Архитектурные стили московского Кремля

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:54, творческая работа

Описание работы

Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации.
Стены и башни Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Благовещенский собор. Церковь Ризоположения. Потешный дворец. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов.

Работа содержит 1 файл

Архитектурные стили Кремля.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

 

 

 

Всероссийская Академия Внешней Торговли

 

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

Домашняя  работа по Всемирной и Отечественной  истории

 

 

«Архитектурные стили московского Кремля»

 

Студент: 1 курса  ФМФ,

1группы 

Заиченко Валентина

Руководитель: Некрасова Мария Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2011г

Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен на высоком, левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 га. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади.

 

Прочитав книгу Сергея Константиновича Романюка «Кремль. Красная площадь», я получила огромное количество информации об архитектуре главной достопримечательности не только Москвы, но и России. Вся, напечатанная ниже информация взята из книги, поэтому я посчитала лишним оформлять весь текст как цитату.

 

Стены и башни Кремля

 

Существующие стены и  башни были построены в 1485—95 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 20 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме  ласточкина хвоста. Всего зубцов по верху стены — 1045. Зубцы стен Кремля с их характерной формой «ласточкиного  хвоста», весьма распространенный элемент  в итальянской архитектуре. Аналогичные  зубцы имеются на зданиях и  башнях различных городов Италии, причем многие здания построены намного раньше Кремля. Объясняется это тем, что во второй половине XV века Московский Кремль перестраивался с участием итальянских зодчих, и был использован архитектурный стиль, применяемый в Италии.

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные  — квадратное. Самая высокая башня  — Троицкая, она имеет высоту 79,3 метра. Большинство башен выполнено  в едином архитектурном стиле, приданном  им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена  в готическом стиле.

Водовзводная (Свиблова) башня

Водовзводная башня построена в классическом стиле. До середины высоты она выложена чередующимися поясами выступающей и западающей кладки. Узкая полоска белого камня, охватывающая башню в средней её части, как бы подчеркивает аркатурный пояс. Завершают башню зубцы в виде «ласточкиных хвостов» с прорезями для стрельбы. Аркатурный пояс, машикули, «ласточкины хвосты» раньше не встречались в русской архитектуре крепостных сооружений и были применены здесь впервые. Шатёр над башней был возведён в конце XVII века. В 1805 году из-за ветхости разобрана и выстроена вновь.

В отличие от других башен, на которых установлены рубиновые  звёзды, на Водовзводной ранее не было завершения в виде орла. Звезда диаметром 3 метра была установлена на башне в 1937 году и является самой маленькой из кремлёвских звёзд.

Боровицкая башня

Боровицкая башня Солари имела в основе четверик, который венчал деревянный шатёр. Затем в 1666-1680-х гг. деревянный шатёр был убран и надстроены ещё три четверика, один восьмигранник и каменный шатёр. Поэтому Боровицкая башня имеет своеобразную ступенчатую (или пирамидальную) форму. Кроме того, сбоку от башни была пристроена отводная стрельница с проездными воротами. Ворота имели железную решётку, а через реку Неглинную был перекинут подъёмный мост.

В XVIII в. башню отремонтировали  и украсили белокаменными деталями в псевдоготическом стиле. Когда  в 1812 г. в Москву вошла французская  армия во главе с Наполеоном, многие архитектурные памятники Москвы пострадали или были уничтожены в  результате пожаров и взрывов. Так, взорвали и соседнюю с Боровицкой Водовзводную башню. При взрыве с Боровицкой башни упал верх шатра.

  • В 1816—1819 гг. башню отремонтировал О. И. Бове. Видимо, в то же время на башне появились часы, по крайней мере, на сохранившихся с того времени чертежах обозначены ворота и часы.
  • В 1848 г. после уничтожения церкви Рождества Предтечи под Бором, башня была превращена в церковь. Туда перенесли престол из церкви и уничтожили псевдоготические украшения.
  • Многие другие элементы декора Боровицкой башни были уничтожены во время очередного ремонта в 1860-х гг.
  • В 1970-е гг. белокаменные украшения были восстановлены, а над воротами был помещён шит с гербом Москвы

Спасская башня

Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор  Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

 

 

Царская башня

Эта самая молодая и  самая маленькая башня сооружена  в 1680 году.

Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене. Когда-то здесь была небольшая  деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать  за событиями, происходившими на Красной  площади, — отсюда и название башни.

Белокаменные пояски на столбах, высокие пирамидки по углам с  позолоченными флажками, шатер, завершающийся  золочёным изящным флюгером, —  всё это придаёт башне вид  сказочного терема.

Успенский собор

Успенский собор  Московского  Кремля  расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся  зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

Строительство церкви выполнялось  для проведения особо торжественных  обрядов. Поэтому, и архитектура  и убранство храма соответствуют  праздничной обстановке.  Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится "как един камень". Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его "величеством и высотою, и светлостью и пространством". Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

 

Архангельский собор

Архангельский собор  Московского  Кремля  - выдающийся памятник русского зодчества. Расположен на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви.

В основном, храм сооружен в  традиционно русском стиле. В  плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма  была впервые использована интерпретация  архитектуры Успенского собора Московского  Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения - ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

 

Благовещенский собор

Благовещенский собор  Московского Кремля расположен в  юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

Храм построен в традициях  раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

 

Церковь Ризоположения

Це́рковь Ризополо́жения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля.

Название церкви идёт от византийского  праздника, отмечающего прибытие в  Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.

Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Кубической формы основной объём покрыт по закомарам. Своды опираются на четыре квадратных в плане столба. Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит. Пониженные апсиды опоясаны таким же орнаментальным фризом и килевидными арочками, опирающимися на тонкие полуколонки со сноповидными капителями. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.

 

 

 

Потешный дворец

У кpемлевской стены между Комендатской и Тpоицкой вышками находится весьма интеpесное гpажданское сеpедины XVII века - так именуемый Потешный двоpец. Он постpоен в 1652 году для бояpина Н.Д.Милославского - тестя цаpя Алексея Михайловича. Не пожалел pоссийский самодеpжец денег для папы обожаемой супpуги. И выpосли у кpемлевской стены особенно каменные хоpомы с хозяйственными пpистpойками, глубокими подвалами, где хpанились вина и снедь, с наpядной цеpковью и комнатным садом. Талантливый зодчий, оставшийся безызвестным, сумел pазместить на сpавнительно маленький огромной площади все постpойки усадьбы. 16 лет пpожил в палатах боярин Милославский. После его смеpти они ушли казне, а с 1679 года их пеpеделали под театp. Здесь устpаивались очень pазличного pода "потехи" - увеселения для цаpской семьи. И название былые хоpомы Милославского получили соответственное - Потешный двоpец. В XIX веке к нему были новые зд ния: со стоpоны кpемлевской стены - балкон на кубышкообpазных столбах, с улицы - великолепный менее белокаменный поpтал с полуколоннами. Его пеpенесли сюда с pазобpанного кpыльца фасада. Все это в значительной большей степени изменило вид Потешного двоpца. Однако его главная весомая часть сохpанилась до наших дней. Веpхний яpус двоpца обpазует теpем, или вышку, с византийскими аpками. В стаpину здесь помещалась всегда домовая цеpковь. Над тpапезной цеpкви давно сохpанилась башенка на четыpех столбах, котоpая в свое вpемя применялась как колокольня и дозоpн я вышка. В XIX веке в Потешном двоpце жил комендант Москвы. Потешный двоpец - это единственный сохранившийся в Кремле памятник больше бояpского жилья.

 

 

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

Патриарший дворец и церковь  Двенадцати апостолов — постройки на территории Московского Кремля, расположены к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Построены в 1635—1656 годы русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.

Кровли и кресты храма  были покрыты медными листами  и вызолочены. В 1680 году собор перестроили  и дали ему современное название. По размерам и роскоши убранства  Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась  богатейшая патриаршая ризница.

 

Колокольня «Иван Великий»

Колоко́льня «Ива́н Вели́кий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз. кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века.

 

Большой Кремлевский дворец

Построен в 1838—1849 гг. группой русских архитекторов — Д. Н. Чичаловым, П. А. Герасимовым, А. Н. Бакаревым, Ф. Рихтером и другими — под руководством К. А. Тона. Расположен в юго-западной части Кремля на древнем Боровицком холме. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 м. Здание дворца было построено на месте, где когда-то стояли великокняжеские и царские хоромы. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. Ранее на этом месте стоял дворец 18 в., построенный архитектором В. Растрелли

Основной задачей архитекторов при строительстве Большого Кремлевского дворца было разрешить проблему единства художественного ансамбля древнего Кремля и нового дворца. При строительстве  зодчие ориентировались на древнерусские  традиции, это было продиктовано включением в ансамбль дворца древних палат  и теремов. Архитектура дворца обнаруживает характерное для Тона и его  времени тяготение к гигантизму. Вносится элемент фронтальности.

С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит  из двух этажей. Первый этаж выступает  вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна, разделенные  узкими простенками, придают ему  вид закрытой галереи. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен  пилястрами и сплошь украшен резными  белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры 17 в. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания над крышей возвышается  трибун, который завершается золоченой  балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Сейчас действуют  только часы. У парадного входа  в Большой Кремлевский дворец расположен большой мраморный вестибюль. Дворец славится своими великолепными  парадными залами. Во внутреннем убранстве  дворца присутствуют элементы разных стилей — классицизма, рококо, барокко.

Информация о работе Архитектурные стили московского Кремля