Экономика в архитектуре 17-19 век

Дата добавления: 10 Декабря 2011 в 18:05
Автор: s********@bk.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (27.68 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

реф.docx

  —  30.02 Кб

Первая половина XVIII века в России — время невиданных изменений практически во всех сферах жизни страны. Непревзойденный реформатор земли русской, Петр Первый повернул страну «на запад». При нем Россия впервые ощутила себя периферией Европы и поставила своей целью  стать равноправной европейской  державой. На европейский «вызов»  Петр стремился дать европейский  «ответ», проведя реформы во всех областях государственной жизни, имевшие  безусловно революционный характер. За первую четверть века из Московского  государства, чьи контакты с Европой  были довольно-таки ограниченными, страна превратилась в Российскую империю  — одну из величайших держав мира.

За несколько десятилетий  строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется  регулярная армия, возникает военный  флот, развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, развивается  экономика.

Развитие экономики  вело к активизации предпринимательства, внутренней и внешней торговли. В  результате увеличилось количество возводимых казенных и частных сооружений: гостиных дворов, рынков, лавок, складов, банков и бирж.

Все это потребовало  проведения широких градостроительных  мероприятий

Идеи плановой застройки  городов получили широкое распространение  в Европе еще в эпоху Возрождения. Развитие же российских городов до XVIII в. не подчинялась каким-то особым правилам. Несмотря на это во второй половине XVII в. закладывались социально-экономические  предпосылки для изменения градостроительной  политики. Наиболее значительное развитие строительного законодательства произошло при Петре I. Он наделил полицию правом надзирать за качеством строительства, появились первые стандарты и «образцовые» проекты домов для представителей разных сословий.

В 1704 году вышел указ о запрещении сначала в Москве, а потом и в других городах  строительства домов во внутренних дворах. Государь велел, чтобы их фасады выходили на "красные линии" мостовых.

 Нормирование строительных  процессов преследовало цель  минимизировать опасность возникновения  пожаров: вводились запреты на  использование пожароопасных материалов, усиленно продвигался способ  мазанкового строительства - наиболее  «бюджетный» вариант огнестойкой  конструкции зданий.

В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический  строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество, усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города )на строительство Петербурга работало 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Возникают мануфактуры  во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением  царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышеволоцкого канала, способствовали развитию металлургии  новых районах вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и  в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря  этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области  за сверхкороткий срок была создана  мощная промышленность, способная полностью  обеспечить военные и государственные  нужды и ни в чем не зависящая  от импорта.

Однако главным  делом Петра I стало возведение новой  хорошо укрепленной столицы, превосходившей красотой и рациональной планировкой  лучшие города Европы. Желая ускорить реализацию своего замысла, император  под страхом «разорения имения и  ссылки» запретил использовать камень для строительства зданий во всех городах, кроме Петербурга. 
Россия вступала в эпоху капитализма, а расширение товарного производства вело к резкому росту городов (более 225) и, быстрому увеличению численности городского населения.

В первые годы царствования Петра  ориентация на протестантские страны отразилась в архитектуре  Доменико Трезини, скупо использовавшем барочные формы, что придало особое обаяние облику северной столицы. Сухой  практицизм изменил характер русской  живописи: созданное в 1724 г. художественное отделение при Академии наук призвано было подчинить искусство задачам научного изучения природы.

Дальнейшее следование по пути сакрализации абсолютизма отразилось в привлечении в Россию мастеров барокко и классицизма. Западное барокко было завезено при Петре  итальянскими и французскими мастерами.

Санкт-Петербург несколько  веков оставался эталоном градостроительного планирования в России.

Преобразования, начатые  царем Петром, продолжила Екатерина II. В конце XVIII века многие города подверглись  перепланировке: Россия стремилась продемонстрировать миру свое экономическое и политическое могущество. Развитие промышленности и торговли способствовало увеличению количества городов. Обширное строительство  требовало нового, планового подхода  к застройке городских поселений, к разумному размещению на их территориях  административных зданий, церквей, гостиных дворов, театров, больниц и богаделен.

11 декабря 1762 года  Екатерина Великая создала Комиссию  под руководством И.И. Бецкого,  которой вменялись в обязанность  реконструкция старых и возведение  новых городов. Через полгода  императрица законодательно обосновала  ее деятельность, подписав Указ  «О сделании всем городам и  улицам специальных планов, по  каждой губернии особо». За 34 года  члены Комиссии разработали проекты  генеральных планов 416 из 497 российских  городов и заложили основные  принципы строительства, просуществовавшие  до начала XX века.

Одним из них стало  зонирование застройки по высоте и качеству: повышение этажности  от периферии к центру, подчинение планировочной структуры городского массива доминантам храмов и общественных зданий, расположенных в наиболее выгодных точках - на холмах и высоких  речных берегах. Церкви, соборы, крепостные сооружения, древние палаты тщательно  сохранялись и включались в новую  планировку. За счет возведения каменных зданий в центре, а деревянных - на окраинах город гармонично перерастал в пригородные слободы, переходящие  в сельскую местность.

Середина и вторая половина XVIIIв. Ознаменовались широким  каменным строительством, главным образом  в городах. Укрепление Российской империи, военные победы на суше и на море; образование обширного внутреннего  и внешнего рынка; экономическое  развитие побудили царский двор, вельмож  и богатых купцов строить роскошные  здания – общественные и частные. Все это содействовало созданию замечательных произведений русского зодчества.

Особое внимание уделялось  строительству в Петербурге и  Москве. Были учреждены комиссии о  каменном строении Санкт – Петербурга и Москвы, разработан план застройки. 
Город строился на основе геометрически правильной прямоугольной системы или полукольцевой. Застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте (Санкт – Петербург – 3 этажа, Москва – 2 этажа). Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленными вплотную друг к другу.

Одним главенствующих стилей в искусстве конца XVI –  середине XVIII вв. был барокко.  Барокко  тяготело к торжественности, изменчивости и многогранности мира. Были свойственны: контрастность, динамичность, напряженность  образов, стремление к величию и  пышности, соединение реальности и  иллюзии. 

Позднее барокко –  Варфоломей Растрелли. Род его руководством на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры – Зимний дворец. В окрестностях Петербурга построил впечатляющие дворцовые ансамбли(Большой  дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском селе). 4 слайд.

Растрелли превращал  город – крепость Петра I в дворцовый  город. Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762гг.. Он поражал своей роскошью. В 1837г. Внутри вспыхнул пожар, который  нанес ему непоправимый вред. Восстанавливали  дворец 15 месяцев. Внешний вид восстановил  В.П.Стасов и А.П.Брюллов. В старой части Петербурга запрещали строить  здания выше Зимнего дворца. В настоящее  время он входит в музейный комплекс.

Для творчества Растрелли  характерно стремление придать зданиям  торжественный, величавый вид, что  подчеркивалось богатым декоративным убранством, четкостью пропорций, ритмом колонн.

Архитектура XVIIIв. Нагляднее  всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и один из крупнейших и признанных культурных центров Европы.

В XVIIIв строительство  велось по определенному плану и  город был построен в единый архитектурный  ансамбль.

В настоящее время  единого архитектурного стиля нет  на всей территории России. И города не выглядят так красиво и торжественно как прежде.

Далее в истории  Русской архитектуры происходит переломный период между барокко  и классицизмом, который имел некоторые  особенности.

Классицизм (лат. образцовый) – культурно – эстетический стиль  и направление XVII – начала XIXвв. Ориентирован на античное искусство. В архитектуре  ему присуща простота и ясность  форм, строгость линий, органичное соединение городской застройки с элементами природы.

Переход от барокко  к классицизму был одним из самых быстрых в смене стилей отечественной архитектуры. Конец 1750-х  годов - еще расцвет барокко. Середина 1760-х годов - уже время широкого распространения классицизма. За крайне незначительный срок в пять - семь лет  происходит полное изменение эстетических вкусов.

Архитектура русского барокко XVIII в. была исторически обусловленным, сложным и своеобразным явлением, вобравшим в себя и многие традиции русского зодчества XVII столетия, и ряд  черт отечественной архитектуры  непосредственно предшествующего  периода - т. е. начала XVIII в., и влияния  современной ей архитектуры главных  европейских стран. Эти столь  различные компоненты образовывали, однако, прочный сплав, обладавший чертами  неповторимой оригинальности.

Барокко как самостоятельный  стиль в русской архитектуре  оформилось в 1730-х годах. В специфичных  условиях послепетровского времени  оно успешно развивалось, но на переломе 1750-1760-х годов внезапно уступило место новому направлению.

Подчеркнуто сочной декоративности и динамизму форм барокко противостоит чуть суховатая рационалистическая архитектура раннего классицизма.

Период упадка, постепенная  деградация не предшествовали перемене стиля. Наоборот, как раз в момент своего наивысшего расцвета барокко  оказалось несостоятельным для  решения новых задач, и тут  же с удивительной быстротой появились  сооружения в стиле классицизма.

Такая быстрота в смене  стилей не типична. Она является, как  уже говорилось, отличительной чертой именно этого перелома - от барокко  к классицизму - и была вызвана  общей ситуацией, когда искусственно замедленное историческое развитие стало усиленно наверстывать упущенное  время.

Концепция барокко  как целостного стиля перестала  не только господствовать в архитектуре, но и вообще оказывать сколько-нибудь существенное влияние на ее дальнейшее развитие. Отдельные черты старой системы хотя и проявлялись некоторое  время в тех или иных элементах  сооружений раннего классицизма, но были лишь пережитками, которые постепенно изживались. Только в провинции формы  барокко продолжали существовать по инерции почти до конца XVIII в.

К историческим предпосылкам перемены стиля относятся материальные и идеологические факторы. В качестве важнейших следует отметить значительное усиление военного и политического  могущества России, сопровождавшееся быстрым ростом ее экономического потенциала.

Не менее важными  предпосылками перемены стиля послужили  идеи просветительства, гуманизма, идеалы естественного человека, характерные для всего передового мышления XVIII в.

В архитектуре все  эти факторы вели к серьезным  переменам. Экономический расцвет  страны вызвал бурный рост строительства  во всех сферах. Изменения идеологического  порядка требовали значительного  расширения архитектурной тематики, иного образного содержания. Непрерывно возникали небывалые ранее темы и задания.

Между тем архитектура  барокко отличалась тематической узостью. Сфера архитектуры как искусства  ограничивалась в основном дворцовым  и культовым строительством. Если приходилось создавать сооружения другого назначения, то их разрабатывали  в тех же, близких к дворцовым, парадных, высокоторжественных формах, примером чего может служить проект Гостиного двора в Петербурге, предложенный Ф. Б. Растрелли в 1757 г.

Развитие барочных форм по пути дальнейшего их усложнения могло продолжаться еще довольно долго, но сам круг применения таких  форм никак нельзя было расширить. Возможности  стиля вступили в противоречие с  действительностью. Это и определило его судьбу.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Первая половина XVIII века в России — время невиданных изменений практически во всех сферах жизни страны. Непревзойденный реформатор земли русской, Петр Первый повернул страну «на запад». При нем Россия впервые ощутила себя периферией Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой. На европейский «вызов» Петр стремился дать европейский «ответ», проведя реформы во всех областях государственной жизни, имевшие безусловно революционный характер. За первую четверть века из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, страна превратилась в Российскую империю — одну из величайших держав мира.
Содержание
содержание отсутствует