Русская архитектура X-XVII вв. Архитектура Москвы XIV-XVвв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:08, реферат

Описание работы

Важно отметить, что русская архитектура периода средневековья
формировалась в борьбе двух укладов – патриархального и феодального,
и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархально-
го образа жизни еще долго прослеживается в архитектуре феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех ее видах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ X-XVIIВВ…………………….6
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIV-XVВВ…………………………………..…...10
Построение Успенского Собора. Его архитектурные особенности…...10
История Благовещенского монастыря…………………………………..13
Покровский Собор………………………………………………………..23
Палаты Троекурова в Москве……………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………...27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат об архитектуре.docx

— 599.20 Кб (Скачать)

   Министерство образования и науки Российской

   Федерации 

   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

   высшего профессионального образования 

   «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» 

 

Кафедра Архитектурного проектирования 
 
 
 

Реферат 
 

по дисциплине: Основы архитектуры 

на тему:  «Русская архитектура X-XVII вв.

Архитектура Москвы XIV-XVвв.». 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

группы  М 10-1

Сунгатуллина  О.Г. 
 

Проверила:

преподаватель кафедры 

Церцвадзе С.О.                                                
 

Тюмень, 2011

СОДЕРЖАНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4 

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ  РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ X-XVIIВВ…………………….6 

АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIV-XVВВ…………………………………..…...10

  1. Построение Успенского Собора. Его архитектурные особенности…...10
  2. История Благовещенского монастыря…………………………………..13
  3. Покровский Собор………………………………………………………..23
  4. Палаты Троекурова в Москве……………………………………………25
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………...27 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Огромен современный интерес, как к историческому прошлому Отечества, так и к отечественному культурному наследию, в том числе и к древнерусскому искусству.

     Русская средневековая архитектура – одна из признанных вершин мирового искусства – в силу особенностей своей тематики, сюжетно-образного строя и художественного языка привлекает многих студентов к выбору данной тематики для рефератов.

     В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)

Архитектура формировалась на основе достижений художественной куль-

туры  восточнославянских племен и обитавших  до них на этих землях

скифов  и сарматов. Естественно, что архитектура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних

земель  и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с  христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, куль-

туры.

     Важно отметить, что русская архитектура периода средневековья

формировалась в борьбе двух укладов – патриархального и феодального,

и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархально-

го образа жизни еще долго прослеживается в архитектуре феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех ее видах.

     Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались

попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной

людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее

проникли  элементы народного обожествления природы, а некоторым

святым  стали приписывать роль старых богов.

     Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы.

     Опираясь  на вековые традиции восточно-европейской архитектуры, русские мастера сумели создать собственное, национальное искусство архитектуры,  обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской.

     Основная  цель данного реферата – подвести зрителей к пониманию специфики  русской средневековой архитектуры, ее полноценному восприятию, расширить горизонты познания.

     Задачи, поставленные перед данной работой:

    • заинтересовать зрителей средневековой архитектурой Руси;
    • дать достоверную информацию об архитектуре Москвы в период XIV-XVвв.;
    • сформировать знания о видах архитектуры во времена феодальной раздробленности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ  АРХИТЕКТУРЫ X-XVIIВВ 

     Недаром говорят, что архитектура — это  душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с  некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как  и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура  каменная связана с Русью уже  христианской1.

     Для русской деревянной архитектуры  была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек  — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в  народе и до настоящей поры.

     Первая  каменная постройка на Руси появилась  в конце X в. — знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже2.

     Оба храма были построены византийскими  мастерами из привычной для них  плинфы — большого плоского кирпича  размером 40ґ30ґ3 см. Раствор, соединяющий  ряды плинфы, представлял собой смесь  извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор  делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми.

     Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева  Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» — природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали  стены.

     Во  Владимиро-Суздальской земле и  Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень»  мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

      В конце XV в. На Руси появился новый  материал — кирпич. Он получил широкое  распространение, так как был дешевле и доступнее камня3.

Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа  привнесли на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его  основу, примыкающие к подкупольному  пространства прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие  на Русь, начинай со времени Владимира, а также работающие с ними русские  умельцы применяли к традициям  русской деревянной архитектуры, привычной  для русского глаза и милой  сердцу, если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский  собор в Киеве отразил сочетание  славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма  были поставлены тринадцать веселых  глав нового храма4. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

     Софийский собор, созданный в пору утверждения  и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство —  это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские  соборы в других крупных центрах  Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый  от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстым и  стенами, маленькими оконцами, свидетельства мощи и красоты.

     В XII в. традиции древнерусской архитектуры  не утрачивают свою связь. По образному  выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные  храмы-богатыри, сменившие прежние  пирамиды. Купол возносился вверх  на мощном, массивном квадрате. Таким  стал Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.

     Большого  расцвета архитектура достигла в  годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме5. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры — храм Покрова на Перли. Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линии.

     Брат  Андрея — Всеволод III продолжал эту  строительную деятельность. Его мастера  оставили потомству замечательный  Дмитриевский собор во Владимире  — величественный и скромный.

     Одновременно  строились храмы в Новгороде  и Смоленске, Чернигове и Галиче, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русских городах6.

     Другой  чертой, роднящей всю русскую архитектуру  той поры, стало органическое сочетание  архитектурных сооружений с природным  ландшафтом. Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы поймете, о чем идет речь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIV-XVВВ.

     Построение  Успенского Собора. Его архитектурные особенности.   

      Вначале Иван III предложил заняться возведением  храма псковским мастерам, которые  исследовали причину обрушения  собора, но те отказались. Тогда было дано поручение русскому посольству Семена Толбузина найти и пригласить архитектора в Италии. Итальянские  мастера в то время были крайне популярны в Европе - они строили  в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Семен Толбузин за приличную для  того времени сумму в 10 рублей в  месяц уговорил приехать в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти7 (он на родине был известен скорее как инженер, чем как архитектор. В юности он поднимал колокола на башни, занимался ремонтом и выпрямлением городских стен, строил судоходные и ирригационные каналы, ездил в Венгрию строить укрепления на южной границе (с Турцией) и, вероятно, строил наплавной мост через Дунай). 
        В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Остатки стен собора Кривцова и Мышкина были разобраны всего за неделю. Он обложил стены хворостом, поджег и после разбил тараном потерявший свою прочность после обжига известняк. В итоге церковь "еже три года делали, во едину неделю и меньше развали" (цитирую по Бусевой-Давыдовой). После разбора стен Аристотель, как ранее и Кривцов с Мышкиным, посетил Владимир для ознакомления с владимирским Успенским Собором.  
        Надо сказать, что в русских летописях сохранилось очень подробное описание строительства Успенского собора. Помимо описаний церемоний освящения соборов, переноса мощей московских святителей и др. есть и немало технических подробностей8.  
        Так, сообщается, что итальянский мастер велел "изнова рвы копати", глубже, чем русские мастера, забил в них дубовые сваи. Упоминается о сооружении новой печи для обжига кирпичей ("за Ондроновым монастырем в Калитникове"), о способе приготовления и качестве раствора (после того, как он "засохнет, то ножем не мощи розколупати"). Под 1476 годом отмечается применение железных тяг "идеже брусие дубовое в наших церквах" (интересно сравнение в летописи приемов итальянца и русских мастеров). Интересно также сообщение о том, что своды он "в один кирпич сътвори" и что "егда дождь идеть, ина каплеть". (См статью Клосса и Назарова). В летописях также есть упоминание о том, что Аристотель применял при постройке "колеса" (блоки), в результате чего "вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и възвлекаше, и верху цепляше малые колесца, еже плотники векшою зовут, еже им на избы землю волочать, и чюдно видети" (там же).  
        Успенский собор был завершен в 1479 году9. "Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви, видети бо бяше ея мало отступив кому, яко един камень".

Информация о работе Русская архитектура X-XVII вв. Архитектура Москвы XIV-XVвв.