Готическое искусство Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

В XII в. в Европе появляется новое направление в искусстве – готика, основоположником которого считается Франция. Для возникновения этого стиля сложились определенные предпосылки и условия. Однако готическое искусство не являлось чисто европейским изобретением. Еще задолго до возникновения готического стиля в Европе в Малой Азии армянский зодчий Трдат построил культовое сооружение — трехнефную купольную базилику. В этом сооружении впервые были применены пучкообразные колонны для внутренних устоев, которые поддерживали стрельчатые арки, а также другие конструктивные элементы ранней готики. Спустя продолжительное время эти конструктивные решения возникли в Европе, а впервые во Франции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения готической архитектуры, ее основные отличительные черты и композиционные формы………………………………5
1.1. Причины и предпосылки зарождения готического стиля в искусстве Западной и Центральной Европы…………………………………………...5
1.2. Архитектурно-композиционные формы готической архитектуры…..7
2. Развитие готической архитектуры во Франции…………………………….13
2.1. Произведения ранней готики………………………………………….14
2.2. Архитектурные сооружения высокой готики………………………..18
2.3. Позднее-готические произведения искусства………………………. 21
Заключение………………………………………………………….. …………. 24
Список использованной литературы………………………………………….. 26

Работа содержит 1 файл

Готическое искусство Франции.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Причины возникновения  готической архитектуры, ее основные  отличительные черты и композиционные формы………………………………5

1.1. Причины и предпосылки  зарождения готического стиля  в искусстве Западной и Центральной Европы…………………………………………...5

1.2. Архитектурно-композиционные формы  готической архитектуры…..7

2. Развитие готической  архитектуры во Франции…………………………….13

2.1. Произведения ранней  готики………………………………………….14

2.2. Архитектурные сооружения  высокой готики………………………..18

2.3. Позднее-готические  произведения искусства………………………. 21

Заключение………………………………………………………….. …………. 24

Список использованной литературы………………………………………….. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К началу XI в. у большинства народов Западной и Центральной Европы окончательно утвердился феодальный строй. Производственные и юридические отношения, государственное устройство, религия и культура приняли характерные средневековые формы. Произошел переход от «варварских» империй к «классическим» государствам средневековой Европы.

В истории западноевропейской культуры развитого феодализма выделяются два этапа. Первый – XI-XII вв., второй — XIII-XV (в некоторых странах вплоть до XVI) столетия. На первом этапе начавшие возрождаться ремесло, торговля, городская жизнь были развиты еще относительно слабо. Королевская власть вначале была слаба; король был лишь «первым среди равных». Но уже с конца XI в., особенно во Франции, королевская власть начала укреплять свой авторитет и создавать централизованное феодальное государство, способствовавшее как дальнейшему подъему феодальной экономики, так и формированию новых стилей и направлений в искусстве.

В XII в. в Европе появляется новое направление в искусстве – готика, основоположником которого считается Франция. Для возникновения этого стиля сложились определенные предпосылки и условия. Однако готическое искусство не являлось чисто европейским изобретением. Еще задолго до возникновения готического стиля в Европе в Малой Азии армянский зодчий Трдат построил культовое сооружение — трехнефную купольную базилику. В этом сооружении впервые были применены пучкообразные колонны для внутренних устоев, которые поддерживали стрельчатые арки, а также другие конструктивные элементы ранней готики. Спустя продолжительное время эти конструктивные решения возникли в Европе, а впервые во Франции.

Готический стиль проявлялся во многих областях искусства –  живописи, скульптуре, литургической  драме, витраже, известен особый стиль  готического письма. Но особенно отчетливо  готический стиль проявился в архитектуре.

В данной работе рассматривается сущность готического архитектурного стиля на примере родоначальника европейской средневековой готики – Франции. В связи с этим рассматриваются:

- основные причины и предпосылки зарождения готического стиля в искусстве Западной и Центральной Европы, в том числе и Франции;

- архитектурно-композиционные формы готической архитектуры, ее отличительные особенности от предшествующей ей романской архитектуры;

- развитие готической архитектуры во Франции на примерах произведений ранней, зрелой и поздней готики.

Историография вопросов средневекового искусства вообще и готического  искусства в частности достаточно обширна. В целом все исследования по данной теме можно условно разделить  на две категории. К первой относятся исследования общего характера, отражающие историю развития искусства в целом, либо отдельно архитектуры. К таким работам стоит отнести многотомное издание Всеобщей истории искусств,1 один из томов которого посвящен средневековой культуре. Изучению развития архитектурных стилей посвящена  работа И.А. Бартенева и В.Н. Батажкова.2 В этих трудах достаточно глубоко исследованы особенности готического архитектурного стиля на конкретных примерах произведений архитектуры.

К специальным исследованиям французской  готики относятся работы  О.А. Лясковской3 и К.М. Муратовой.4 Особенно выделяется работа Муратовой, в которой не только изучены стилевые особенности готики, но и глубоко исследованы вопросы организации труда готических мастеров, проведен анализ философского и эстетического восприятия искусства средневековым человеком.

1. Причины возникновения  готической архитектуры, ее основные  отличительные черты и композиционные  формы

1.1. Причины  и предпосылки зарождения готического  стиля в искусстве Западной  и Центральной Европы

К концу XII в. в западной и Центральной Европе сложились определенные предпосылки для возникновения нового направления в искусстве – готики. Свое название «готический» стиль получил в эпоху Возрождения. Итальянские мастера XV—XVII веков, опираясь на античное искусство, не только возрождали идеи и формы Древней Греции и Древнего Рима, но и создавали новые, считая искусство предыдущих X—XII веков варварским, т.е. готическим.

Одним из авторов этого названия был великий художник и архитектор эпохи Возрождения Санти Рафаэль. Будучи во Франции, он был обескуражен и подавлен новой архитектурой, ее конструктивными решениями. Архитектурные памятники Древней Греции и Древнего Рима стояли перед глазами Рафаэля и не давали ему возможности понять новый стиль, новое направление в архитектуре. В своей записке папе римскому Льву X о посещении Франции, описывая эти сооружения, он назвал их «архитектурой варваров, готов».5

В конце XII в. в Европе происходил дальнейший рост производительных сил феодального общества, оформилось разделение труда между городом и деревней, интенсивно развивались ремесла и торговля. Новые потребности общества вызывали необходимость обуздания феодальной анархии. Королевская власть становилась сознательной выразительницей идей государственного единства страны, господства права над произволом, феодального порядка над феодальной анархией. Короли, опираясь на рыцарство и богатых горожан, начинали бороться против крупных феодалов. Мощного развития достигли экономика и культура феодальных городов. Во   многих   странах   города   добились   самоуправления (так называемые коммуны).

Большую роль в развитии культуры сыграли крестовые  походы, предпринятые для отвоевания «святой земли» —  Палестины у мусульман. Они ознакомили Западную Европу с богатой культурой Арабского Востока, способствовали развитию торговли ряда городов европейского Средиземноморья (Венеция, Генуя, Марсель), ускорили рост ремесел и торговли в ряде стран Западной Европы.

Важнейшей причиной формирования готического  стиля явились — рост монастырей, увеличение их богатств в результате паломничества и крестовых походов.

Города, ставшие центрами торговли и ремесленничества, были главными очагами распространения готической архитектуры. Они возникали в месте скрещения торговых путей, вокруг центра торговли — рыночной площади, около монастыря или замка. Город обносился оборонительными стенами, часто к прежним укреплениям добавлялись новые, выкапывались рвы, через них перебрасывался мост. В пределах ограниченной стенами территории земельный участок очень высоко ценился, поэтому каждый дом должен был быть наиболее компактным в плане. Отсюда рост домов по вертикали, распространенные выступы этажей — верхних над нижними. В центре города строились главный собор и здание городского самоуправления — ратуша, являвшиеся в системе застройки основными акцентами планировки.

Важнейшую роль в формировании готического искусства сыграли  экономически более развитые области  северо-восточной Франции: Иль де Франс и Шампань. После подчинения Нормандии власти короля особенно возросло значение главного города Иль де Франса, затем столицы Франции — Парижа, так как устье Сены оказалось в пределах королевского домена, что дало выход к морю. Расширились не только междугородняя, но и международная торговля Парижа, которая целиком находилась в руках горожан. Дифференцировались и совершенствовались городские ремесла, причем ремесленники объединялись в цехи. Весьма показательно, что в середине 13 в. Этьея Буало уже собрал в «Книге ремесел» около 100 цеховых уставов Парижа (всего тогда было около 300 цехов).6

В Париже, как и в  других городах, был цех каменщиков и скульпторов. Именно им, то есть светским строителям, принадлежит разработка конструкции и средств художественной выразительности стиля готики. Каменщики были не только исполнителями смелых проектов выдающихся зодчих своего времени, но и сотрудниками, вносившими в общее дело свое умение, творческий опыт и художественное чувство.

В цехах технические  навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Артели каменщиков работали там, где возводились большие постройки, куда их приглашали и где они были нужны. Они переезжали из города в город и даже из страны в страну; между строительными ассоциациями разных городов возникала общность, шел интенсивный обмен навыками и знаниями. Поэтому в готике уже нет того обилия резко различных местных школ, какое характерно для романского стиля. Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Однако существенные особенности и различия исторического развития каждой из европейских стран обусловливали значительное своеобразие в художественной культуре отдельных народов. Достаточно сравнить французский и английский соборы, чтобы почувствовать большую разницу между внешними формами и общим духом французской и английской готической архитектуры.7

1.2. Архитектурно-композиционные  формы готической архитектуры

Городской собор был не только самой  крупной церковью города, но и его  общественным центром. Своим силуэтом, своими формами он как бы символизировал значение города, являлся символом и главным признаком его могущества, силы и значения. В соборе происходили торжественные богослужения, произносились проповеди, перед храмом разыгрывались театрализованные представления, здесь происходили диспуты, оглашались указы и постановления городских и церковных властей. Соборы строились в расчете на то, что здание сможет вместить практически все взрослое население города — прихожан и всех желающих в нем молиться, в том числе и пришлых людей. Они воздвигались на самых выгодных участках и обычно там, где сходились основные улицы. Соборы должны были служить ориентиром как для горожан, так и для подходящих к нему извне.

Задача строительства  гигантских храмов для сильно выросших городов потребовала радикального усовершенствования конструкции. Следовало разработать оптимальный вариант такой конструктивной системы, которая давала бы возможность осуществлять с наименьшей затратой строительных материалов и рабочей силы строительство обширных и величественных храмов. Система эта должна была быть прочна и устойчива. Многого уже добились, совершенствуя каменную конструкцию, романские строители. Отказавшись от деревянных перекрытий и перейдя к применению сводов, они сперва избрали для покрытия центрального нефа церквей коробовые своды, затем, подняв их выше, решили в какой-то мере задачу освещения посредством боковых окон, после этого решились перейти к крестовому своду в центральном нефе и остановились, наконец, на «связанной системе». Однако «связанная система» имела свои недостатки.

Новый толчок в развитии строительных конструкций дали крестовые  походы (XI—XII вв.), которые позволили европейцам познакомиться с достижениями и приемами восточной архитектуры.

Романские строители, возводя  здания и заботясь об их устойчивости, полагались в основном на массивность конструкции, посредством которой, а также с помощью дополнительных укреплений — контрфорсов — мог быть погашен распор сводов. Но массивность конструкций ограничивала возможности строителей. Следовало, очевидно, избрать легкую и хорошо уравновешенную экономичную конструктивную систему, которая бы дала возможность с легкостью формировать план здания, добиваясь максимальной освещенности внутреннего пространства и в то же время незыблемости, устойчивости архитектурных элементов.

Преследуя эти цели, готические строители отказываются от массивных конструкций и переходят к принципу каркасности. Эту задачу начинают решать с наиболее сложного, трудно исполнимого, ключевого элемента — свода, и прежде всего свода центрального нефа, имевшего наибольший пролет.

Готические строители  смело вводят стрельчатую арку (она  уже началa применяться до этого клюнийскими строителями, воспринявшими ее с Востока). Стрельчатая арка давала значительно меньший распор. Кроме того, с помощью стрельчатого крестового свода оказалось возможным перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные, и другие, еще более сложные в плане травеи. До применения каркасных стрельчатых арок каждой квадратной «ячейке» центрального нефа соответствовало две квадратные — в боковых нефах. Теперь же в готических соборах достигается полная связь между центральным и боковыми нефами: каждому пролету центрального нефа (он приобретает прямоугольную, вытянутую по ширине форму) соответствует один пролет боковых нефов. При таком построении на все опорные столбы, разграничивающие центральный и боковые нефы, приходится равная нагрузка, что значительно улучшает статические качества сооружения.

При проектировании крестового свода готические мастера исходили из очертаний не щековой, а диагональной арки (оживы), которой придавали   наиболее   простую   полуциркульную   форму.    Для   того   чтобы  выдержать  одну   высоту   оживы   и   щековых   арок,   последним   придают стрельчатые очертания. Стрельчатая форма давала также возможность сохранить характер кривой по всей высоте арки, что облегчало вытесывание камней. И оживы, и щековые арки вырабатывались как элементы  каркаса.  Эти,  как их  называют,  нервюры,  или   гурты,  по существу образовывали конструктивную статически-напряженную каркасную сотку. Именно они принимали на себя нагрузку от тонких плит, на них накладывавшихся и образовывавших поверхность свода, и они же, нервюры, передавали эту нагрузку на опорные точки — столбы   (пилоны).  Применение облегченных сводов на нервюрах (гуртах) дало также возможное облегчить вспомогательные кружала  (леса).

Информация о работе Готическое искусство Франции