Архитектурные стили московского Кремля

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:54, творческая работа

Описание работы

Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации.
Стены и башни Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Благовещенский собор. Церковь Ризоположения. Потешный дворец. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов.

Работа содержит 1 файл

Архитектурные стили Кремля.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

 

Оружейная палата

 

Здание Оружейной палаты, входившее, по замыслу его строителя - архитектора К.А.Тона, в ансамбль Большого Кремлевского дворца, было построено  в 1844-1851 гг. на месте разобранного Конюшенного  двора ХVII в. Оружейная палата предназначалась для хранения и экспонирования сокровищ царской казны и является одним из первых в России зданий специального музейного назначения.

Новое сооружение сменило  построенную архитектором И.Еготовым в 1806-1812 гг. на территории бывшего двора Бориса Годунова старую Оружейную палату, помещения которой были плохо приспособлены для этих целей.

Масштаб и архитектура  здания Оружейной палаты близки Большому Кремлевскому дворцу. Двухэтажный объем  поставлен по рельефу на мощный цоколь переменной высоты. Как и в Кремлевском  дворце второй этаж двухсветный. В декоративной отделке фасадов также использованы детали, стилизованные под ХVII в., но в отличие от последнего, они лишены дробности и сухости. Главным украшением фасадов являются резные белокаменные колонны с сочным растительным орнаментом. Однако, вялость объемного решения новых зданий, однообразие силуэта делают дворцовый ансамбль в целом недостаточно выразительным.

Неожиданно композиционное решение плана Оружейной палаты с симметрично расположенными экспозиционными  залами и парадным входом с лестницей  в восточном торце здания. Анфилада выставочных помещений в торцах замыкается полукруглыми залами, а  по центру размещается круглый зал, выступающий во двор. Нетрадиционная система высоких сводчатых перекрытий, опирающихся на изящные колонны, создает впечатление легкости конструкций  и ощущение просторности и парадности интерьеров.

 

Арсенал

Здание Арсенала (Цейхгауза) имеет долгую строительную историю. Его возведение началось в1702 г. по инициативе Петра I в соответствии с составленным им планом. Арсенал предполагалось использовать не только в качестве военного склада, но и как музей-хранилище  военных трофеев и древнего оружия. Самое большое сооружение Москвы петровского времени заняло северный угол территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями, освободившийся от застройки после пожара 1701 г. Оно  положило начало укрупнению масштаба строительства в Кремле.

На первом этапе работы возглавили архитекторы М.Чоглоков, Д.Иванов и Х.Конрад. С 1706 г. из-за войны  со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось и после нескольких перерывов было завершено лишь в 1736 г. С 1731 г. строительством руководили фельдмаршал Б.-Х.Миних и архитектор И.Шумахер. В 1737 г. во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786-1796 гг. Эта работа осуществлялась под руководством М.Казакова и инженера А.Герарда.

Не смотря на столь долгий срок строительства, первоначально  задуманное объемно-планировочное  решение сооружения сохранилось. Менялись лишь конструкции перекрытий, внутренняя планировка, архитектурные и декоративные детали на фасадах. В плане здание имеет форму вытянутой трапеции с большим внутренним двором, северо-западной и северо-восточной сторонами  оно вплотную примыкает к крепостной стене. Архитектура двухэтажных  фасадов носит монументальный характер. Это достигается мощной гладью декорированных белым камнем кирпичных стен, прорезанных  двумя рядами редко расставленных  спаренных арочных проемов с  глубокими откосами. Два входа  во внутренний двор на южном и восточном  фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма. Высокая барочная кровля со слуховыми окнами в процессе перестроек была заменена ныне существующей пологой двускатной.

 

 

 

 

Сенат

 

Здание Сената было построено  по проекту архитектора М.Ф.Казакова в 1776-1787 гг., отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Здание предназначалось для  проведения собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов  оно было предоставлено Сенату.

Неудобная для строительства  треугольная форма участка обусловила объемно-планировочное решение, блестяще разработанное автором. Масштаб  Сената близок масштабу Арсенала и  оба сооружения выровнены по высоте. План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами  на три части: центральный пятигранный  и боковые треугольные. По длинной  стороне плана находится главный  фасад, расположенный напротив Арсенала чуть под углом к нему, образуя  расширение Сенатской площади к  центру Кремля. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой  размещаются входная арка во внутренний двор, отмеченная ионическим портиком и овальным куполом над кровлей  корпуса; центральный пятигранный  двор и купольный зал-ротонда  с ионической колоннадой, представляющий композиционный центр всего сооружения. Купол зала, ориентированный на Красную  площадь, является одновременно центром  одной из ее композиционных осей. Все  помещения Сената соединены между  собой коридором, проходящим по периметру  двора.

Фасады решены в строгом  стиле раннего классицизма. Цокольный  и первый этажи обработаны рустом и служат постаментом для двух верхних этажей, объединенных ритмически расположенными вертикальными нишами с двумя рядами окон. Скошенные  углы треугольника и центры второстепенных фасадов оформлены ризалитами с  пилястрами дорического ордера и  полуциркульными нишами. Фасады завершаются  классическим антаблементом с карнизом на кронштейнах.

 

Государственный Кремлевский дворец съездов

 

Комплекс кремлевских  дворцов представлен еще одним  зданием советской эпохи. Это  здание Государственного Кремлевского дворца. Оно было построено в 1960-1961 годах для проведения съездов  и конференций, конгрессов, народных собраний, театральных представлений, концертов. Впервые Государственный  Кремлевский Дворец распахнул свои двери 17 октября 1961 года. Государственный  Кремлевский Дворец сочетает в себе черты современной архитектуры  с традициями русского зодчества. Зеркальные стекла, вправленные в алюминий, создают впечатление легкости громадного по объему здания. Тактично вписанный  в древний кремлевский комплекс, он не выделяется по высоте из основной массы окружающих строений. Торжественная  атмосфера дворца навеяна его  пышным убранством. Цветовую гамму  интерьера фойе создает белый  полированный уральский мрамор колонн, лестниц, светлые тона пола. Дворец имеет более 800 различных помещений.

 

 

Красная площадь

 

Покровский собор

(Храм Василия  Блаженного)

Ознаменование победы над казанским  ханством, одержанной в 1552 г. войском  под предводительством царя Ивана IV, в Москве на Красной площади  был построен Покровский собор, что на рву (второе название – храм Василия Блаженного). Сооруженный русскими зодчими Бармой и Постником, храм превратил традиционную шатровую церковь в символ национального единства. В облике собора органично соединились черты многобашенных деревянных церквей русского Севера и детали кирпичной архитектуры центра Руси.

В рисунке убранства башен заметно  влияние архитектуры Возрождения, известной на Руси благодаря торговым связям с Венецией. Центральная церковь  Покрова Богородицы окружена восемью  башнями часовен с луковичными  куполами. В 1588 г. с северо-восточной  стороны к собору пристроили придел, где был похоронен Василий  Блаженный (почитаемый московский юродивый). Яркие, живописные луковицы куполов, богатые  и красочные изразцовые украшения, придающие храму сказочную нарядность, появились в конце XVI-XVII в.

 

 

Исторический музей

 

в 1872 году, по личному указанию Александра II был учрежден музей имени Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича Александра Александровича. Проект был разработан архитекторами В. Шервудом и А. Семеновым. По замыслу мастеров древнерусский декор и шатровые башни строящегося здания должны перекликаться с ансамблем Красной площади.  Для строительства было выбрано место в самом центре столицы – на Красной площади, напротив старейшей святыни России – храма Василия Блаженного. Сооружение здания велось в 1876–1881 гг.

Владимиром Осиповичем Шервудом было разработано нескольких вариантов  проекта. Из них был выбран проект здания в псевдорусском стиле, модном в то время, Постройка прекрасно  дополнила ансамбль Красной площади. Интерьеры здания напоминают теремной дворец. Стены выложены из красного обожженного кирпича, как и стены  находящегося рядом Кремля. Башни  постройки напоминают кремлевские. А  декор повторяет мотивы храма Василия Блаженного. Так мастера добились органического вхождения постройки с многочисленными башнями и высокими фигурными кровлями в ансамбль Красной площади. В оформлении фасадов были использованы мотивы убранства памятников русского национального зодчества 16-17 вв. Здание интересно не только снаружи, но и внутри. Его  фасады и интерьеры, внутреннее убранство - росписи потолков и стен, мозаичные полы и решетки, дают наглядное представление об этапах развития России. Владимиром Шервудом выполнены проекты интерьеров Парадных Сеней и залов. Для их оформления он предложил использовать фресковую живопись и скульптуру. В оформлении Суздальского зала принял участие архитектор П.С. Бойцов. Оборудование и отделку читального зала выполнил архитектор И.Е. Бондаренко. Над отделкой залов работали также московский архитектор А.П. Попов и художники И.К. Айвазовский и В.М. Васнецов.

 

 

Выводы:

  Московский Кремль является  древнейшим ядром Москвы и  представляет собой великолепный  архитектурный ансамбль, складывавшийся  на протяжении нескольких веков,  причем в постройках различных  времен творчески развивалась  ранее существовавшая композиция. В архитектуре Кремля  ярко  отразились многие этапы исторического  развития русского народа и  русского государства, и нашли  блестящее выражение характерные  черты национальной культуры. Свободное  расположение зданий и живописность  всего ансамбля строго закономерны. Архитектурный комплекс Кремля образован храмовыми и дворцовыми зданиями, прекрасными ярусными кремлевскими башнями и доминирующим над ними столпом «Ивана Великого». Кремль с прилегающей к нему Красной площадью, является композиционным центром Москвы, с которым связаны архитектура города, его крупнейшие архитектурные ансамбли. Новые здания, мосты, облицованные камнем набережные, асфальтированные площади слились с Кремлем в единое архитектурное целое.


Информация о работе Архитектурные стили московского Кремля