Русская архитектура X-XVII вв. Архитектура Москвы XIV-XVвв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:08, реферат

Описание работы

Важно отметить, что русская архитектура периода средневековья
формировалась в борьбе двух укладов – патриархального и феодального,
и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархально-
го образа жизни еще долго прослеживается в архитектуре феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех ее видах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ X-XVIIВВ…………………….6
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIV-XVВВ…………………………………..…...10
Построение Успенского Собора. Его архитектурные особенности…...10
История Благовещенского монастыря…………………………………..13
Покровский Собор………………………………………………………..23
Палаты Троекурова в Москве……………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………...27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат об архитектуре.docx

— 599.20 Кб (Скачать)

 
Успенский собор. План
 

      Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества10. В плане это шестистолпный пятиглавый собор. Строгий мерный ритм расстановки столбов отразился во всем композиционном строе здания, проникнутом беспримерной для русского зодчества математичностью построения. Вместо привычной крестово-купольной системы, когда центральные членения храма перекрываются сводами, образующими в плане крест, причем обычно они (центральные членения) шире боковых, здесь одинаковые квадратные клеточки-ячейки плана перекрыты одинаковыми же крестовыми сводами (в плане ребра такого свода образуют крест). Четыре столба собора круглые, два восточных - квадратные. Квадратные столбы и примкнувшая к ним алтарная преграда обособляют внутри восточную часть собора. Деление на неравноценные восточную и западные части подчеркнуто и тем, что в алтаре добавлены два дополнительных массивных столба, поставленных в середине пролетов арок, переброшенных к восточной стене. Введение дополнительного южного столба в известной степени оправдано, поскольку связано с устройством сводчатых перекрытий Похвальского придела и размещенной над ним ризницы. Северный столб добавлен исключительно ради симметрии и лишен вообще какого-либо конструктивного значения. Еще более осложнила задачу Фиорованти необходимость построения апсид, без которых не мог обойтись православный храм. В итоге зодчий вышел из положения, сделав апсиды глубокими, как пеналы и как бы вдвинутыми в восточную часть здания.  
        Внешний вид храма более традиционен11. Фасады делятся лопатками на равные части: северный и южный - на четыре, западный и восточный - на три. Каждое из членений фасадов завершается полукружием закомары. Архитектурный декор очень скромный. Гладь стен прорезается широким аркатурно-колончатым поясом со щелевидными окнами (несомненно восходящим к поясу владимирского Успенского собора). Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Перспективные порталы вместе с центральным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Апсиды равной высоты несколько понижены по отношению к основному объему. С запада к собору пристроена крытая паперть. Мнение о том, когда она была построена, у исследователей расходятся.
 
 

    История Благовещенского  монастыря.

      Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи  при кремлевском великокняжеском  дворце. А протопресвитер Благовещенского  собора до самого XX столетия был духовником августейших особ12.

     Первый, деревянный Благовещенский собор в  Кремле был основан в 1397 году великим  князем Василием I, сыном Дмитрия  Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней  дворца, поэтому в старину он еще  назывался "Благовещения, что на Сенях". Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца13.

     В 1484-1489 г.г, спустя почти столетие после  основания, Благовещенский собор выстроили  в камне. Тогда великий князь  Иван III повелел возвести новое благолепное  здание, дошедшее до наших дней.

     И хотя в то время в Москве уже  трудились искуснейшие итальянские  архитекторы, приглашенные строить  Московский Кремль, строительство Благовещенского  собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло  спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским  собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера  Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный  Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился "трус великий", столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

     И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в  работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить  в Кремле великокняжеский домовый  храм. Задача перед ними стояла сложнейшая - они должны были вписать русский  собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что  Благовещенский собор является исключительно  национальным творением русских  мастеров в Кремле.

     В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства  Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о 9 главах и построен "по образцу греческих  храмов Х века", как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется  его посвящением именно празднику  Благовещения: в русской церковной  архитектуре девять глав символизируют  образ Пресвятой Богородицы как  Царицы Небесной Церкви, состоящей  из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных14.

     Однако  в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, - к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

     Сын и преемник Ивана III, великий князь  Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать  его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и  что новая роспись была исполнена  по точному образцу прежней. Расписывал его в то время "лучший художник российский" мастер Федор Едикеев.

      И в настенной росписи на паперти  Благовещенского собора появились  изображения древнегреческих языческих  мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские  изречения, близкие к истинам  христианского учения15. У Сократа читаем: "Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание". У Платона: "Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям".

     Уникальной  росписи кремлевского Благовещенского  собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая  известная и общепринятая научная  версия гласит, что это изображение  древнегреческих мудрецов на стене  православного храма произошло  от обычая учителей христианства ссылаться  на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими  истинами. Так они убеждали противников  веры, и таким образом языческая  мудрость древних представала предтечей  именно христианской мысли.

     И еще считается, что Федор Едикеев  мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного  храма, "во вкусе греческого письма". Дело в том, что первые митрополиты  на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих  языческих философов могла произойти  и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым  принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили  их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

     Однако  великий князь Василий III повелел  не только красиво расписать новый  Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался "на Царском дворе у сеней", только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще  Златоверхим собором16.

     Прежде  он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые  деревьями и были ухоженные пруды  с рыбками. А южные двери Благовещенского  собора служили особым единоличным  и благоустроенным входом для  государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали  милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен  из ценных благородных камней - мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу  персидским шахом.

     Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка "не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм". После  Василия III, который тоже продолжал  дело отца, эту традицию в свою очередь  перенял его сын Иван Грозный.

     Он  возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ  Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского  Юрьева монастыря, и повелел сделать  в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял  отдельно во время богослужения после  того, как вопреки церковному правилу  вступил в четвертый брак. Здесь  же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. "Вот знамение моей смерти", - молвил он, и через несколько  дней его не стало17.

     А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом  Благовещенского собора, дабы приумножить  кремлевскому храму красоты и  богатства, установил на его центральной  главе легендарный крест из чистого  золота - тот самый, который потом  так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого. (см. нашу публикацию от 6 апреля с.г.)

     Есть  интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие  в Москве Антиохийский и Константинопольский  Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над  турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел  еще приделать на этот золотой  крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского  собора на всех московских церквях  появились такие полумесяцы18.

     Однако  это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата - это христианское изображение якоря как символа  спасения, или попранного червя как  символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого  на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством - над  монголо-татарским игом, или над  Османской империей.

     Но  именно это последнее предположение  более всех остальных считается  ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще  не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата - это царский  знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

     В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший  по иконографическому типу образ  Благовещения был написан на стене  храма. "Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При  виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления", - рассказывал о нем старинный  краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

     И еще в притворе Благовещенского  собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному  преданию, от этого образа получил  чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к  образу стали приходить люди, ожидающие  доброй вести и милости19.

     Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась  чудотворная Донская икона Пресвятой  Богородицы, поднесенная Дмитрию  Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил  перед сражением преподобный  Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской  монастырь.

     Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского  собора начиналась история кремлевских  курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда  Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой  человека (!), который круглые сутки  ударял молотом в "часник", - колокол, по окончании каждого часа, отмеряя  таким образом время. Стоили эти  часы очень дорого - около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор  Галовей и русские мастера  Ждан и Шумило установили главные  часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов  возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры  увенчали остальные кремлевские  башни.

Информация о работе Русская архитектура X-XVII вв. Архитектура Москвы XIV-XVвв.