Готическое искусство Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

В XII в. в Европе появляется новое направление в искусстве – готика, основоположником которого считается Франция. Для возникновения этого стиля сложились определенные предпосылки и условия. Однако готическое искусство не являлось чисто европейским изобретением. Еще задолго до возникновения готического стиля в Европе в Малой Азии армянский зодчий Трдат построил культовое сооружение — трехнефную купольную базилику. В этом сооружении впервые были применены пучкообразные колонны для внутренних устоев, которые поддерживали стрельчатые арки, а также другие конструктивные элементы ранней готики. Спустя продолжительное время эти конструктивные решения возникли в Европе, а впервые во Франции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения готической архитектуры, ее основные отличительные черты и композиционные формы………………………………5
1.1. Причины и предпосылки зарождения готического стиля в искусстве Западной и Центральной Европы…………………………………………...5
1.2. Архитектурно-композиционные формы готической архитектуры…..7
2. Развитие готической архитектуры во Франции…………………………….13
2.1. Произведения ранней готики………………………………………….14
2.2. Архитектурные сооружения высокой готики………………………..18
2.3. Позднее-готические произведения искусства………………………. 21
Заключение………………………………………………………….. …………. 24
Список использованной литературы………………………………………….. 26

Работа содержит 1 файл

Готическое искусство Франции.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Количество статуй, рельефов увеличилось. Насыщенность скульптурой  достигает предела в убранстве  перспективных порталов.

Скульптура различных  типов, возникающая из самой архитектуры,       сочетается с усложненным рисунком оконных переплетов, многочисленными деталями — тягами,  выступами карнизов, башнями и башенками (пинаклями), архивольтами.

Тематически   скульптура   готики   чрезвычайно   разнообразна.   Здесь и сцены из библии, изображения святых, исторические, бытовые сцены и другие. Но как бы ни были различны эти изображения, все они укладываются в единую систему религиозно-нравственных представлений и догм          средневековья .     Поражает    обилие    деталей — краббы     (свернувшиеся листья),   стилизованные   цветки   (крестоцветы),   увенчивающие   шпили, изображения плодов и прочее. Обращают на себя внимание изображения различных фантастических животных. Иногда они используются для сброса дождевой воды.

Для Реймского собора характерно стремление ввысь. Этому способствуют удлиненные пропорции тяг, окон, стрельчатых завершений проемов. Ощущение вертикальной устремленности форм еще сильнее дает себя знать в интерьерах. В отличие от собора Парижской богоматери, в Реймсе опорные столбы имеют уже в первом ярусе пучковую структуру, и она сохраняется на всем протяжении опор вплоть до сводов, а затем переходит на гурты, которые также имеют усложненную профилировку.

Особую роль в общей  системе готического интерьера  играют витражи. Отсутствие больших поверхностей стен делало невозможным применение фресок или мозаик. Огромные оконные проемы, простирающиеся от опоры до опоры, покрывались яркими многоцветными композициями. Выполняемые из цветных стекол, вставляемых в свинцовые переплеты, они создавали внутри собора особую цветовую среду, окрашивая пилоны, своды, полы, кажется, сам воздух в яркие красочные тона. Общая площадь витражей в каждом из соборов достигала многих сотен квадратных метров. Содержание изображений на витражах подчинялось религиозно-дидактическим схемам.

Подлинно готические витражи сохранились далеко не везде, многие частично или полностью являются продуктом реставрации. В витражах использовалось стекло различных расцветок, но преобладали красно-вишневые, винные, пурпурные, а также синие тона. Витражи искрятся различными красками, но все в целом сливается в потрясающие по яркости, звучности и интенсивности фиолетово-красные цвета. 19

Другим шедевром французской  зрелой готики является собор Амьена — самый крупный и высокий из всех средневековых храмов в этой стране (длина 145 м, высота главного нефа 42,5 м).20 Собор построен в 1218 — 1268 годах. Он удивительно легок и в то же время «прозрачен» по структуре. Минимальны по своему сечению устои наружных стен, разделяющие громадные окна, и внутренние столбы, поддерживающее высоко поднятые стрельчатые своды нефов.

Боковые нефы смыкаются  за алтарной частью, и здесь к  ним примыкает кольцо апсидиол. Изумителен главный — западный фасад. Здесь в принципе та же система членений, что и в Реймсе, та же ярусность построения и трехчастность деления по горизонтали, но «роза» помещена выше, а галерея королей «опустилась» в центральную часть фасада. Кроме того, под ней появился аркатурный пояс, находящийся непосредственно над вимпергами стрельчатых порталов. В целом фасад проработан еще тоньше и изящнее, чем в ранее названных сооружениях. Амьенекий собор был последним словом классической французской готики.21

Из построек зрелой готики не соборного типа заслуживают внимания придворные и дворцовые капеллы, наиболее замечательной из которых является Сен Шапель в Париже, построенная в 1243—1248 гг. Это сооружение изящно, полно воздуха и света и вместе с тем, несмотря на малые размеры, монументально. Помещение капеллы имеет в нижней своей части высокий цоколь, с обилием аркад и ниш. Высокая верхняя часть представляет собой каркас из столбов, поддерживающих легкие нервюрные своды. Высокие и узкие простенки между столбами заняты ажурным переплетом окон с прекрасными витражами. Строитель этой капеллы создал прекрасный интерьер, вызвавший многочисленные подражания как во Франции, так и в Англии.

2.3. Позднее-готические  произведения искусства

В XIV—XV вв. в архитектуре Франции появляются произведения поздней готики, которую иногда называют пламенеющей, так как приобретающие усложненный характер декоративные формы, переплеты окон и другие включают тяги, стержни, нередко изгибающиеся причудливо, наподобие языков пламени. Очень часто в этом стиле выполнялись пристройки к зданиям или отдельные элементы, ранее  остававшиеся невыполненными.

Из французских монастырей готического времени особенно своеобразно по природному расположению и архитектуре аббатство Мон-Сен-Мишель на севере Бретани. Монастырь, окруженный массивными оборонительными стенами, венчает огромную скалу, подымающуюся над прибрежной полосой моря. Помимо церкви здесь интересны многочисленные корпуса, строения, улочки, переходы, образующие единое, слитное и очень живописное целое.

Примером крупного феодального  замка времени готики может служить замок Куси (1220—1230 гг.), основным ядром которого, как и в более ранних замках, являлся донжон. В данном случае он достигал огромных размеров — высота 60 метров, диаметр его составлял 30 метров, а толщина стен — 7 метров.22 Двор замка ограничивали строения различного назначения, среди них дворцовые корпуса с парадными и жилыми помещениями. Как и другие замки, Куси опоясывали неприступные стены с высокими башнями, глубокие рвы, наполненные водой. Были здесь подъемные мосты, опускные решетки. В целом тип замка остался прежним, что и в романское время, но он обогатился рядом новшеств, заимствованных на Востоке во время крестовых походов. Совершенствуются сами оборонительные устройства: крепостные стены завершаются выступающими вперед каменными галереями с отверстиями в полу, через которые вниз на неприятеля сбрасывали камни и лили горячую смолу.

Строительство замков с  конца XIII века сократилось. В результате усиления в стране королевской власти новые замки могли строиться лишь по разрешению короля. В XIV веке замки возводят, как правило, лишь король и его приближенные. Кроме того, меняется и сам тип сооружения. Начинают строиться парадно-увоселительные, охотничьи замки. Внутренние помещения в них отделываются с учетом как художественно-эстетических требований, так и удобства.

В противоположность  замкам, городское строительство  приобретает с течением времени  все большие масштабы и значение. В городах сооружаются различные общественные здания, и прежде всего ратуши («отель де вилль»), а также жилые дома богатых горожан. Но в застройке городов на протяжении многих веков продолжали преобладать деревянные и фахверковые здания. В фахверковых деревянным делался каркас, заполнение же производилось из обожженного кирпича или же из мелких каменных блоков. Из камня сооружались дома лишь богатых горожан. Как правило, жилая застройка в городе была чрезвычайно стеснена территориально, отсюда — узкие по фронту дома и рост их по вертикали. Завершались дома, вследствие наличия двускатной крыши, чаще всего высокими щипцами-фронтонами. Часть чердачного пространства также использовалась для тех или иных помещений, но остальной объем чердаков был занят стропильными конструкциями.

Из крупных каменных, хорошо сохранившихся жилых зданий выделяется дом банкира и купца Жака Кера и городе Бурже, построенный в середине XV века. Дом этот, несимметричный в плане, имеет замкнутый двор, ограниченный служебными строениями. Разработка фасада также асимметрична и включает детали, сходные с встречаемыми в архитектуре готических соборов. Башнеобразные постройки, высокие крыши, стрельчатые арки въездных ворот и большого окна в центральной части фасада, скульптура, орнаментация — все это является характерными элементами готического зодчества.

Известностью пользуется Дворец юстиции в Руане, построенный на рубеже XV и XVI веков в стиле пламенеющей готики. Обильно примененные архитектурно-декоративные средства и скульптура характерны для поздней, завершающей стадии развития стиля. Отдельные детали обработки стен, изысканная ажурная декорация переплетов окон, пинакли, многолопастные арочки и скульптура — все это сходно с приемами и мотивами.

Начиная с середины XV в., рост городов и широкое строительство протекало уже в иных исторических условиях и было связано, по существу, с новыми строительными и художественными задачами, в процессе решения которых началось постепенное изживание принципов и традиций готической архитектуры, к началу XVI в. исчерпавшей свои художественные возможности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определенные черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. Но основателем готического стиля в архитектуре Европы считается Франция.

Французская готика в  силу особых исторических условий явилась  выразительницей высокого подъема  средневековой культуры в целом. 
Опираясь на античное наследие, она выработала в архитектуре, скульптуре и витражах собственные средства выражения. Она отразила высшие идеалы, чаяния и разочарования самых различных слоев средневековой Франции. Для французской готики характерна гармония и ясность, что заставило исследователей говорить об ее «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ. Он так богат, как ни один из существующих до и после стилей, потому что его создатели сумели одновременно использовать воздействие архитектурного пространства, линии, пластики и чистой игры цвета. Благодаря этим своим качествам французская готика, несмотря на наслоение веков, сохраняет своеобразное единство, и дошедшие до нас памятники не кажутся дисгармоничными.

Средневековое готическое зодчество казалось архитекторам последующей эпохи варварским, грубым и страшным. Но зодчие внесли большой вклад в дальнейшее развитие архитектуры. Они знали методы вычисления размеров частей зданий и сооружений, интересовались проблемами механики. Сохранились трактаты, где даны размеры конструкций соборов с учетом не только обычных нагрузок, но и вибрационных нагрузок от колокольного звона.

Весьма характерно, что  в искусстве готики постепенно возрастал удельный вес светской архитектуры; она становилась разнообразнее по назначению, богаче но формам. Кроме ратуш, больших помещений для купеческих гильдий строились каменные дома для богатых горожан, складывался тип городского многоэтажного дома. Совершенствовалось строительство городских укреплений,   крепостей и замков.

Но все же готический стиль искусства свое классическое выражение получил в церковной архитектуре. Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. Его грандиозные размеры, совершенство конструкции, обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как  символ  богатства и могущества горожан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобраз. искусство, 1983. – 384 с.
  2. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Владос, 2003. – 400 с.
  3. Всеобщая история искусств. Том второй. Искусство средних веков. Книга первая / Под общ. ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1960. – 507 с.
  4. Лясковская О.А. Французская готика XII- XIV веков. – М.: Искусство, 1973. – 143 с.
  5. Муратова К.М. Мастера французской готики  XII – XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. – М.: Искусство, 1988. – 349 с.

 

 

 

 

 

 

1 Всеобщая история искусств. Том второй. Искусство средних веков. Книга первая / Под общ. ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1960.

2 Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобраз. искусство, 1983.

3 Лясковская О.А. Французская готика XII- XIV веков. – М.: Искусство, 1973.

4 Муратова К.М. Мастера французской готики  XII – XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. – М.: Искусство, 1988. – 349 с.

5 Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Владос, 2003. – С. 70

6 Муратова К.М. Мастера французской готики  XII – XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. – М.: Искусство, 1988. – С. 133

7 Всеобщая история искусств. Том второй. Искусство средних веков. Книга первая / Под общ. ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1960. – С. 238

8 Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобраз. искусство, 1983. – С. 70

9 Всеобщая история искусств. Том второй. Искусство средних веков. Книга первая / Под общ. ред. Б.В.  Веймарна и Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1960. – С. 277

10 Муратова К.М. Мастера французской готики  XII – XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. – М.: Искусство, 1988. – С. 192

11 Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Владос, 2003. – С. 73

12 Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобраз. искусство, 1983. – С. 71

13 Всеобщая история искусств. Том второй. Искусство средних веков. Книга первая / Под общ. ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1960. – С. 279

14 Муратова К.М. Мастера французской готики  XII – XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. – М.: Искусство, 1988. – С. 234

15 Всеобщая история искусств. Том второй. Искусство средних веков. Книга первая / Под общ. ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1960. – С. 280

Информация о работе Готическое искусство Франции