Планировка и застройка жилых районов и микрорайонов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 13:00, реферат

Описание работы

Сегодня архитекторы и градостроители – работают в новых экономических условиях, когда заказчиками являются не только государственные или муниципальные органы, но и частные лица, преследующие свои интересы. В качестве механизма регулирования этих многочисленных и часто противоречивых интересов разработаны законы, нормы и правила, другие регламентации, обязательные для исполнения в проектировании. Цель такого механизма – придать благоприятное для общества направление всем процессам, связанным с формированием архитектурно-пространственной среды.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….……..3
2. Жилые районы и микрорайоны………………………………….……….4
3. Планировка районов…………………………………………….....……...7
4. Виды застроек………………………………………………..…..………..7
5. Подбор жилых домов…………………………………………….….…….9
6. Расчёт учреждений и предприятий обслуживания……………………..11
7. Инженерное благоустройство жилых территорий………….………….12
8. Транспортные и пешеходные связи в микрорайоне…………………14
9. Основы формирования системы благоустройства……………….…….16
10. Заключение………………………………………………………………..19
11. Список использованной литературы……………………………….……20

Работа содержит 1 файл

градостроительстао.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Комплекс мероприятий  по водоотведению должен отвечать двум основным положениям: первое - максимальное обеспечение, прежде всего естественного стока дождевых вод посредством вертикальной планировки поверхности; второе - создание возможности водоотведения с использованием специальных инженерных систем на территориях, где естественный сток по каким-либо причинам невозможен.

Естественный  водоотвод обеспечивается в том  случае, когда уклон поверхности территории, лотков проезжих частей, площадок, территорий зеленых насаждений составляет не менее 4 - 5 %. В процессе 14 эксплуатации жилых территорий возможно появление бессточных мест, особенно в районах исторической застройки за счет неравномерности накопления   культурного   слоя,   который   может   быть   даже   выше горизонтальной  гидроизоляции   наружных  стен  жилых  зданий,   что способствует     подтоплению  подвальных  помещений,   коррозии инженерных  коммуникаций и  разрушению  фундаментов. Это обстоятельство вызывает   необходимость  в  устройстве внутриквартальных    систем    дождевой    канализации  открытого и закрытого типа.

Одно из перспективных  решений задачи инженерной защиты примагистральных территорий от загрязненных стоков ливневых и талых вод с дорожного полотна, чрезвычайно актуальной для больших российских мегаполисов, в частности, для Санкт-Петербурга - крупнейшего города, в черте которого имеется множество рек, каналов и водоёмов.

Искусственное освещение - один из важнейших элементов благоустройства территории. Оно служит для решения утилитарных, информационных, сигнальных и архитектурно-художественных задач в темное в темное время суток, обеспечивающее нормальную видимость для пешеходов и транспортных средств, ориентацию на территории жилой застройки, формирование художественного восприятия застройки. Освещение в жилой застройке должно предусматривать два режима Функционирования - вечерний и ночной.

Требования к  освещенности жилых территорий ниже, чем для расстральных улиц с интенсивным движением. Для пешеходных и транспортных коммуникаций в пределах жилой застройки нормируется средняя горизонтальная освещенность:

для пешеходных аллей, дорог и тротуаров - не менее 4 лк; внутренних и служебно-хозяйственных  проездов, автостоянок, хозяйственны площадок и площадок для мусоросборников - не менее 2 лк; для прогулочных дорожек и площадок отдыха - не менее 1 лк.

Выбор осветительных  приборов и установок эксплуатирующими организациями должен производиться  с учетом обеспечения нормированных  показателей  освещенности  и  создания  комфортных зрительных условий для пешеходов и водителей на улицах и проездах, открытых стоянках автомобилей, на детских игровых и спортивные площадках и площадках для отдыха взрослого населения, на пешеходных   дорожках и хозяйственных    площадках.    Освещение территории дворов и микрорайонов не должно мешать жителям. Оно должно обладать определенными   декоративно-художественными качествами при освещении зеленых насаждений,  малых форм,  при  организации подсветки фасадов здании, скульптур и других элементов благоустройства. 

Осветительные установки должны быть сомасштабны  человеку и по дизайну вписываться  в архитектурную среду жилой  застройки. 
 

Транспортные  и пешеходные связи в микрорайоне 

1.Основные  проезды. 

      Основные  проезды обеспечивают транспортную связь групп жилых домов, сооружений для постоянного хранения автомобилей  и объектов общественного и культурно-бытового назначения с жилыми и магистральными улицами.

      Трассировка основных проездов полностью зависит от планировочного решения застройки и должна обеспечивать проезд к каждому входу в здание и сооружение. По конфигурации основные проезды могут быть сквозные, кольцевые, петлевые.

      Ширина  проезжей части основного проезда  принимается 5,5 м. с двухсторонним движением транспорта. Тротуары шириной 1,5 или 2,25 м. примыкают к краю проезжей части и устраиваются при наличии застройки вдоль проезда.

      При трассировке проездов протяжённостью более 200 м. необходимо предусматривать  криволинейные участки, способствующие ограничению скорости автомобилей.

      Трассировать  основные проезды желательно без  пересечений с основными пешеходными  путями.

      Проезды и пешеходные пути, идущие вдоль  живых зданий, следует размещать  не ближе 5 м. и не далее 10 м. от стен зданий.

      Допускается, чтобы основные проезды примыкали к жилым улицам районного и общегородского значения с регулируемым движением, но не чаще чем через 200-250 м. и на расстоянии не менее 100 м. от перекрёстка, а также к местным и боковым проездам магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением транспорта. 

2.Подъезды. 

      Подъезды  обеспечивают проезд и подход жилых  улиц и основных проездов к входам в отдельно стоящие здания.

     По  конфигурации подъезды могут быть петлеобразные, кольцевые в пределах групп домов и тупиковые для проезда к одному – пяти отдельно стоящим зданиям.

     Ширина  проезжей части подъезда с двухсторонним  движением транспорта на тупиковых  проездах и с односторонним на петлеобразных и кольцевых проездах 3,5 м. Тротуары шириной не менее 1,5 м. устраивают со стороны застройки. В виде исключений на проезжей части подъездов допускается движение пешеходов.

     Петлеобразные и кольцевые подъезды протяжённостью не более 300 м. должны иметь через  каждые 100 м. и в пределах видимости  разъездные площадки шириной 6 м. и длиной 15 м.

     Тупиковые подъезды протяжённостью не более 150 м. должны заканчиваться разворотными площадками размером в плане 12х12 м. или кольцевой площадкой с  радиусом по оси проезжей части не менее 10 м. 

3.Служебно  – хозяйственные проезды. 

      Служебно–хозяйственные проезды предназначены для движения автомобилей, связанных с хозяйственно-эксплуатационными службами (очистка территории, вывоз мусора, ремонт зданий и сооружений, подъезд к тепловым пунктам, трансформаторным подстанциям и т.п.), а также с хозяйственным обслуживанием школ и детских учреждений. По конфигурации служебно–хозяйственные проезды могут быть сквозные и тупиковые ограниченной протяженности, как правило, не более 100 м. Ширина проезжей части проездов – 3,5 м, тротуары, как правило, отсутствуют или совмещаются с проезжей частью.

     Служебно–хозяйственные  проезды как самостоятельная  категория могут отсутствовать  при условии выполнения их функций  основными проездами или подъездами к отдельным зданиям. 

4.Пожарные  проезды. 

      Пожарные  проезды, как правило, совмещают с основными проездами и подъездами к зданиям. Для проезда пожарных машин с тех сторон здания, где нет постоянных проездов, рекомендуется предусматривать свободные от посадки деревьев и кустарников спланированные  полосы шириной 6 м. Эти полосы следует размещать на расстоянии 5-8 м. от зданий высотой 9-14 этажей и 8-10 м. от зданий большой этажности.

      Вдоль жилых  зданий высотой менее 9 этажей, а общественных менее 5 этажей пожарные проезды могут не устраиваться.  

5.Автомобильные  стоянки и гаражи. 

      Автомобильные стоянки открытые, для временной парковки следует проектировать в комплексе с жилой, общественно-административной застройкой и системой проездов.

      Пешеходная  доступность от жилых домов до мест временного хранения автомобилей не должна превышать 200м.

      Автомобильные стоянки в вине отдельных площадок, а также в виде уширений вдоль  основных  проездов и подъездов  к отдельно стоящим зданиям рекомендуется  размещать вблизи подъездов с  магистральных улиц на межмагистральную территорию и в районе примыкания проездов к жилым улицам.

      Открытые  автостоянки могут размещаться  на проезжей части жилых улиц с  расстановкой автомобилей вдоль  борта. При этом вдоль проезжей части  необходимо выделять дополнительные полосы шириной 2 м.

      Стоянки для временного хранения автомобилей должны быть отделены от жилых зданий полосой защитного озеленения.

      Санитарные  разрывы от открытых автостоянок  до жилых и общественных зданий следует  принимать в соответствии с определёнными  требованиями.

      Кроме открытых стоянок для временного хранения легковых автомобилей у жилых зданий в пределах межмагистральной территории должны быть размещены автостоянки, обслуживающие общественные здания и сооружения массового посещения.

      При блокировании отдельных зданий и  сооружений в общественном центре следует предусматривать площадку для стоянки автомобилей размером 35х65 м., а возле общественного центра межмагистральной территории – автостоянку размером 25х45 м.   
 

Основы  формирования системы  благоустройства 

Формирование  благоприятной среды жизнедеятельности является основной целью градостроительной политики, осуществляемой в пределах жилых территорий органами государственной власти РФ; отдельных субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Наряду с градостроительными,  архитектурными, техническими аспектами важное значение для формирования высоких архитектурно- художественных, функционально-планировочных, социально-бытовых, санитарно-гигиенических и экологических качеств     городских территорий в целом, и территорий жилой застройки в частности, имеет благоустройство территории. Жилье не может считаться комфортным, если окружение здания не благоустроено.

Вопросы   комплексного   благоустройства   решаются   на   всех стадиях  градостроительного и архитектурно-строительного проектирования и реализуются в полном соответствии с разработанными проектами. Основные идеи комплексного благоустройства определяются проектами детальной планировки жилых территорий, а конкретные решения, объемы, стоимости - в проектах застройки отдельных жилых комплексов. Однако в период эксплуатации зданий,  сооружений и комплексов, особенно  при реконструкции и модернизации отдельных зданий, сооружений наблюдаются нарушения действующих нормативов и стандартов, затрагивающих вопросы благоустройства, что несомненно влечет за собой ухудшение качества среды проживания населения. Кроме того, значительная часть жилищного фонда городов и благоустройство придомовых территорий морально устарели, не отвечают сегодняшним социально-бытовым потребностям населения и современным санитарно-гигиеническим, а также экологическим требованиям. Поэтому перед эксплуатационными организациями, выполняющими в настоящее время не только функции подрядчика, но и заказчика, встают дополнительные проблемы, связанные с совершенствованием, а порой и созданием системы благоустройства территории жилой застройки.

Жилые территории являются частью селитебной зоны города и предназначены   для организации   жилой  среды  -  среды непроизводственной   деятельности   населения,   где   осуществляются бытовые процессы, отдых, обслуживание, хозяйственные функции. 

Общим принципом  формирования жилых территорий является обеспечение максимальных удобств  населению в удовлетворении его  социально-культурных  и  бытовых  потребностей  при  рациональном использовании ресурсов и городских земель. Этот принцип реализуется путем формирования  жилых   комплексов  разного  территориального уровня. В современном городе можно выделить следующие основные

структурно-планировочные  образования жилых территорий:                                                                     

•   участки жилой и смешанной жилой застройки;

•    группы (кварталы) жилой и смешанной жилой застройки;

•    микрорайоны;

•   жилые районы.

Участки   жилой   и   смешанной   жилой   застройки   наиболее характерны для центральных районов городов с преимущественно исторической застройкой, а также встречаются на территориях общественных центров и примагистральных территориях. Размер таких территории в границах домовладений обычно не превышает 1 га. В функциональном плане эти территории разделяют на застроенную часть придомовую, включающую территорию зеленых насаждений с

площадками для  игр и отдыха; спортивные площадки; стоянки для временного хранения   автомобилей   и   гаражи-стоянки;   подъезды к зданиям.

Группы  (кварталы) жилой и смешанной застройки формируются аналогично участкам жилой и смешанной жилой застройки, но могут быть   представлены   и   как   первичные   структурные   планировочные элементы    в    составе    микрорайонов    на    небольших    (до 500 га) межмагистральных    территориях.    Этот    тип    жилых    территорий, расположенных   в   центральных   районах   городов,   в   общественных центрах и на примагистральных территориях преимущественно застроен жилыми   зданиями   довоенного   периода   или   модернизированными, реконструированными зданиями. Застройка в основном располагается вдоль красных линий прилегающих улиц по всему периметру кварталов центральных    районов    города.    В    составе    современных    жилых микрорайонов застройка жилых групп представлена обычно типовыми жилыми зданиями, характерными для массового строительства.

Информация о работе Планировка и застройка жилых районов и микрорайонов