Современный дизайн

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:32, курс лекций

Описание работы

Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».

Работа содержит 1 файл

Современный дизайн.doc

— 946.00 Кб (Скачать)

1. Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль,  направление в немецком и австрийском  искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.

Стиль получил  свое название по псевдониму «Готлиб  Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер». 

Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.

Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Официально тогда были признаны другие направления, неоготика и «прусский эллинизм» в Берлине, стиль «альтвин»(в переводе — старовенский), в Вене.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, – декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермейер оценивался негативно. Его  понимали как «пошлый, мещанский». Ему  действительно были присущи такие  черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке. 

2. Движение искусств  и ремёсел (Arts & Crafts) — английское  художественное движение викторианской  эпохи (конец XIX века), участники  которого занимались ручной выработкой  предметов декоративно-прикладного искусства, стремясь к сближению искусства и ремесла. Движение, во главе которого стоял поэт, художник и мыслитель Уильям Моррис, строилось на программе прерафаэлитизма с его идеализацией самобытного творчества ремесленников средневековья, которое противопоставлялось бездушному, обезличенному машинному производству времён капитализма. Движение искусств и ремесёл послужило одной из отправных точек для формирования стиля «модерн» и современного дизайна. Русским соответствием движения принято считать художественные содружества в Абрамцево и Талашкино.

Моррис, Уильям (1834-1896) - социалист, писатель, дизайнер. 

Пьюджин, Огастес  Уэлби (1812-1852) - архитектор, дизайнер, теоретик.

Рескин, Джон (1819-1900) - философ, художник, критик.

Летаби, Уильям (1857-1931) - дизайнер.

Макмурдо, Артур (1851-1942) - архитектор, дизайнер.

Эшби, Чарльз (1863-1942) - архитектор, дизайнер.

Войси, Чарльз (1857-1941) - архитектор, дизайнер (мебель).

Морган, Уильям де (1839-1917) - дизайнер (керамика).

Крейн, Уолтер (1845-1915) - дизайнер, иллюстратор.

Стикли, Густав (1857-1942) - дизайнер (мебель), ремесленник.

Лимберт, Чарльз (1854-1923) - дизайнер (мебель, светильники).

Хаббард, Элберт (1856-1915)

Имедж, Селвин (1849-1930)

Хорсли, Джеральд (1862-1917)

МакКарти, Мервин (1853-1932)

Ньютон, Эрнст (1856-1922)

Прайор, И.С. (1852-1932)

Дей, Льюис Форман (1845-1910)

Макинтош, Чарльз Ренни (1868-1928) 
 
 

3. Слово заимствовано во французском языке в конце XIX века в значении - новое направление в искусстве и архитектуре – стиль модерн. Модерн – стилевое направление прежде всего в европейском и американском искусстве в конце XIX начале XX веков. К середине ХХ века спектр значений слова расширяется: модерн – это всё, что современно, модно, актуально.

Декоративность. Это и принцип, и основной признак стиля модерн. Декоративный – красочно-нарядный, живописный. Декоративность – стремление украсить, придать красивую форму (от латинского decoro – украшаю), в том числе и через орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Архитектуру модерна  отличает отказ от прямых линий и  углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование  новых технологий (металл, стекло). 

Как и ряд  других стилей, архитектуру модерна  отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил  Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;

Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;

Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;

Тонет (Thonet), Коломан  Мозер (Koloman Moser) — Австрия;

Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;

И. А. Фомин —  Россия. 

4. Модерн – это колоссальный переворот в эстетике, стиль, изменивший привычные вещи до неузнаваемости, выработавший новый художественный язык, сложный и эклектичный, причудливый и прекрасный. Стиль, захвативший Европу в период 1890-1920 гг., в Англии и России получил название модерн, во Франции – ар-нуво, в Италии – либерти, в Германии – югендстиль.

Главный модерный мотив – цветы. Экзотические и  броские, нежные и изящные, цветы  украшали все: колонны, потолки, дверные  проемы, стены, обои и, конечно, текстиль. Все части интерьера в стиле  модерн стремятся к единству, плавно перетекают друг в друга, соединяются гибкими линиями. Настроение модерного интерьера переменчиво и создается деталями, поэтому значительное место в нем отводится нишам, полкам, стеллажам, на которых размещаются книги, альбомы, сувениры. В декоре нередко встречаются японские мотивы, особенно они популярны в мебельной обивке. В эпоху Модерна в моду вошли витражи.

Цветовые решения  поразительно изысканны. Широко используются приглушенный оливковый, серебристый, лиловый, серо-голубой, оттенки золота и охры. Формы модерной мебели могут восходить и к барокко, и к ампиру, но модерн всегда по-своему трактует историю. Модерные элементы почти всегда задают тон всему интерьеру, поэтому в подборе модерной мебели необходима безупречная художественная точность. В каталоге Прим Студио Вы найдете лучшую итальянскую мебель в стиле модерн, а наши консультанты помогут Вам сделать выбор и найти идеальное решение для Вашего интерьера. 

Мебель, выполненная  в стиле Модерн, это всегда произведение искусства, выполненное из массива ценных пород дерева. Часто это исключительно ручная работа, требующая тщательной эскизной проработки, подготовки шаблонов. Выбор данного направления в оформлении интерьера обязывает к строгому соблюдению правил стиля, практически не допускает эклектики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.  Ба́ухаус (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. 

В XX веке многие принципы, определяющие внешний облик  архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV по XIX века, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы переломили многовековую традицию. Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля. У его истоков стоит Баухаус, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу «функционализм», то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Однако это не совсем верно: лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем.

В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в  дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными  и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными. 

Герберт Байер

Йозеф Альберс

Наум Габо

Вальтер Гропиус Иоханнес Иттен

Василий Кандинский

Пауль Клее

Ласло Мохой-Надь Пит Мондриан

Людвиг Мис  ван дер Роэ

Лионель Фейнингер

Оскар Шлеммер 

6. Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-1960-х гг. Пионерами интернационального стиля были Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США) и Якобус Ауд (Нидерланды).

Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»).

В послевоенное время типичным воплощением идеалов  интернационального стиля были геометрически  отточенные небоскрёбы Мис ван дер  Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.

Отход от интернационального стиля наметился в 1950-е гг. в произведениях Эро Сааринена, а в 1970-е гг. с критикой на ограниченность и «скучность» этого подхода обрушился основоположник архитектурного постмодернизма — Роберт Вентури. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Людвиг Мис ван дер Роэ (нем. Ludwig Mies van der Rohe, настоящее имя нем. Maria Ludwig Michael Mies — Мария Людвиг Михаэль Мис; 27 марта 1886, Ахен — 17 августа 1969, Чикаго) — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке. 

В 1840 году мебельная  фабрика Михаэля Тонета начала производить  необычную для того времени мебель - из гнутой древесины. Эти модели (среди  которых самая известная - "венский  стул" - дожила до нашего времени) оказали  существенное влияние на развитие дизайнерской мысли. Мы об этом уже рассказывали. Но "гнутая" история имеет дальнейшее, уже "металлическое", продолжение.

В 1928 году появляются проекты мебели Ле Корбюзье и его  коллег Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан. Их пускает в массовое производство фирма Тонет-Мундус. В 1931 году такую мебель спроектировал архитектор мирового масштаба, директор Баухауза Людвиг Мисс Ван дер Роэ. Мисс Ван дер Роэ увеличил диаметр трубки, радиус изгиба передних ножек и вынос консоли - конструкция потеряла кубическую форму и приобрела упругость. В отличие от стула Марта Стама, этот стул имел коммерческий успех и производится до сих пор.

Информация о работе Современный дизайн