуты пристально всматривайтесь в него. Вы увидите, как вокруг него появляется светящийся зелёный ореол. При этом красный цвет, частично превращаясь в свою противоположность (зелёный цвет), становится ещё ярче. Например, красная роза на зелёной ткани выглядит ярко, сочно. Или вспомните, как загораются жёлтые купавки на фиолетовом поле цветущего мышиного горошка. В данном случае речь идёт о цветовом контрасте.

      Цветовой  контраст – это резко выраженная противоположность двух цветов. Найти гармоничное сочетание двух контрастных цветов очень трудно. Здесь необходимо учитывать два фактора: последовательный цветовой контраст и одновременный цветовой контраст. В последовательном цветовом контрасте цвета рассматриваются один после другого. Так, в нашем примере с красной розой на зелёной  ткани мы рассматриваем розу через зелёную ткань или янтарное украшение через фиолетовую ткань. Иными словами, большое количество дополнительного цвета всегда удачно гармонирует с небольшим количеством основного цвета, и наоборот. Эта гармония более спокойная, нежели цветовая гармония, которая сопровождается явлением одновременного цветового контраста, где цвета рассматриваются одновременно. Например, одинаковое количество синего и оранжевого, жёлтого и фиолетового, очень сильно и беспокойно действует на человека. Чаще всего эти сочетания используются в спортивной одежде. Однако добавление к ним белого или чёрного, нейтрального, цвета резко меняет цветовое впечатление. Поэтому художники – модельеры часто используют чёрно-белую контурную отделку. Если применять белый контур, контрастная цветовая гармония становится более нежной, если же применять чёрный контур, цвет достигает предельной выразительности, изделие становится монументальнее. Эти моменты особенно необходимо учитывать при работе с ситцевой мозаикой и изонитью. Надо добавить, что смешение чёрного с белым даёт серый цвет, с которым прекрасно уживаются контрастные цвета.

      Итак, Что же всё- таки такое цветовая гармония? Это, прежде всего, согласованность цветов между собой и их соответствие характеру объекта, иными словами, цветовая гармония – это равновесие цветовых пятен. Однако количество типов цветового равновесия и связей между цветами, а также способов построения гармонической цветовой целостности может быть неограниченным и зависит от многих факторов: индивидуальных, национальных, географических, социальных и т.д.

      Интересна и роль психологического воздействия цвета на человека. Этот вопрос достаточно сложен, и любая канонизация цвета сегодня является вопросом спорным, однако при выборе цветовой гармонии можно опираться на эмоциональное восприятие цветов. В чём оно заключается?

      Во-первых, это восприятие цветовых контрастов. Цветовые контрасты могут быть сильными, создающими ощущение чёткости и ясности, это кричащие контрасты, например: чёрный – белый, жёлтый – синий, красный – зелёный, белый – синий, красный – серый, оранжевый – зелёный и т. д.

      Вялое и невыразительное, но вместе с тем  нежное и мягкое впечатление производят слабые цветовые контрасты: серый – чёрный, белый – оранжевый, красный – фиолетовый, красный красновато-коричневый, жёлтый – оранжевый, оранжевый – малиновый и т. д.

      Средние цветовые контрасты наиболее изысканы и уравновешенны: красный – синевато-фиолетовый, синевато-серовато – коричневый, оранжевый – фиолетово-сиреневый и т.д.

      Кроме сильных, слабых и средних контрастов, которые построены на подчёркивании одного цвета другим, наибольшее значение имеют контрасты между тёплыми и холодными цветами.

      Жёлтые  и оранжевые цвета воспринимаются как тёплые, а фиолетовый, зелёный и синий – как холодные. Все тёплые цвета являются цветами активными, например, оранжево-красный цвет является самым активным, а противоположный ему сине-зелёный цвет – самым пассивным. Цвета, близкие к красному, создают впечатление более тяжёлых цветов в сравнении с холодными сине-голубыми цветами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧЕСКОЙ

ЦВЕТОВОЙ  ЦЕЛОСТНОСТИ

      Сразу же необходимо сказать, что цветовую гармонию нельзя регламентировать никакими строгими правилами. Хорошее гармоничное восприятие цветов зависит, прежде всего, от художественного воспитания и вкуса. Однако знания, в каком порядке находятся цветовые связи и как цвета взаимно дополняют друг друга, одновременно влияя друг на друга, иногда определяют успех в выборе цветовой гармонии.

      Некоторые цвета как бы полностью уравновешивают друг друга, некоторые требуют присутствия третьего цвета для полного цветового равновесия – цветовой гармонии.

      В практике художественного оформления тканей мы чаще всего имеем дело с тремя способами организации  цветовой гармонии:

    • Гармонией дополнительных пар;
    • Гармонией родственных цветов;
    • Гармонией триады.

      Гармония  дополнительных пар. Самые устойчивые гармонические сочетания дают противоположные пары. Это и самые простейшие цветовые сочетания. Если мы будем вращать в цветовом круге диаметр, то на противоположных концах его будут находиться цвета, наиболее удобные для цветовой гармонии. Например, фиолетово-синий – оранжевый, жёлто-зелёный – пурпурный и т.д. Впрочем, о гармонии дополнительных пар мы уже говорили.

Информация о работе Цвет и дизайн