Архитектурный стиль Мануелин

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 00:16, реферат

Описание работы

Мануелин ( Manueline ) , или поздний португальский готический стиль является роскошным, сложным португальским стилем архитектурного украшения первых десятилетий 16-ого столетия, включая морские элементы и представления открытий, принесенных из путешествий Васко да Гамы ( Vasco da Gama ) и Педро Альвареса Габраля ( Pedro A lvares Cabral ).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2
1. Мануелин ( Manueline ) - поздний португальский готический стиль………………..3
1.1. Некоторые важные художники стиля Мануелин…………………………………..4
1.2. Архитектурные элементы в стиле Мануелин……………………………………….5
2. Образцы стиля…………………………………………………………………………….…6
2.1. Пристройка к романской ротонде тамплиеров в Томарском монастыре………….6
2.2. Башня Св. Винсента или башня Белен, 1515—1520…………………………………8
2.3. Монастырь иеронимитов (Жеронимуш) в Белене, усыпальница королей и героев Португалии, 16 в., …………………………………………………………………………..…8.
Библиография…………………………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Мануелин.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

     Монастырь, основанный по приказу короля в 1496 году, первоначально планировался как усыпальница для монархов Ависской династии и культовый центр мореплавателей, отправлявшихся отсюда в дальние края. Но к строительству приступили лишь в 1501 году и передали новый монастырский комплекс монахам ордена иеронимитов.

     Этот  комплекс был воздвигнут на месте  старого, основанного еще Генрихом Мореплавателем картезианского монастыря (он принадлежал рыцарям ордена Христа, но с некоторых пор перестал отвечать их практическим нуждам и идеологическим интересам). Вкупе с соседней башней-маяком Торри ди Белен монастырь иеронимитов стал официальными морскими воротами в столицу обширной колониальной империи.

     Первым  архитектором в Белене был Диогу  Бойтак, уже прославивший свое имя  возведением монастыря ду Жезуш в Сетубале. Бойтак планировал создать здесь гораздо более масштабный комплекс, включив в него четыре клуатра. Под его руководством была размечена площадка под строительство центрального и боковых нефов большой зальной церкви с четко отделенным от нефов высоким хором и коротким, почти не выступающим за внешние стены трансептом. Бойтак успел отстроить две (по другим источникам – пять) травей, но опорные конструкции и уникальный по своим техническим достоинствам свод, охватывающий весь интерьер, были созданы уже после 1517 года Жуаном ди Каштилью (ок. 1475 – 1552), архитектором и скульптором испанского происхождения, участвовавшим в выполнении всех крупных заказов короля Мануэла. Сложный сетчатый свод центрального нефа опирается на шесть восьмигранных колонн высотой 25 м и полностью покрыт ренессансным орнаментом.

     Конструкция интерьера поражает своим инженерным и эстетическим совершенством; ей удалось  без ущерба пережить даже великое  землетрясение 1755 года. Во внешнем декоре примечательны пышно украшенные порталы со сложной иконографической программой. Но первоначальная заупокойная часовня – усыпальница Мануэла и его потомков – была, к сожалению, разрушена в 1563 году. Ее отстроил уже в стиле маньеризма Диогу ди Торралва (ок. 1500-1566), а окончательно доработал Жан из Руана в 1572 году. Ее оформление безоговорочно свидетельствует о знакомстве авторов с архитектурой испанского Эскориала.

     План  монастырского клуатра также, по-видимому, был разработан Бойтаком, но воплотил его в жизнь уже ди Каштилью. Этот клуатр ознаменовал собой высшую точку развития архитектуры мануэлино на заре эпохи Возрождения. Квадратный двор обрамлен двухъярусной галереей. В каждом крыле галереи – шесть перекрытых сетчатыми сводами травей, четыре из которых оснащены широкими и глубокими арками; арки отделены друг от друга массивными контрфорсами. Угловые травеи связаны по диагонали широкими арками, открывающими для обозрения пышно украшенные угловые опоры. Если в интерьере доминируют позднеготические формы, то на сторонах постройки, обращенных внутрь клуатра, выступают на первый план мотивы платереско, вероятно введенные по инициативе ди Каштилью. Обильный декор, покрывающий все архитектурные плоскости, и изящные колонки, разделяющие парные ажурные арки, придают всей массивной конструкции дух филигранной легкости. Ряд единообразных полуциркульных арок и выраженный акцент на горизонталях уже приближают этот клуатр к архитектуре Ренессанса. Можно также различить следы испанского влияния. Клуатр был призван стать не только местом для благочестивых раздумий, но и важным орудием династической пропаганды. Как и в интерьере церкви, позднеготические формы сочетаются с ренессансными орнаментальными мотивами и с эмблемами (крестами рыцарей Христа, армиллярными сферами, гербами). Эстетическое обаяние этого ансамбля неотразимо, несмотря на то что иконографическая символика пока не поддается полной расшифровке.

     Дополнять комплекс в Белене новыми постройками  понадобилось не столько ради удобства обитателей монастыря, сколько во имя  удовлетворения идеологических запросов процветающей колониальной державы. Возобновились попытки объединить Португалию с Испанией: Мануэл намеревался женить своего сына Жуана на Элеоноре Австрийской, сестре покойного императора Карла 5 (Карла 1 Испанского). В 1517 году было решено переместить усыпальницу Ависской династии из монастыря Санта-Мария да Витория в Баталье в Белен. Поначалу от этого плана пришлось отказаться из-за яростного сопротивления монахов. Но в конце концов останки Мануэла и членов его семьи все же обрели последнее пристанище в Белене – в хоре и трансепте монастырской церкви.

     Пока  в Белене возводили аванпост португальской столицы, строительные работы в королевском монастыре в Баталье также шли полным ходом. На рубеже 14 – 15 веков их возглавил Матвиш Фернандиш. Именно ему было поручено продолжить работу над Капелаш Имперфейташ – усыпальницей Дуарте 1. К 1509 году главный портал был готов. Благодаря уникальной каменной работе этот портал стал одним из прекраснейших произведений искусства той эпохи. Арки, обрамляющие дверной проем, в соответствии с позднеготическими принципами “расщеплены” на несколько слоев и богато декорированы в стиле “пламенеющей” готики. Растительные, орнаментальные и геральдические мотивы сплетаются в изысканное кружево. В принципе декор этого портала можно было бы интерпретировать как развитие позднеготических тенденций в духе испанских (Паласио дель Инфантадо или Сан-Хуан де лос Рейес), фландрских и бургундских образцов. Однако здесь имеется важная деталь, отличающая этот портал от упомянутых моделей. На откосах двери среди растительных и животных мотивов повторяется девиз Дуарте 1: “Буду верен до конца моих дней”. Кроме того, здесь снова обнаруживаются армиллярные сферы Мануэла 1 и инсигнии рыцарей Христа. В 1516 году строительные работы в Капелаш Имперфейташ были остановлены. Объясняют это по-разному. Одни утверждают, что Мануэл сосредоточил все усилия на монастыре иеронимитов в Белене, которому предстояло превратиться в королевскую усыпальницу. Другие говорят, что как раз к этому моменту Матвиш Фернандиш умер, а другие мастера-каменщики, являвшиеся почти поголовно военными архитекторами, были заняты на строительстве оборонительных сооружений на побережье Африки. Но и после того как в 1528 году строительные работы в Баталье возглавил Жуан ди Каштилью, к часовне добавилась только лоджия в ренессансном стиле. И в итоге усыпальница Дуарте осталась незавершенной. 5

     Когда король Мануэль I умер в 1521 году, он финансировал 62 проектов строительства. Однако многое оригинальной архитектурой мануэлино  в Португалии было потеряно или повреждено без возможности восстановления в 1755 Лиссабонское землетрясение и последующего цунами . В Лиссабоне , Рибейра дворца , резиденции короля Мануэля I, а больница-Реал-де Тодос OS Сантос (Всех Святых больницы) были уничтожены вместе с несколькими церквями. Город, однако, до сих пор выдающиеся примеры стиля в Jerónimos монастырь (в основном разработан Диогу Boitac и Жоао де Кастильо) и в небольшой крепости башни Белем (художник Франсиско де Арруда ). Оба расположены близко друг к другу в окрестности Белен. 

     Другие  важные памятники мануэлино включают аркады экраны Королевский монастырь (по проекту Диогу Boitac ) и незавершенного Часовни (по проекту Mateus Fernandes ) в монастырь Баталья и Королевский дворец Синтра .

     Другие  замечательные здания мануэлино  включают церковь монастыря Иисуса из Сетубал (один из ранних церквей мануэлино) (также разработанный Диогу Boitac), монастырь Санта-Крус в Коимбре , основных церквей в Golegã , Вила-ду-Конде , Мора , Каминья , Olivenza и части соборов Брага (главная часовня), Визеу (ребра свода центрального нефа) и Guarda (главный портал, колонны, своды).

     Гражданское здания в стиле мануэлино существуют в Эвора : Эвора Королевский дворец (1525, Педро де Трилло, Диого де Арруда и Франсиско де Арруда) и замок Évoramonte (1531), а также в городах Виана-ду-Каштелу , Гимарайнш и некоторых других городах.

Стиль был продлен до декоративно-прикладного искусства и распространилась по всей португальской империи , на островах Азорских островов , Мадейры , анклавы в Северной Африке , Бразилии , Гоа в Индии и даже Макао , Китай. Ее влияние проявляется в южной Испании, Канарских островов, Северной Африки и испанских колониях в Перу и Мексике. 6

Библиография:

  1. http://www.arhstyle.ru/manu.htm
  2. http://streetfront.ru/styles/654-manuelin.html (сайт об архитектуре)
  3. http://pda.cih.ru/
  4. www.ru.wikipedia.org
  5. http://dsmitry.ru/Manueline

Информация о работе Архитектурный стиль Мануелин