Экономика в архитектуре 17-19 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

Первая половина XVIII века в России — время невиданных изменений практически во всех сферах жизни страны. Непревзойденный реформатор земли русской, Петр Первый повернул страну «на запад». При нем Россия впервые ощутила себя периферией Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой. На европейский «вызов» Петр стремился дать европейский «ответ», проведя реформы во всех областях государственной жизни, имевшие безусловно революционный характер. За первую четверть века из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, страна превратилась в Российскую империю — одну из величайших держав мира.

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 30.02 Кб (Скачать)

К середине XVIII столетия назрела необходимость создания различного типа новых общественных сооружений или таких построек, которые  в период барокко не имели художественного  значения - например, промышленных, складских, торговых зданий. Новые задачи вставали и в жилищном строительстве. Наконец, город в целом как социальная единица получал существенно  иную, чем раньше, характеристику и  в этой связи требовал другого  планировочного и объемного решения.

Весь этот рост требований совершался в масштабах гигантской страны.

Традиционные методы творчества не могли справиться с  выполнением таких задач. Но подобного  рода, хотя и более простые, задачи уже вставали перед зодчими в  начале XVIII в. Архитектура петровского  времени характерна ясными и тяготеющими  к практической целесообразности решениями, основанными на четких рационалистических принципах. Традиции рационализма появились  в русской архитектуре начала XVIII в., разумеется, не впервые. Эти традиции жили издавна, но были эпохи, особо благоприятные  для их развития, и такие времена, когда рационализм существовал  в зодчестве подспудно как  остаточное явление предыдущего  периода. Русское барокко второй четверти XVIII в. также не избежало влияния  предшествовавшей ему петровской архитектуры, и рационализм последней вошел  некоторыми отдельными элементами в  стилевые особенности направления, противоположного ему по своей сущности.

Даже в творчестве ведущего мастера барокко Растрелли  можно заметить элементы рационализма. Так, например, фантастически богатая  и сложная по формам декоративная отделка дворцовых сооружений этого  зодчего не нарушает простоты и ясности  планов.

Рационализм как стремление к ясности, понятности, логичности архитектурного образа - всего в целом и отдельных  его компонентов - стал основным фактором формообразования нового стиля. Его  принципы требовали особо стройной, логически цельной художественной концепции. Такая концепция была уже создана ранее в классических школах архитектуры античности и  Ренессанса. Зодчие принялись тщательно  изучать наследие античности (в ее римской интерпретации, единственно  доступной в то время) и Ренессанса. Пристальное внимание к классике стало как бы вторичным фактором формообразования архитектуры раннего  русского классицизма.

Но пристальное  изучение классического наследия отнюдь не означало буквального следования всем его канонам. Зодчие нового направления, отрицая предыдущий стиль, все же переняли от барокко известную свободу  в подходе к освоению классических принципов и критически осмысливали  их.

В самом деле: архитектура  русского барокко второй трети XVIII столетия по своему духу гораздо ближе к  сооружениям Руси конца XVII в., нежели к зодчеству эпохи Петра I.

Если барокко понимало красоту прежде всего как богатство, декоративный блеск и динамическое разнообразие, то новый стиль видел  ее идеал в «благородной простоте и спокойном величии». Наконец, еще  одним фактором, влиявшим на сложение нового стиля в России, были связи  русского зодчества с современной  ему архитектурой других стран, среди  которых Франция являлась в то время ведущей страной во всех областях.

По той же причине  стремление к просветительству, утилитарности  и всеохватывающему рационализму, свойственное петровскому зодчеству, нашло свое самостоятельное продолжение в  архитектуре классицизма. Такая  оригинальная постройка для комплекса  научных учреждений, как Кунсткамера, задуманная еще при Петре I, не получила в период барокко ни дальнейшего  развития в качестве нового типа здания, ни даже повторений, хотя бы упрощенных. Между тем архитектура классицизма  началась именно с создания сооружения подобного рода: здание Академии художеств  объединяло в себе высший художественный центр, музей, учебное заведение  «трех знатнейших» искусств с  интернатом и даже театром при  нем, мастерские художников и жилые  квартиры для педагогического персонала.

Петровская эпоха  не уделяла особо пристального внимания дворцовым сооружениям, но придавала  большое значение утилитарному строительству, поднимая его на уровень настоящей  архитектуры. Адмиралтейство в Петербурге решалось не просто как промышленное предприятие, совмещенное с оборонительным сооружением, но как памятник морского могущества России. Здание было очень  невысоким и материал- фахверк - совсем не монументальным, но сама идея широко, на 400 метров распластанного сооружения, отмеченного в центре башней со шпилем, была идеей большой архитектуры.

Рационализм, составляющий основу концепции классицизма, также  находил себе отзвук в традициях  зодчества начала XVIII в., хотя, как  уже отмечалось ранее, архитектура  русского барокко сама до некоторой  степени пользовалась этими традициями.

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что важнейшие традиции никогда  не умирают. Они развиваются по восходящей спирали. При каждом последующем  витке часть движения, условно  говоря, проходит в тени.

Господствующий в  это время стиль только терпит такую «затененную» традицию, а зачастую использует ее даже в противоположном  значении.

Итак, для каждого  вновь возникающего направления  характерно антагонистическое отношение  к своему предшественнику. Более  того, можно, видимо, утверждать, что  рождение нового стиля сопровождается обязательным неприятием непосредственно  близких традиций прошлого. С другой стороны, новый стиль широко опирается  на более глубокие традиции, в творческом осмыслении которых заложена основа для дальнейшего его развития.

Развитие русского градостроительства в первой половине XIX в. стимулировало творческий поиск  русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству  в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого  классицизма в городе создается  ряд монументальных ансамблей. В  центре столицы, на Дворцовой площади  К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее  по проекту О.Монферрана здесь устанавливается  Александровская колонна (1830-1834), а  в 1837-1843 гг. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса.

Развитие русской  экономики в первой половине XIX в. происходило в обстановке борьбы нового, прогрессивного в то время  капиталистического уклада с реакционными феодально-крепостническими отношениями. Культурному подъему способствовало распространение патриотических идей в русском обществе, особенно усилившееся  после победоносного окончания  Отечественной войны 1812 г.

Общий расцвет культуры не мог не сказаться и в области  архитектуры и градостроительства. В творчестве русских архитекторов получили яркое выражение патриотические идеи.  Русское градостроительство после 1812 г. имело весьма благоприятные  условия для своего развития.

Особое значение имело  типовое проектирование для формирования архитектурного облика массовой жилой  застройки. Архитектурно-планировочная  система строилась на уже известном  принципе соподчинения массовой “фоновой”  типовой застройки с уникальными  опорными зданиями.

Индивидуальные проекты  создавались лишь для таких значительных сооружений, как соборы, как гостиные дворы, крупнейшие административные здания и жилые здания дворцового типа.

Методика применения типовых проектов в жилищном строительстве  в начале XIX в. почти не изменилась по сравнению со второй половиной XVIII в. Типовое проектирование ограничивалось только фасадами, носившими, как и  раньше, рекомендательный характер.

Новая “серия” типовых  проектов жилых домов и других частных построек была издана в 1809-1812 гг. Пять гравированных альбомов, объединенных под общим названием "Собрание фасадов". В 1809 г. были изданы первый и второй альбомы, содержавшие 100 проектов. В 1812 г. издание было завершено выпуском третьего и четвертого альбомов со 124 проектами. В пятом альбоме, изданном в 1811 г., были собраны проекты заборов  и ворот. Таким образом, все пять альбомов содержали около 200 жилых, хозяйственных, промышленных, торговых и других зданий и свыше 70 проектов заборов и ворот.

В 1809 г. были изданы проекты  только жилых домов, начиная от простейших домиков в три окна по фасаду и  кончая трехэтажными зданиями большого объема.

Состав проектов в  третьем и четвертом альбомах, изданных в 1812 г., существенно отличается от проектов в альбомах 1809 г. Приведенные  в них фасады восполняют недостаток в простейших одноэтажных жилых домах и нежилых постройках, имевший место в первом и втором альбомах.

Пятый альбом, включавший проекты заборов и ворот, занимал  в “Собрании фасадов” подчиненное  место. Содержавшиеся в нем проекты  должны были играть роль архитектурных  “вставок” между домами, обеспечивающих архитектурное единство фронта застройки  улиц.

Среди сохранившихся  альбомов встречаются отдельные  экземпляры с раскрашенными фасадами. Они дают представление о рекомендуемых  колерах и о системе покраске зданий.

Преобладающим цветом стен был желтый различных оттенков. Крыши делались зелеными или красными. Такая окраска соответствовала  изданному в 1817 г. указу, запрещавшему применение ярких красок.

Проекты в “Собрании  фасадов” не сопровождались планами, за исключением нескольких планов передней стены в первом, втором и четвертом  альбомах. Отсутствие планов, характерное  и для типовых проектов XVIII в., объяснялось рекомендательным характером “Собрания фасадов”.

Большой объем и  высокое качество “Собрания фасадов” говорят, что в его создании принимало  участие несколько талантливых  архитекторов и граверов, однако, в  прямой связи с чертежами их имена  не упоминаются.

“Собрание фасадов” было введено в действие 31 декабря 1809 г.67. Согласно указу “О строении домов в городах по вновь высочайше утвержденным фасадам”, разрешалось строить частные дома только по проектам из “Собрания фасадов”.

Много примеров такого использования “Собрания фасадов” можно найти в строительстве  Москвы после пожара 1812 г. В этот период сложилась особенно благоприятная  обстановка для широкого применения типовых проектов в массовом жилом  строительстве.

Об общих масштабах  применения типовых проектов 1809-1812 гг. в застройке русских городов  судить сейчас трудно. До нашего времени  дошла лишь незначительная часть  жилых домов, построенных в первой трети XIX в.

“Собрание фасадов” сохраняло свое практическое значение в течение более чем 20 лет. Только в 30-х годах XIX в. его роль в проектировании массовой застройки русских городов  пошла на убыль. Упадок архитектуры  и градостроительства отразился  и на дальнейшем развитии типового проектирования и строительства.

Начиная с 1830-х годов  типовое проектирование жилых и  хозяйственных зданий перешло почти  целиком в руки частных лиц. В 1830-х – 1840-х годах появились  многочисленные руководства по строительству.

Но уже начиная  с 1836 г. проекты, содержащиеся в альбомах, приобретают черты эклектики, характерные  для всей русской архитектуры  этого периода. Авторы издававшихся альбомов даже и не пытались вносить  какие бы то ни было регулирующие начала в городскую застройку. Многочисленные проекты в готическом, русском, египетском и других модных стилях “подделывались”  под вкусы заказчиков из господствующих классов. Отдельные “серии” образцовых фасадов частных жилых домов, изданные в 1850-х годах государством76, были сделаны в официальном русско-византийском стиле или стиле “Ренессанс”. Они могут служить лишь иллюстрацией общего упадка русской архитектуры середины XIX в.

Информация о работе Экономика в архитектуре 17-19 век