Архитектура эпохи Средневековья: готика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Основная цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности формирования готического стиля в архитектуре Средневековья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предпосылки формирования готического стиля;
- рассмотреть особенности готической архитектуры;
- проанализировать региональные особенности готики в ряде стран Западной Европы.

Содержание

Введение.
1. Предпосылки формирования готического стиля.
2. Готический стиль в архитектуре.
3. Региональные особенности готического стиля средневековой Европы.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Архитектура Средневековья, стиль готика.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    В ХIV в. зарождается так называемая украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Изменение притерпевают окна соборов. Их ширина увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент. В ХV в. на смену «украшенной готике» приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. Перпендикулярная готика просуществовала до начала ХVI в.

    Многие  английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем  облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый  двор, или клуатр. Часто главный  вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов20.

    В городском жилищном строительстве большую роль продолжал играть типичный для Англии фахверк. В общем, английское направление готики не слишком отличалось от французского готического стиля, однако привнесло в готику свои национальные особенности.

    Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. «Вормский конкордат» закрепил феодальную раздробленность страны, и германское королевство фактически распалось на отдельные княжества. В связи с этим готический стиль имел свои региональные особенности даже внутри страны21.

    В Германию готика тоже пришла из Франции  примерно в середине ХIII века и первое время оставалась практически без изменений (Кельнский собор (рис.11) был прототипом Амьенского). Однако немецкие зодчие изменили классический архитектурный ансамбль. Французская роза была заменена стрельчатым окном над главным входом, были нарушены боковые горизонтали контрфорсами. В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. Большинство церквей были с внутренним зальным пространством (Элизабеткирхе в Марбурге (1235- 83), рис.12), в юго – западных областях сложился тип 1-башенного собора (Фрайбургский Собор, рис.13), на севере и северо-востоке,возникла так называемая кирпичная готика, создавшая новые конструктивные и художественные приемы (монастырь в Корине (1275-1334), рис.14; Мариенкирхе в Любеке, рис.15). Для декорирования кирпичной готики применялся глазурованный и фигурный кирпич. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы)22.

    Все эти особенности германской архитектуры  наиболее существенно изменили классическую французскую готику, однако эти изменения  ничуть не умаляют искусство немецких зодчих, а даже наоборот. Некоторые искусствоведы утверждают, что только в немецком зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности. В общем можно сказать, что германские архитектурные произведения принадлежат к выдающимся произведение готического искусства.

    Заключение. 

    Эпоха готического стиля началась в  XII веке, и повсеместно заменила собой господствующий ранее романский стиль. Такой переход был подготовлен социо-культурными, религиозными и политическими изменениями, начинавшими происходить в средневековом обществе. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой - стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени23. Средневековые схоласты утверждали, что искусство есть подражание природе. Хотя дидактизм, способность выражать религиозные догматы и ценности, по-прежнему признавался главной задачей искусства, схоласты не отрицали и эмоциональную силу искусства, его способность вызывать восхищение.

    В замысле готического собора проявились и новые идеи католической церкви, и возросшее самосознание городских  слоев, и новые представления  о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Религиозные сюжеты сохраняют свое доминирующее положение в готическом искусстве. Образы готической скульптуры, олицетворяющие догматы и ценности христианства, сам облик собора, все формы готического искусства призваны были способствовать мистическому восприятию Бога и мира. Вместе с тем нарастающий интерес к человеческим чувствам, к красоте реального мира, стремление к индивидуализации образов, возрастание роли светских сюжетов, усиление реалистических тенденций - все это отличает готический стиль от романского как более зрелый стиль искусства, отразивший дух своего времени, его новые веяния - пробуждение разума и чувств, нарастающий интерес к человеку24.

    Готический  стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского  строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми  галереями. Замки аристократов все  более напоминают дворцы. Богатые  горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

    В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры, в котором прослеживается усиление светских мотивов. Даже в иллюстрации религиозного содержания художник часто включал бытовые детали, рисовал на полях книг всевозможных химер или вольные сюжеты, например, сценки из городской жизни.

    Готическое  искусство с его интересом  к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.

    Список  литературы: 

  1. Власов  В.Г. Готический стиль.- Режим доступа:  http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm
  2. Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. - Т. 4. - М., 1967.
  3. Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. - М.,1952.
  4. Готический стиль.- Режим дсотупа:  http://www.dbfolio.com/gothic.htm/
  5. Готика. - Режим доступа: http://cih.ru/ae/af13.html
  6. Готический и романский стили - единство и противоположность. История Архитектуры. - Режим доступа: http://www.arhitekto.ru/txt/3fgot14.shtml
  7. Готический стиль в архитектуре.- Режим доступа:  http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html
  8. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - М., 2005.
  9. Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья. - М., 2001.
  10. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  11. Культурология: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. А.Н.Марковой. - 3-е изд. – М., 1998.
  12. Муратова К. М. Мастера французской готики ХII- ХIII веков. - М.: Искусство, 1988.
  13. Петров М. И. История европейской культуры. - М.: РОССПЭН, 2004.

Информация о работе Архитектура эпохи Средневековья: готика